Наталья Чепурко
Экологический проект «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Деревья – наши друзья».
2 слайд.
Актуальность: На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Публикация «Экологический проект „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев, формирует у детей основы активной жизненной позиции осознать экологическую ценность дерева – как часть природы в ее единстве с человеком; воспитывает умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие.
3 слайд
1. Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
2. Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
3. Вид проекта: информационно – творческий (в рамках тематической недели «Мир деревьев»
4. По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Идея проекта: помочь ребенку сформировать основы активной жизненной позиции; осознать экологическую ценность дерева – как часть природы в ее единстве с человеком; воспитывать умение сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие.
4слайд.
Цель проекта: Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
5слайд
Задачи проекта:
Образовательные:
-Формировать представления о видах деревьев, их значимости в жизни человека, способах применения
Развивающие:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
- развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
- воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять
6 слайд
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный
(На предварительном этапе была изучена методическая литература:
— Киселева Л. С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»
В пособии представлены материалы по использованию проектного метода, созданию образовательного пространства и развитию творческих познавательных интересов. Это пособие помогло составить план работы, поставить цель, задачи.
— Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».
Изучив пособие, ознакомилась с методикой проведения экскурсий, прогулок, использованием игровой деятельности в дошкольной педагогике.
— Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». В книге анализируется содержание и современное состояние экологического образования дошкольников. Из книги я взяла рекомендации по созданию предметной развивающей среды.
— Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Изучила технологии и методы эколого-воспитательной работы.
— Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» Из пособия взяла игровые занятия, фольклорный материал, который позволил разнообразить формы работы.
В результате была определена цель проекта, поставлены задачи, исходящие из программных задач по развитию речи, познавательному развитию и годовых задач ДОУ,
- Изучила отношение родителей к поставленной проблеме: провела индивидуальные беседы, опросы, анкетирование родителей
2. Аналитический-
Выявить наличие знаний и представлений у детей о деревьях – как о живых существах. (приложение)
разработала перспективный план, подобрала дидактические игры, художественное слово о деревьях. Консультации для родителей на тему: «О пользе деревьев», «Экологическое воспитание детей», «Правила поведения при общении с природой», «Педагогический практикум (приложение)
Изготовление экологической тропы
3. Практический
1. Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Занятия с детьми: «Золотой клен», «Знакомство с деревом долгожителем», «Сравнение веток и кустов», «Деревья в нашей жизни». «Грецкий орех», «Липа»
3. Составление "Круга полезности деревьев".
4. Художественное творчество. (рисование, лепка, аппликация, конструирование)
7 слайд
Формы работы: Непосредственно-образовательная, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и родителей. Персональные и совместные выставки детского творчества; фотовыставки, конкурсы, выставки поделок
Методы: наблюдение за деятельностью ребенка, беседы с ним и его беседы с взрослыми, самостоятельная деятельность и совместная деятельность ребенок – родитель /педагог/.
8слайд
Технология внедрения проекта
С детьми: Систематизируем знакомую информацию, планируем совместную деятельность, распределяем задания для решения проблемы. Учим стихи о деревьях, читаем произведения, организуем выставки рисунков и поделок по теме. Участвуем в наблюдении за деревьями на территории детского сада. Изготовили экологическую тропу
С родителями: Вводим в ситуацию, определяем проблему, задачи, родители помогают спланировать и организуют деятельность дети-родители, помогают в сборе листьев, изготовлении гербария, участие в КВНе - «Знатоки деревьев», консультации, родительское собрание
Для педагогов: подготовила информацию экологического проекта: «Деревья – наши друзья», конспекты непосредственно- образовательной деятельности, картотеку дидактических игр, подбор художественного слова о деревьях (рассказы, стихи, пословицы, загадки)
9 слайд Ожидаемый результат:
- Сформированные знания о деревьях, растущих на территории детского сада.
- Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
- Бережное отношение детей к природе.
10 слайд Вывод
Данный проект позволяет организовать совместную деятельность воспитателя, детей и их родителей в достижении единой цели. Способствует развитию детского кругозора, бережного отношения к деревьям.
Литература:
1. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
2. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми».
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». .
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду».
5. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста».
6. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?».
Приложение
Перспективный план к тематической недели «Деревья наши друзья»
Дни недели тема
Понедельник
1. Целевая прогулка «Деревья нашего участка»
2. Беседа о поведении в природе. Экологические правила.
3Чтение рассказа В. Бахревский «Дары деревьев»»
4. с/р игра, «Путешествие в волшебный лес в поисках волшебного дерева».Д/и «Беги к дереву» Настольно – печатная игра «Как зовут тебя, деревце?»;
Вторник
1. Наблюдение –«Золотой клен»
2Поисково –исследовательская деятельность: собрать плоды клена, раскрыть их и рассмотреть через лупу.
3. Аппликация из плодов клена «Цветы».
Чтение рассказа М. Пришвин «Молодой клен»
4. Словесная игра «Найди дерево по семенам»
п/и «Кто быстрее найдет клен.»,
Среда 1. Наблюдение за березой (о значении березы в природе и жизни людей)
2. Составление сказки о березе.
3. Рисование «Во поле березка стояла»
Заучивание ст-е С. Есенин «Береза» Д/и «Угадай какой наш дом»
Четверг
1. Деревья в нашей жизни –беседа
Чтение рассказа В. Багревский «Жизнь деревьев»
Занятие «Деревья в нашей жизни».
4 Разучить пословицы приметы о деревьях
Консультация для родителей: «О пользе деревьев»
Пятница
1. Занятие «Сравнение веток деревьев и кустов»
2. Исследование различных частей дерева (ствол, листья, корень и т. д.).
3. Аппликация «Ветка в вазе»
Педагогический практикум для родителей «Педагогические ситуации»
д/и «Лесник»
Понедельник
1. Наблюдение за елками
2. Рассказ воспитателя о пользе елок для людей.
3. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Елочка»
д/иКто где живет»
Вторник
1Беседа «Через добрые дела можно стать юным экологом.
2. Изготовление «Круга полезности деревьев»
3. Изготовление экологической тропы
4. С/Р игра «Магазин семян»; п/и «Найди пару»,
Среда
1. Грецкий орех –наблюдение
2. Познакомить детей с историей появления этого дерева в Крыму.
3. Конструирование Поделки из ореховой скорлупы
п/и «Путешествие»
Четверг
1. Занятие «Липа»
2. С/р игра «Аптека».
3. Д/и «Узнай дерево по описанию»
Пятница
1. Наблюдение за акацией.
КВН для детей и родителей «Знатоки деревьев»
Картотека дидактических игр
«Деревья» «Найди свое дерево».
Цель: Обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения в природе.
Воспитатель завязывает одному ребенку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому – нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задает вопросы:
1. Оно гладкое или нет?
2. Есть ли на нем листья?
3. Высоко ли от земли начинаются ветки?
Затем воспитатель отводит ребенка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «свое дерево», используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.
«Найди дерево по семенам»
Цель: Найти целое по частям.
Правило: Бежать к тому дереву, от которого семена, (можно по сигналу)
«Путешествие»
Цель: Найти дорогу по названиям знакомых деревьев, растений.
Правило. Описать растения, деревья –ориентиры не говоря, как они называются.
«Лесник»
Содержание знаний: Напомнить детям внешний вид некоторых деревьев и кустарников, их составные части, ствол листья, плоды и семена. Научить ребят выражать свои знания словами.
Дидактическая задача. Назвать признаки растений. Выбрать их нужные части.
Правило. Собирать семена можно только те, которые называет воспитатель.
«Кто где живет»
Дидактическая задача: Тренировка в быстром нахождении названного дерева.
Игровые действия. Убегать от водящего к названному дереву.
Правило. Воспитатель часто меняет название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
«Угадай, какой наш дом»
Дидактическая задача: Описать деревья и найти их по описанию.
Игровые действия: Составление и отгадывание загадок о деревьях.
Правило: Называть дерево можно только после описания.