марина шамина
Проект «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Деревья — наши друзья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Звёздочка» комбинированного вида
Конкурс «Наше Подмосковье»
номинация «Зеленый регион»
«Деревья – наши друзья»
Составители:
зам. зав. по ВМР
Шамина Марина Михайловна
Ногинск
2016г.
Проект «Деревья – наши друзья»
Карта проекта.
Публикация «Проект „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
Название проекта : «Деревья – наши друзья»
Актуальность проекта : проект «Деревья – наши друзья» определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна.
Общение детей с природой, организованное педагогом, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Поэтому главная цель проекта - развивать познавательный интерес к живой природе, воспитывать любовь к природе, уважительного и заботливого отношения к ней, расширить знания о природе. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, знакомятся с литературными произведениями. Очень важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Цель: обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников; развивать основы экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях лета.
Задачи проекта :
1. Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях, состоянии окружающей среды.
2. Развивать коммуникативные способности детей через совместное речевое творчество и чтение художественной литературы.
3. Обобщить и систематизировать знания детей: о неживой природе (воздухе, воде, почве, через опыты как элемент экологического образования; о росте и развитии дерева, их последовательности и закономерной направленности, в установлении связей между деревьями и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития.
4. Закреплять у детей знания о правилах поведения в природе: не нарушать целостность, не мусорить, бережно относиться к природе (не оставлять надписей на природных объектах, бережливым быть с водой).
5. Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении.
6. Усилить эмоциональное восприятие природы, «окружающего леса», животных через музыку и движения.
7. Формирование знаний о жизненных проявлениях объектов живой природы (питание, рост, развитие).
8. Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязях в природе.
9. Изучать взаимодействия дерева с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед. Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед, родители.
Срок реализации проекта : июнь-октябрь
Тип проекта : познавательно-творческий
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: долгосрочный
Форма проведения итогового мероприятия проекта : развлечение «Деревья – наши друзья»
Продукты проекта : коллективная работа плакат на тему «Берегите деревья»; выставка «Мое любимое дерево»; рисование «Осенние листья», аппликация из засушенных листьев «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка «Ветка сирени»
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
• Знать о необходимых условиях для жизни деревьев, растений.
• Сформировать знания о деревьях и кустарниках в летний период.
• Различать деревьев по листьям, плодам, коре.
• Сбор гербария
• Привить стремление к самостоятельному познанию, любознательность.
• Проявление самоконтроля и саморегуляции своих действий на природе.
Педагоги:
• Способствовать использованию метода проекта в работе с детьми, формировать позитивное отношение педагогов к проектной деятельности.
• Осуществляют инновационную деятельность.
Родители:
• Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.
Содержание этапов проекта.
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте, совместно с детьми изготовили кормушки для птиц, чтобы спасать от нашествия гусениц. Вместе с родителями создали экологический альбом «Деревья нашего сада»; спилы разных деревьев; семена деревьев. Вместе с детьми создать план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». На занятиях по изобразительной деятельности – организовать выставку «Деревья нашего края». На музыкальном занятии – выучить хоровод «Березонька», песню «Калинка», прослушать в музыкально-поэтическом сопровождении Э. Верхарн «Из солнечных лучей.», Е. Кочеткова «Дерево», песни «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
Работа с детьми.
Перед началом работы по проекту «Деревья – наши друзья» мы провели с детьми беседу о деревьях. Выяснили их представления о деревьях, их отношение к ним. Предложили детям схему знакомства:
1. Как зовут тебя- дерево?
2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созреют на месте твоих цветов?
4. Можно ли увидеть твои семена, или они будут спрятаны в плод?
5. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или морщинистая?
Исследовательский этап.
Цель: выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в нашем лесу.
Дать детям задание: познакомиться со своим деревом - подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей, как и у всех людей, есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги, руки; дереву – листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые: друзья, соседи, а у дерева? Кто бегает рядом с ними? Растет рядом с ними? Прилетает к нему? Предложить детям понаблюдать за окружением дерева, по рассуждать: нравятся ли дереву такие соседи? Почему?
На занятиях по изодеятельности предложить нарисовать любимое дерево.
Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая она- теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Дети могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева как для нас одежда : она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле – уходят в глубину или располагаются в стороны? В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о деревьях, о природе родного края, мы широко использовали игру. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Наш проект строится на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности. Свою работу мы построили по следующей системе.
Занятия.
Занятие 1. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Листопад».
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение С. Михалкова «Листопад», учить детей понимать, а затем воспроизводить образный язык стихотворения, упражнять в подборе эпитетов, сравнений, воспитывать любовь к природе, деревьям.
Листопад
Еще недавно на вершине клена
С другими листьями он дружно шелестел,
Но час пришел, и бывший лист зеленый,
Опору потеряв, с вершины вниз слетел.
Вот он лежит, опору потерявший
Сухой кленовый лист,
В ненастный день опавший,
А лес еще живет — шуршит его листва,
Хоть осень с каждым днем
Берет свои права
И наступает время листопада.
Не сокрушайся, друг! Смириться с этим надо.
При всем желании судьбу не обвести.
Придет и твой черед, и ты в свой срок увянешь,
При всем старании — природу не обманешь.
Но ты пока живешь! Живи! И шелести!
Занятие 2. «Деревья нашего сада».
Цель: закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе, воспитывать бережное отношение к «зеленому другу», учить беречь природу.
Занятие 3. «Осень золотая» – экскурсия в осенний сад.
Цель: расширить представления детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.
Игровая деятельность.
Дидактические игры:
1. «Сравни». Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
2. «Что лишнее». Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
3. «Назови плод». Цель: дети должны правильно указать плод этого растения.
4. «Определи дерево по листочку». Цель: дети по листочку должны назвать дерево.
5. «Скажи по-другому». Цель: назвать листья по-другому (лист клена кленовый, осины – осиновый и т. д.).
6. «Найди свое дерево». Цель: учить находить дерево по описанию.
Наблюдения и исследовательская деятельность.
1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Художественно-продуктивная деятельность.
Выставка: «Мое любимое дерево», рисование «Осенние листья», аппликация из засушенных листьев «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка «Ветка сирени»
Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит итоговое занятие: «Деревья – наши друзья». Дети закрепили знания о деревьях, об их красоте и пользе. Воспитывается бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Итогом проекта «Деревья – наши друзья» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
1. Всем людям необходимо бережно относиться к деревьям. Они, очень нужны всем.
2. Знать строение дерева : корень, ствол, ветки, листья.
Любить свой край, любить природ
Приложение
Занятие «Деревья – наши друзья»
Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.
Ход занятия:
-Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
-Наши друзья - это деревья!
-Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
-Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
( Дети: клен, береза, ель, рябина)
Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С. А. Васильева) :
«Дерево могуче, дерево сильно,
Ведь в земле корнями оно закреплено.
Рассмотри подробнее его, смотри не поленись:
Ствол - дереву опора, убегает ввысь.
Ты потрогай твердую древесную кору
Надежно защищает она дерево в бору.
Создают прохладу под деревом листочки,
Они весною ранней выросли из почки.
К листочкам на ветках тихонько прикоснись,
Но елочной иголкой, смотри, не уколись!»
-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья)
- Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)
-Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева).
- Молодцы! Правильно назвали строение дерева.
-Посмотрите! А что это за дерево? ( Второй ребенок: рябина.)
«Осень в город к нам пришла, Огоньки вокруг зажгла.
Ярко- красный шарик-Это вовсе не фонарик.
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!»
(С. А. Васильева)
- Ребята! А кому и какую пользу она приносит?
( Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.)
-А это что за дерево? Выходит третий ребенок:
«Листву рассыпает метель золотая,
Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится
И медленно мне на ладошку ложится.
Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды.
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С. А. Васильева)
-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью.)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью (Дети -желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист)
-А теперь к какому дереву мы подошли? Выходит четвертый ребенок:
«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пухНад улицей несутся сотни белых мух».
(С. А. Васильева.)
-Тополь, это дерево, которое растет в городе.
-Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? ( Дети: тополь- это городское дерево)
-Для чего в городе нужны деревья? ( Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и
вырабатывают кислород. Таким образом они очищают городской воздух)
-Как называются деревья, на которых растут иголки? ( Дети: хвойные деревья.)
-Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр)
Выходит пятый ребенок:
Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.
- А что говорят в народе о сосне?
-1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
-2 ребенок «Всякая сосна своему бору шумит»
-Как выглядит сосна?
( Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна,размножается шишками.)
-Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из осенних листьев. (Дети собирают листья)
-Как много красивых листьев собрали!
-А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
-Какая красивая тропинка получилась!
-Вам нравится ребята? (ответы детей)
-Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
Пятый ребенок:
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
(С. А. Васильева)
-Какого цвета листья на березе? ( Дети: золотисто-желтые)
-у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
( Дети: у березы)
-у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Дети: у березы)
-Какое значение имеет - листопад?
( Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.)
-А сейчас, отгадайте загадки:
1. Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
2. Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
3. Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
4. В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
5. Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит. (липа)
6. В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад)
7. Весной вырастают,
А осенью опадают. (Листья)
Если в роще растут березы, как называется эта роща? ( Дети: березовая роща.)
-А если в роще, растут дубы? ( Дети: дубовая роща)
-Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)
Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончилось наше занятие.
-Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
-До новых встреч! До свидания!
Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.