Ольга Сенцова
Проект «Деревья-наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ярче, ярче солнышко с неба нам свети
Выше, выше деревце над землей расти
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.»
Актуальность:
Публикация «Проект „Деревья-наши друзья“» размещена в разделах
Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача. На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Паспорт проектаТип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (с 1 июня по 31 августа)
Участники проекта: дети средне старшей группы, их родители, воспитатель Сенцова О. И.
Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические
- наблюдения
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- экскурсии,
- опыты,
- ручной труд.
Предположительный результат:
Воспитанники:
- знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
-имеют представление о природе родного поселка.
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей
Продукты проекта: разработанные рекомендации и консультации для родителей; выставка творческих работ детей; коллективная работа «Люблю березу русскую»; гербарий «Деревья и кустарники».
Цель проекта: Формировать экологическую культуру, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания, любознательность, наблюдательность;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
- развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
- формировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
- уточнить представления о взаимосвязи живой и неживой природы;
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
–подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
II. Основной этап:
1. Беседы с детьми:
- «Какие деревья растут на территории детского сада»;
- «Как деревья помогают человеку»;
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
- «Как сберечь деревья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
4. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
5. Экскурсия:
Рассматривание деревьев на территории детского сада.
6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»;
-оригами «Ёлочка»;
- лепка «Кленовые и дубовые листья»,
Коллективная работа: «Люблю березу русскую» - печать листьями
Гербарий «Деревья и кустарники»
7. Непосредственно образовательная деятельность:
«Деревья – какие они?»
Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.
8. Дидактические игры:
1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
4. «Что лишнее». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
6. «Лиственные или хвойные». Цель: Формировать умение детей отличать лиственные деревья от хвойных.
9. Экспериментирование:
1. Опыт «Зеленые листья». Цель: выяснить как свет влияет на цвет листьев.
2. Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
3. Эксперимент «Сколько лет дереву». Цель: рассматривание спилов деревьев и определение возраста дерева»
10. Работа с родителями:
1. Рекомендации: «Прогулки с детьми на природе».
2. Консультация: «Природа как воспитатель».
3. Заучивание стихотворений о деревьях.
III. Заключительный этап
Художественно-творческая деятельность: коллективная работа «Люблю березу русскую».
Презентация гербария «Деревья и кустарники» детям младшей группы.