Ольга Зайцева
Экологический проект «Что посеешь, то и пожнёшь»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
пос. Кубанская степь»
Экологический проект на тему :
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Срок реализации проекта :
март 2019 г. – август 2019 г.
Автор-разработчик:
воспитатель гр. «Капитошка»
Зайцева Ольга Александровна
2019 год.
Пояснительная записка.
Публикация «Экологический проект „Что посеешь, то и пожнёшь“» размещена в разделах
Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о культурных растениях, о том, где и как они растут, о необходимых условиях их роста, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в
жизнедеятельности человека, их интерес к познавательно-исследовательской
деятельности недостаточно развит.
На территории нашего центра, есть теплица и мини-огород, которые используются для экологического и трудового воспитания детей. Трудовая деятельность может стать, с одной стороны, тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимодействие человека с миром природы, а с другой – система - образующим началом при ознакомлении детей с окружающим миром. Не все дети, проживающие в городах, выезжают на отдых в сельскую местность или на дачные участки. Часто дети имеют представления об экзотических фруктах, но не могут рассказать о том, как выращивают овощи и фрукты местности проживания детей. Опыт показывает, что изучать объекты живой и неживой природы лучше всего в проектной деятельности.
Технология проектирования позволяет формировать у детей навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками, воспитателем и т. д.
Участие детей в экологическом проекте «Что посеешь, то и пожнёшь», позволило обогатить их знания и представления об овощах, их вкусовых качествах, развить поисковую, исследовательскую, трудовую деятельность и творческие способности. Важно, чтобы дети чувствовали себя полноценными участниками проекта.
Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов.
Дети видят вокруг себя многообразие растительного мира, но при этом остаются пассивными наблюдателями: не зная правил ухода за растениями, особенностей влияния окружающей среды на них. Таким образом, возникла необходимость создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Цель проекта :
создание благоприятных условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию огородных растений.
Задачи:
• расширять представления об овощах.
• развивать познавательный интерес.
• формировать практические умения по созданию условий для выращивания овощей.
• определять стадии роста овощных культур и роли человека в их выращивании.
• воспитывать любовь и интерес к природе, бережное отношение к растениям, к своему труду и труду других людей.
Предполагаемый результат:
• Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
• Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
• Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
• Все участники проекта (дети, воспитатели) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Перечень форм и методов реализации проекта
• Экскурсии на огород: «Где растут растения?», «Разноцветные плоды растений».
• Занятия в игровой форме.
• Подвижные, дидактические, творческие игры.
• Рассматривание иллюстраций, картин.
• Беседы.
• Чтение художественной литературы.
• Загадки, пословицы и поговорки.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними:
ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
лук-севок, семена томата, семена болгарского перца.
Оборудование для высадки рассады в огород на улицу: рассада, выращенная в группе, лопаты, ведерки, грабли, лейки.
Полная стоимость проекта составляет 500 руб. (на указанный срок реализации проекта).
Финансирование – Спонсорская помощь.
Риски проекта и их профилактика
Некоторым детям будет сложно справиться с заданием, в связи низким уровнем коммуникативных и познавательных навыков. Необходимо проведение индивидуальной помощи данному воспитаннику со стороны воспитателя.
Оценка эффективности проекта
Оценить эффективность о проделанной работе можно в виде наблюдения за деятельностью детей, через опрос детей. Также эффективность знаний, приобретенных воспитанниками, можно проверить по результатам викторины «Знатоки овощных культур».
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
• Определение цели и задач проекта.
• Анализ имеющихся условий в группе, в СРЦН.
• Подобрали и изучили методическую литературу,- сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения). Создали предметно развивающей среду по теме проекта.
• Разработка комплексно - тематического плана работы.
• Создание условий для организации работы (подготовка участка, инвентаря, семян, рассады).
На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.
Тема: «Кто, где живет, где что растет»
Скороговорка дня: «Во саду ли в огороде, за забором, за плетнем»
Цель: актуализация и обобщение знаний о культурных растениях.
Предварительная работа: обсудить с детьми, какие растения можно вырастить в огороде. Почему их называют культурными?
Нарисовать свое любимое растение.
Дидактические игры: «Что, где растет», «Что растет на огороде?», «Назови растение»,
«Что лишнее?».
Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони».
Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады, парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.
Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
2 этап. Основной.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми познавательного характера (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Рассматривание семян, посадка семян.
• Наблюдение за растениями.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
• Отражение результата через художественно-творческую деятельность
Совместная деятельность педагога и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде.
• Зарисовка наблюдений за ростом растений.
1. Беседы с детьми: «Как выращивают овощи на огороде?», «Полезные свойства овощей», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты» «Что мы знаем о томате», «Значение картофеля в жизни человека», «Какой вырос у нас урожай?».
2. Опыты-наблюдения: «Строение растений», «Размножение, рост, развитие растений», «Условия всхожести семян».
3. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и Корешки», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород».
4. Рисование: «Витамины с огорода», «Весёлый помидор», «Дары с грядки».
Лепка: «Горох», «Дружная семейка»
Аппликация: «Консервируем овощи», «Корзинка для овощей и фруктов»
5. Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Приключения Чиполлино», Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!», загадки, пословицы и поговорки.
6. Подвижные игры: «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки».
3 этап: Итоговый
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Овощи на грядке».
3. Презентация проекта «Что посеешь, то и пожнёшь».
На заключительном этапе нашей проектной деятельности мы собрали урожай овощей, подготовили огород к зимнему сезону. Вместе с ребятами подготовили мультимедийную презентацию проекта.
Во время проекта у детей были сформированы представления о многообразии семян, о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва. Дети научились ухаживать за растениями (поливать, рыхлить, бережно относиться к растениям и уважительное отношение к труду взрослых.
Выработка плана действий на перспективу.
Используемая литература:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир
растений.», М. 2005г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
4. Интернет ресурсы.