Надежда Лебедева
Экологический проект «Мы и природа», подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта:
• По направленности: информационно – познавательный, творческий.
• По количеству участников: групповой.
• По продолжительности: годовой.
Участники проекта:
• Дети подготовительной группы
• Воспитатели
• Медсестра ДОУ
• Инструктор по физкультуре]
• Родители
База проектной деятельности:
МБДОУ «Килемарский детский сад «Теремок»
Темочки:
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Сроки реализации:
2014 - 2015 учебный год
Актуальность проекта
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных; мы физически страдаем от загрязненности воздуха, воды, почвы…. Погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой и неживой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе, но далеко не всегда умеем вести себя по отношению к природе.
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой. Дети с открытой душой и сердцем познают мир.
Именно поэтому мною был разработан проект: «Мы и природа»
Для этого наметила цель и задачи, составила план работы.
Цель проекта:
• Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которая составляет их непосредственное окружение.
• Становление у детей научно-познавательного, эмоционально нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровья.
Задачи проекта:
• Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных для дошкольника.
• Развивать познавательный интерес к миру природы.
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• Прививать трудовые природоведческие знания.
• Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе родного края.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и
животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
2. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
3. Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
4. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса.
Успех реализации задач экологического образования дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению, включая следующие компоненты:
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.
В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный уголок природы, опытно исследовательская лаборатория, речевой, игровой уголок, уголок здоровья, музыкально – театрализованный уголок.
Различные виды деятельности. Берется тема недели и погружается во весь педагогический процесс.
Профессиональная подготовка педагогов: семинары, прохождение курсов.
Экологическое просвещения родителей: активное участие родителей в экологическом образование дошкольников.
Формы работы с родителями:
1. Консультации:
«Берегите природу», «Интересное рядом», «Безопасные выходные».
«Экспериментируем вместе с детьми».
2. Проведение конкурсов: «Папа, мама я дружная семья» (использование природного материала, «Птичья столовая», «Домик для птиц» и т. д.
3. Оказание помощи в пополнении уголка экспериментирования.
4. Помощь в подборе литературы.
5. Анкетирование
Работа с социумом: сотрудничество с коллегами, координация работы по экологии с другими учреждениями, школой.
Этапы работы:
1-й этап – информационно-аналитический (сентябрь)
Цель:
• Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.
• Изучить уровень знаний экологического образования дошкольников.
• Составить план работы.
На данном этапе необходимо обозначить проблему:
Выявить характер представлений ребенка о природе: живой, неживой. Взаимосвязь всех объектов.
2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации, (октябрь – апрель)
Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.
В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.
Реализация проекта по формированию экологической культуры: «Мы и природа»
План действий:
Экологизация всех занятий: коммуникация, познание, художественное творчество, худ. литература, музыка, физическая культура, труд, социализация, здоровье, безопасность.
Планирование занятий подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала.
Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память, речь.
Среди разнообразных методов экологического образования большое место занимает наблюдения, которые формирует у детей отчетливое представление о животных, растениях, о сезонных явлениях.
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми.
Труд в природе - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении
Экспериментальная деятельность
Для того чтобы знания детей были осознанными используется экспериментальная деятельность. Опыты способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания
Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, помогают закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных объектов. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать не возможно.
Работа с родителями:
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Формы работы с родителями
В совместной работе с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники.
Самостоятельная деятельность детей, в которой закрепляются все умения и навыки, чем больше знаний у детей, тем разнообразнее их самостоятельная деятельность.
3-й этап – презентация, (апрель – май)
Выпуск газеты: «Прикоснись к природе сердцем»
Развлечение: «Именины у Земли»
Обеспечение проекта:
Техническое: музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.
Кадровое: взаимосвязь с медицинским, физкультурным блоком, методистом и музыкальным руководителем ДОУ.
Информационные: методическая и художественная литература, материалы мероприятий с дошкольниками, иллюстрации, картотеки по теме.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Финансовое: за счет собственных средств, средств спонсоров, ООиМ
Выводы:
• Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к ее явлениям, в частности, развитие экологической культуры.
• Работа с родителями играет существенную роль в реализации проекта.