Надежда Тимошкина
Экологический проект «Мусор надо разделять, чтоб использовать опять»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
Обоснование
Если человек только слышит, он может
усомниться, если он только видит, он еще может
сомневаться, но если человек сделал что-то
своими руками, он больше не сомневается.
Слова на стене Бесславила -
научно-исследовательского
с/х центра США
Лето - пора сбора не только ягод и грибов, но и: мусора. К сожалению, пластиковые бутылки и металлические банки стали неотъемлемой частью лесов и берегов рек. И это - признак, прямо скажем, не очень высокой культуры тех, кто любит "отдыхать" на природе. Проблема отходов сейчас остро стоит во многих странах. И решать ее нужно комплексно: не только путем поиска новых технологий переработки мусора, но и с помощью экологического воспитания. Причем чем раньше мы начнем это делать, тем больше шансов сформировать поколение с новой культурой поведения.
Публикация «Экологический проект „Мусор надо разделять, чтоб использовать опять“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Однако для этого недостаточно просто призывать детей не сорить и не разводить костры. На наш взгляд, запретами делу не поможешь, хотя во многих учреждениях выстраивают природоохранную работу именно на лозунгах: "Нельзя", "Не делай", "Не бросай". Но поведение даже маленького человечка должно быть осознанным, мотивированным. И к выводам о том, что мусору не место в лесу, он должен прийти самостоятельно, хотя и под чутким руководством взрослого. Именно этим целям служит проект "Мусор надо разделять, чтоб использовать опять".
Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки и т. д. и т. п. И вряд ли задумываемся о том, сколько уходит времени, чтобы эти отходы сгнили. Сейчас модно говорить об экологии, о новых способах использования мусора для общего блага, поскольку многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки, может быть использовано для веселой игротеки. Эта тема неисчерпаема. Можно бесконечно придумывать новые роли для старых вещей, которые нас окружают, и дело не в богатстве или в бедности, дело в нравственном отношении к ним. Самое важное - научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности и повысить ответственное отношение к экологической обстановке в селе.
"Каждое дитя в известной степени гений, а каждый гений до некоторой степени дитя". Эта знаменитая цитата из Шопенгауэра нуждается в разъяснении. В чем гениальность ребенка? И где эта естественная детская гениальность проявляет себя? Главное качество гения - видеть вещи и события дальше их обыденного и общепризнанного значения, видеть вопреки мнению и предрассудкам. Именно в этом смысле каждый ребенок - гений. Для этого достаточно дать возможность проявиться и утвердиться детскому творчеству, признать его как уникальное, требующее уважения явление. Ребенок, чье творчество признают в детстве, на всю жизнь приобретет силу мыслить самостоятельно и оригинально. Азарт воспитателя, способен заразить самого пассивного ребенка. Пусть попробует повторить. Наверняка он сделает что-нибудь по-своему, включить фантазию придется, - это неотъемлемое свойство бросового материала.
Пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, фломастеры, стаканчики из- под йогурта и даже пакеты из-под сока - замечательный материал для всевозможных поделок. А чего только не придумаешь из пластиковых бутылок: они могут быть и брызгалками, и вазочками, ведёрками, горшками, и кеглями, и мишенями для городков. Из них можно сделать лопату и формочки для песка, кораблики и даже целый плот.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире. Эта тема неисчерпаема.
Подготовка проекта осуществлялась в рамках экологического месячника.
Цель проекта : создание условий для развития творчества, оздоровления детей, познавательного и ответственного интереса к экологическому состоянию окружающей среды через изготовление поделок из различного бытового мусора.
Работа над проектом не требует больших денежных затрат. Надо только внимательно присмотреться к тому, что находится вокруг и дать возможность ребенку самому придумывать, создавать, пробовать.
Ожидаемые результаты:
1. Изготовление творческих работ из бытового мусора
2. Участие в конкурсах "Экологические поделки"
3. Организация выставки "Чистая Планета"
4. Участие в научно-практической конференции "Мир нестандартного оборудования" в оздоровлении детей.
Данный проект рекомендован педагогам дополнительного образования, дошкольных образовательных учреждений, руководителям детских оздоровительных лагерей.
1. Методика проекта
Любой экологический проект можно разделить на несколько этапов : подготовительный, теоретический, творческий.
Подготовительный этап
Обращаем внимание детей на то, что каждый день мы выбрасываем мусор. Куда он девается? А дома у ребят накапливается мусор? Что с ним делают родители? Можно ли увидеть мусор в окрестностях сада? Откуда он берется?
Теоретический этап
Собираем бытовой мусор на территории сада.
Все собранное сортируем: металлический мусор, пластиковый, бумага и т. п. Среди мусора мы, например, обнаружили пластиковые бутылки, металлические банки из-под газированной воды, бумагу, кусочки стекла, пластиковые пакеты.
Предлагаем детям внимательно рассмотреть весь мусор : откуда он мог здесь появиться?
Обсуждаем, что все природные объекты перерабатываются, кем-нибудь съедаются и превращаются в конце концов в почву. А вот бутылки, банки сделаны руками человека, это не природные, а искусственные объекты. Пластмассы в природе нет, поэтому нет и животных, которые могли бы ее съесть, переработать. Правда, возникает вопрос: ведь бумага тоже сделана руками человека, но она все же со временем исчезает. Почему? Вспомним, из чего бумага сделана: из дерева, а деревья - это природа, деревом не прочь поживиться многие обитатели леса.
Какой же срок гниения различного мусора?
Бумага разлагается: 1 год Консервная банка разлагается: > 90
Фильтры от сигарет разлагаются: 1 год Полиэтиленовый пакет разлагается: > 200
Пластмасса разлагается: - 200 лет Стекло разлагается:> 1000
Практический этап
Мы убедились, что люди выбрасывают очень много мусора : нельзя ли как-нибудь его использовать? Предлагаем детям сделать картины (Приложение 16, поделки, игрушки из отходов, создать интересные скульптуры, из упаковочных материалов - разнообразные кормушки.
2. Творческая лаборатория
Поиск безделушек "Экологическая облава"
Из всего, что будет ими найдено, творите поделки.
Корзина для мусора из журнальных страниц
Доска из пробок от шампанского
Новогодние украшения
Старые перегоревшие лампочки нельзя выкидывать. Если их разукрасить красками по стеклу, получатся чудесные елочные игрушки, которые могут служить много лет.
Следующий объект нашего внимания - одноразовые тарелки
Из них тоже получаются весьма и весьма интересные поделки. Самое простое - это бумажные тарелки расписать
Из половинки другой тарелки сделаем льву туловище и приклеим к голове. Оставшийся кусочек тарелки с помощью ножниц превращается в хвост. Если чуть-чуть пофантазировать, можно сделать и черепаху, и кошечку, и божью коровку, и паука.
Матрешки из ложки
Делается такая круглолицая, румяная матрешка из одноразовых ложек, стаканчиков, салфеток
Для этого вам понадобится : одноразовые стаканчики, разноцветные бумажные салфетки, нитки, маркеры, ножницы, цветная бумага
"Муранское стекло"
Роспись по стеклу - это древнее искусство. Поэтому мы не могли обойти этот вид творчества. В любое время приятно ставить цветы в красивую "вазу"
Массажная дорожка
В летний период перед педагогами стоит важная первостепенная задача - оздоровления и закаливания детей. Своими руками можно сделать тренажер для массажа стоп.
Вам потребуется: фанера любого размера, клей момент, пробки от газированных напитков и ваша фантазия. Пробки от бутылок подойдут и для игры в шашки. Что дети очень любят.
Бумажных дел мастера
В течение года у ребят накапливается много остатков цветной и офисной бумаги. Весной мы предупредили, чтобы они не выбрасывали эту бумагу. На занятиях дети познакомились с основами модульного оригами и квиллинга. Для изготовления поделок понадобится только бумага, ножницы, линейка. Можно также использовать глянцевые журналы. Поделка, выполненная в стиле оригами, будет прекрасным подарком на праздники.
3. Веселая игротека
Использовать бытовой мусор можно не только для изготовления поделок, но и для проведения очень интересных подвижных и настольных игр.
"Юные жонглеры"
В школе ребята очень любят кидаться друг в друга разными предметами. Мы решили помочь им в этом. Сделали заготовки "мячей" определенного размера, чтобы их удобно было держать. Для этого нам понадобились остатки бумаги и скотч. Вперед. Игра начинается. Данное развлечение способствует концентрации внимания, умению держать равновесие.
"Коробочные встречи"
Это веселые спортивные соревнования. А "коробочные" они потому, что во всех эстафетах используются коробочки от сока, который дети выпили на полдник.
Участвовать могут несколько команд от 3 до 5 человек.
Разные этапы:
• пронести коробочку, положив на голову
• пронести коробочку, положив на плечо
• пронести коробочку, положив на спину
• пронести коробочку, на ногу в районе стопы
• пронести коробочку, нацепив на нос
• пронести коробочку, прижав подбородком к шее и т. д.
Из коробочек из-под сока можно изготовить замечательного робота "Мусоросборщика" .