Римма Гуляева
Информационный познавательно-исследовательский проект «Мир лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Вид проекта: информационный, познавательно – исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность темы: в нашем стремительном веке новейших технологий проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах.
Публикация «Информационный познавательно-исследовательский проект „Мир лекарственных растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Цель проекта: формировать представления детей о мире лекарственных растений, их ценности для здоровья.
Задачи:
Образовательные:
• Дать детям знания о растениях родного края, с их целебными свойствами, познакомить с их разнообразием и лечебными возможностями, о правилах сбора, хранения и практического применения.
• Подвести детей к пониманию особого отношения к лекарственным растениям человека, к осознанию их ценности для жизни и здоровья людей.
• Познакомить дошкольников с лекарственными растениями произрастающих на клумбе, луге и группе детского сада, с его значимостью для всего живого на планете.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Развивающие:
• Развивать умение ухаживать за растениями, группы, участка; умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе у детей дошкольного возраста во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и детского сада.
Ожидаемый результат:
Сформировать:
• знания о лекарственных растениях и потребности в их применении при необходимости;
• навыки использования этих растений в лечебных целях;
• умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности с взрослым;
• бережное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
• осознанное правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.
• стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать:
• взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями;
• потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.
План реализации проекта:
1. Создать ситуацию для мотивации проекта.
2. Опытно – экспериментальная деятельность.
3. Сбор и систематизация материала, распределение по видам деятельности.
4. Создать экологическую «Агитбригаду».
Продукт проектной деятельности:
Дидактические игры, выставка рисунков «Наши зеленые друзья», выставка плакатов «Сохраним окружающий мир», папка с опытами и выводами, альбом «Лекарственные растения».
Презентация: открытый просмотр.
Выполнение проекта:
Мой край как сказочное царство,
Здесь везде растут лекарства:
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну, а что и как лечить-
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем мы без исключения
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить все те растения,
Что пригодны для лечения!
Образовательная деятельность.
Познание.
Цель:
• познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения, о правилах их сбора;
• развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;
• развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном обмене мнениями;
• развивать речь, мышление; поддерживать интерес к лекарственным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Темы:
1. «Царство комнатных лекарственных растений».
2. «Знакомство с лекарственными растениями нашего края».
3. «Путешествие в мир лекарственных растений».
4. «Помощники Айболита».
5. «Полезные растения».
6. «Путешествие в лабораторию».
7. «Знакомые незнакомцы».
8. «Целебные растения клумбы (грядки)».
9. «Лекарственные растения рядом».
10. «Зеленая аптека».
11. Викторина «Знатоки лечебных трав».
12. «Растения - помощники человека».
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование.
Цель: учить дошкольников отличать лекарственные растения от обычных, отображать их строение в рисунке.
Темы:
1. «Одуванчики в траве»
2. «Наши друзья – лекарственные растения»
3. Рисование пластилином «Я цветочек посажу, нашу группу вылечу»
4. Декоративное рисование «Цветочная дорожка»
5. Портрет «Растения улыбаются»
6. «Наш друг подорожник»
Лепка.
Цель: учить дошкольников передавать характер цветов лекарственных растений в лепке. Развивать эстетическое восприятие.
Темы:
1. «Чудо цветок»
2. «А мы по лугу гуляли»
3. Коллективная работа «Лекарственных трав хоровод»
4. Коллективная работа «Цветочная корзинка»
Аппликация.
Цель: учить детей вырезывать цветы, листья из бумаги аккуратно и наклеивать по контуру на картон.
Темы:
1. Коллективная работа «Лекарственные растения»
2. «Мать и мачеха из ниток».
3. «Волшебные травы»
4. «Домики для семян»
5. «Одуванчик» объемная аппликация.
Восприятие художественной литературы.
Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности. Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.
Темы:
1. Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
2. Пришвин М. «Золотой луг».
3. Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
4. Онегов А. «Первый цветок». «На лугу». «На лесной поляне». «Тропинка полевая».
5. Смирнов А. «Цветок солнца». «Кто на яблоньку похож»?
6. Соколов-Микитов И. «Цвета леса». «Легенды о цветах».
7. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
8. В. Бианки «О травах».
9. В. Бианки Экологическая сказка «Шиповник».
10. Р. А. Кудашева «Песенка долгой жизни».
11. Б. Заходер этюд «Дождик и зернышко».
12. Т. Белозеров «Одуванчик»
Музыкально – художественная деятельность.
Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.
Слушание музыки:
1. Ю. Антонов «Не рвите цветы»
2. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов».
3. Ю. Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа».
4. М. Протасов «Одуванчики».
Общение.
Цель: способствовать формированию представлений дошкольников о лекарственных растениях, сезонных изменениях. Развитию у детей умения обобщать по существенным признакам.
1. «Лекарственные растения нашего участка».
2. «О пользе лекарственных растений».
3. «Первые цветы на участке».
4. «Целебные травы»
5. Игра-беседа «Если бы ты был лекарственным (садовым, луговым, полевым, комнатным) цветком.
Развивающие игры.
Цель: развивать у детей коммуникативные способности, мышление.
1. «Отгадай, что за растение»
2. «Отгадай по загадки».
3. «Найди растение по названию»
4. «Узнай растение»
5. «Цветок – имя».
6. «Танец растений».
7. «Угадай по запаху».
8. «Как лечит это растение?».
9. «Сочинялки».
10. «Вершки – корешки».
11. «Определи по запаху» (мята, душица и др.).
Работа с родителями.
1. Какие комнатные растения живут у вас дома?
2. Рассаду каких цветов выращиваете дома?
3. Придумать загадку или сказку о цветах.
4. Нарисуйте с родителями плакат на тему «Сохраним окружающий мир»
5. Участие в акции «Красивый детский сад» (высадка рассады на участке детского сада, «Добра и согласия между Человеком и Природой», в субботнике «Мой чистый дом – поселок Лев Толстой».
6. Консультации, беседы
7. Составление гербария
8. Выпуск газет «Жалобная книга природы», «Прикоснись к природе сердцем».
9. Рисунки совместно с детьми.
10. Викторина «Зелёная аптека».
Психологическая разгрузка
Релаксация.
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.
1. Упражнение «Я цветок».
2. «Цветы и ветерок».
3. Этюд «Дождик и цветы».
Экскурсия в детскую библиотеку.
Цель: познакомить дошкольников с разнообразием художественной литературы по теме «Лекарственные растения».
Экскурсия в аптеку.
Цель: познакомить детей с работой фармацевта, разнообразием лекарственных трав, продаваемых в аптеке.
Итоги:
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивала воображение, мышление, сформировала навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с растениями, их полезными свойствами и научились использовать эти растения в лечебных целях
Список литературы:
1. А. В. Кочергина. Сценарий занятий по экологическому воспитанию. - М. : Просвещение, 2005.
2. Л. И. Иванова. Живая экология. – М. : Просвещение, 2005.
3. С. Н. Николаева. Юный эколог. – М. : Просвещение, 2002.
4. К. Люцио. Растительный мир. – М. : ВАКО, 2007.
5. Н. А. Рыжова. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М. : Пресс, 2002.
6. Т. В. Шпотова. Цвет природы. – М.
7. О. А. Соломенникова Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005г.
8. К. Люцис. Растительный мир. – М. ВАКО, 2007г.
9. Н. В. Ходырева Растения и здоровье. – М. Просвещение, 2003г.
10. О. А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы», - М. «Издательство Скрипторий» 2003.
11. С. Я. Соколов, Замотаев И. П. Справочник по лекарственным растениям. М. Линка-Пресс, 2000г.
12. Т. В Шпотова, Е. П. Кочеткова Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего возраста. – М. Просвещение, 2005г.