Людмила Петровна Жигальцова
Экологический проект «Капитошка и его друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Капитошка и его друзья»
Подготовила Жигальцова Людмила Петровна
воспитатель высшей категории
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта «Капитошка и его друзья»
Тип проекта: Информационно – практико - ориентированный
Возраст детей: Младший дошкольный возраст
Исполнители Дети второй младшей группы, воспитатели, родители
Продолжительность Один месяц
Раздел программы Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Публикация «Экологический проект „Капитошка и его друзья“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Тематическое поле: Экология. Формирование основ экологической культуры.
Мотивация
Выбирая тему для моего проекта, я всегда опираюсь на интересы, потребности детей, возникающие на данный момент. Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, я убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей.
Актуальность:
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, был разработан проект «Капитошка и его друзья» для детей младшего дошкольного возраста.
Проблема проекта:
Зачем нужна вода?
Без воды нельзя прожить.
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Цель проекта:
Цель проекта: ознакомление младших дошкольников со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой;
2. Формировать представления детей о значении воды в жизни человека;
3. Воспитание бережного отношения к воде.
Для родителей:
1. Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
2. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ
3. Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
Задачи проекта:
Образовательные:
Способствовать углублению и расширению у детей конкретных представлений о свойствах воды; расширению кругозора о водном пространстве, о значении воды в жизни человека и живых существ.
Формировать экологическую культуру и познавательную деятельность детей.
Развивающие:
Развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение обобщать собственный опыт исследовательской работы.
Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
Развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.
Способствовать формированию всех компонентов устной речи детей, обогащать и активизировать словарь, развивать грамматический строй речи.
Развивать речевую активность детей, умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
Формировать навыки коммуникативного общения.
Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
Активизировать природоведческий словарь ребёнка
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать технику речевого дыхания в разных видах деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родной природе.
Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, формировать умение работать в коллективе.
Планируемые результаты:
У детей:
Будут сформированы элементарные представления о воде, ее значении для человека, животных и растений.
Дети узнают о свойствах воды (прозрачная, льется, без запаха, без вкуса) в процессе практических опытов с водой.
Будут бережно относиться к природным ресурсам
Сформируются элементы речевого общения: связная речь, умение общаться с детьми, взрослыми
Научаться видеть и чувствовать красоту природы
У родителей:
Расширение партнёрских отношений с педагогами.
Повышение педагогической культуры.
Проявление интереса к совместной деятельности с детьми, воспитателями.
Сформируется интерес к проблеме экологического воспитания детей.
Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологическое воспитание, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
В результате проведенной работы дошкольники поймут и осознают, насколько значима вода в природе, в жизни человека. А также познакомятся с художественными произведениями: рассказами, песнями, выучат стихи, потешки, заклички, пальчиковые гимнастики о воде.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор материала педагогом для реализации проекта:
Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, изготовление экологических пособий и игр.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Подбор и составление бесед, конспектов и презентаций.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды: изготовление и обновление наглядного и речевого материала (иллюстраций, стихов, загадок, подвижных, пальчиковых игр);
Материалов и пособий для экспериментирования; дидактических игр.
Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Познавательное развитие
Непосредственно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром «Чище мойся - воды не бойся», «Капитошка и его друзья»
Беседа: «Вода вокруг нас», «Путешествие капельки», «Вода нужна всем», «Берегите воду!», Беседа «Вечная слава воде»
Опытно-экспериментальная деятельность: «Какой формы вода?» «Какого цвета вода?» «Вода – растворитель», «Замораживание цветной воды».
«Цветная водичка», «Мыльные пузыри»
Рассматривание картинок с изображением воды «Все о воде».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «Про Зайца-грязнулю» автор: Ирина Гурина;
«Про поросенка Петю» Ольга Гультяева; А. Барто «Девочка чумазая»;
Е. Благинина «Аленушка»; С. Капутикян «Хлюп-Хлюп»;
К. Чуковского «Мойдодыр» «Федорино горе» с использование живых картинок
Заучивание пословиц и поговорок о воде, умывании «Водичка, водичка умой моё личико…»
Дидактическая игра «Капелька, лети!» «Снежинка, лети!» на развитие речевого дыхания.
Социально-коммуникативное развитие
Экологические беседы-обсуждения
«Что такое вода?», «Где живет вода?»,
«Вода в жизни человека», «Как мы бережем воду дома»,
«О правилах поведения на воде».
Соблюдение культурно-гигиенических правил, трудовые поручения (полив растений, мытье игрушек, стирка кукольного белья)
Сюжетно- ролевые игры «Семья» «Моем посуду», «Стирка» «Угостим чаем»
Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Возвращение Капитошки»,
«Федорино горе». «Мойдодыр», «Ручеек»
Познавательный фильм «Кто живет в воде»
Наблюдение за работой помощника воспитателя «Моет посуду», «Моет полы»
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Снеговик», «Плывет, плывет кораблик»,
Лепка «Укроем травку снегом»,
Аппликация «Снеговик»
СХД «Сосульки большие и маленькие»,
«Солнышко, свети!»
Раскрашивание раскрасок «Капитошка и его друзья»
Создание коллективного плаката «Для чего нужна вода».
Пение и слушание песен
"Вода буль-буль», «Курочка-рябушечка» «Синяя вода» из мультфильма «Катерок»
Музыка Владимира Шаинского,слова Юрия Энтина "Песня Капитошка» в исполнении группы «Волшебники двора» «Капельки» в исполнении Лизы Муравьевой Д. Тухманова и Ю. Энтина «Виноватая тучка»
Прослушивание звуков природы «Шум воды, моря, дождя, водопада», «Капель», «Ручей»
Чтение и драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Физическое развитие
Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Не замочи ног», «Зимняя рыбалка»
Музыкально- спортивное развлечение «В гости к снеговичку»
Физкультминутка: «К речке быстрой»
III этап «Заключительный»
Результаты проекта:
В ходе подготовки и реализации проекта «Капитошка и его друзья» у детей сформировалось бережное отношение к воде. Дети овладели несложными способами экспериментирования с водой. Познакомились с художественными произведениями, песнями и выучили потешки, пальчиковые гимнастики, стихи о воде. Рисовали при помощи своих пальчиков, ладошек и ватных палочек, изготовили газету «Для чего нужна вода»»
Родители приняли участие в выставке «Капитошка и его друзья».
Маленькая капелька Капитошка прислал письмо и посылку с раскрасками для детей с благодарностью за участие в проекте «Капитошка и его друзья». В группе созданы необходимые условия по формированию у детей целостного представления о природе. Сформировалось бережное отношение к воде. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
Высадка елочек на участке. Сезонные выставки творческих работ детей и родителей «Капитошка и его друзья», коллаж «Для чего нужна вода»