Получи документы

Экологический проект «Дошколята — юные знатоки природы» (3 фото)

Татьяна Феоктистова
Экологический проект «Дошколята — юные знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

Проявлением экологической культуры является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Публикация «Экологический проект „Дошколята — юные знатоки природы“» размещена в разделах

Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром…» (ФГОС 1.6)

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность, она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.

Экспериментальная работа будит в детях познавательную активность, у них появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, она стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, взаимосвязях, возникающих в ней, о свойствах различных материалов, применении их человеком в своей деятельности.

Цели:

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Развитие представлений о живой и неживой природе.

Задачи:

• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);

• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;

• Сочетать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;

• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

Образовательные задачи:

• Знакомить детей со свойствами предмета исследования;

• Формировать умение делать открытия и выводы;

• Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

• Развивать экспериментальную деятельность;

• Развивать речь детей;

• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

• Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность и активность в течении всего занятия;

• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;

• Воспитывать аккуратность в работе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Особенностью Проекта «Дошколята – юные знатоки природы» по формированию экологической культуры у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности, она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Проектом предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:

• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.

• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

• игровые ситуации;

• наблюдение,

• беседа,

• исследовательская деятельность,

• экспериментальная деятельность.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

В процессе реализации Проекта предполагается, что общение с природой сформирует у ребёнка духовно богатый внутренний мир и систему ценностных отношений к окружающей природной среде. Расширит общий кругозор, обогатит творческие способности, внутренние потребности к участию в природоохранной и экологической деятельности.

Тематический план экологического кружка «В мире природы»

№ Тема Задачи

Сентябрь

1 «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах». (Воронкевич О. А., стр. 93) Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки.

Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.

2 Опыты с воздухом. (Н. В. Нищева, стр 44) Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

3 Беседа о насекомых. (Воронкевич О. А., стр. 94) Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.

Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

Воспитывать любознательность.

4 Сравнение комнатных растений (герань и бальзамин). (Воронкевич О. А., стр. 95) Учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, количеству листиков.

Закреплять умение пользоваться моделями.

Упражнять в обследовательских действиях (обвести, погладить).

Октябрь

5 Беседа о том, где живет медведь. (Т. А. Шорыгина, стр. 4) Формировать представление о диком животном – медведе, об условиях жизни, о его характерных особенностях.

Развивать логическое мышление.

Активизировать словарь.

6 Домашние животные. Собака. (Т. А. Шорыгина, стр. 7) Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Закрепить названия детенышей домашних животных.

Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать.

7 Беседа о подготовке зверей к зиме. (Воронкевич О. А., стр. 100) Формировать у детей представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.

Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Развивать доказательную речь.

8 Опыт№ 1: «Воздух - невидимка». (Нищева Н. В. стр. 52) Знакомить с понятием «воздух» и его свойствами, его ролью в жизни человека.

Формировать представление о ветре как о движении воздуха.

Расширять кругозор.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ноябрь

9 Как поливать растение. (Нищева Н. В., стр. 99) Закрепить знание структуры трудового процесса.

Обучить детей практическим навыкам поливки.

Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

10 Опыт на тему: «Вода» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В, стр. 32) Формировать представление детей о свойствах воды: вкус, запах, цвет, текучесть.

Развивать восприятие детей путем активного использования органов чувств: осязания, зрения.

Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

11 Какие звери в лесу: заяц. (Шорыгина Т. А., стр. 4, Нищева Н. В., стр. 60) Формировать представление о диком животном – зайце, об условиях жизни, об их внешнем виде.

Развивать логическое мышление.

12 Беседы о том, кто где живет: Гнездо. (Шорыгина Т. А., стр. 16) Формировать представление о птицах, об условиях жизни, об их характерных особенностях строения тела.

Развивать логическое мышление.

Декабрь

13 Беседа: Как живут растения зимой». (Воронкевич О. А., стр 106) Обобщать и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.

Учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды.

Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.

14 Опыт на тему: «Тяжелый и легкий». (Горошилова Е. П., Шлык Е. В стр35) Познакомить детей со свойствами предметов: тяжелый и легкий.

Формировать представление детей о том, что вода выталкивает на поверхность более легкие предметы.

Способствовать умению определять материал, из которого изготовлен материал.

Воспитывать аккуратность при работе с водой и предметами.

15 Рассматривание и сравнение воробья и вороны. (Воронкевич О. А., стр. 108) Расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Учить распознавать птиц, по способам передвижения, издаваемым звукам.

Воспитывать заботливое отношение, интерес. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно.

Январь

16 Беседа о том, кто где живет: дупло (Шорыгина Т. А., стр21, Воронкевич О. А., стр 110) Обобщать и систематизировать представления детей о том как проводят зиму звери, чем питаются.

Развивать доказательную речь.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

17 Как узнать растение, (дерево, куст, траву) (Воронкевич О. А., стр. 112, Шорыгина Т. А.»Деревья – какие они») Обобщить представление о типичной морфологии растений.

Закрепить умение различать и называть части растений.

Формировать представления о потребностях растений (тепло, влага, свет, земля)

18 Опыт на тему: «Взаимодействие воды и снега». (Горошилова Е. П., Шлык Е. В., стр. 37) Формировать представление детей о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий – и его качествах: тает в тепле, превращается в воду.

Познакомить детей со свойствами воды: чем выше её температура, тем быстрее в ней тает снег.

Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности с водой и снегом.

Февраль

19 Беседа о домашних животных. (Воронкевич О. А., стр. 113) Формировать представления о домашних животных.

Развивать умственную операцию «обобщение».

Воспитывать интерес к домашним животным.

20 Как спасти цветок? (Нищева Н. В., стр. 78) Формировать представление детей о воде, о том, где вода встречается в природе.

Развивать понимание ценности и значимости воды для существования всего живого.

Уточнять знания о свойствах воды.

21 Беседа о том, кто где живет «Лисья нора» (Шорыгина Т. А., стр. 36) Обобщать и систематизировать представления детей о том как устраивает свое жилище лиса, чем питаются

Развивать доказательную речь.

Воспитывать интерес к повадкам зверей.

Март

22 «Выращивание гороха на окошке» (Воронкевич О. А., стр. 114)

Формировать знания о процессе посадки (структура трудового процесса). Совершенствовать навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.

.

23 Опыт на тему: «Лед» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В. стр39) Формировать представление детей о свойствах льда – твердый, холодный, мокрый, прозрачный – и его качествах: тает, меняет температуру воды.

Развивать восприятие детей путем активного использования органов чувств: осязания, зрения.

Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

24 Жизнь диких зверей весной. (Воронкевич О. А., стр. 116) Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывать интерес к жизни животных.

25 Опыт на тему: «Твердое и мягкое». (Горошилова Е. П, Шлык Е. В. стр. 40) Формировать представление детей об обобщенных понятиях «твердое и мягкое».

Расширять знания о свойствах камня: твердый, тяжелый, имеет цвет.

Познакомить с изменением состояния камня: из твердого в порошок.

Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности.

Апрель

26 Составление описательных рассказов о комнатных растениях. (Воронкевич О. А., стр. 118) Учить последовательному и полному рассказу об объекте.

Приучать использовать компоненты предметной модели «растение» в качестве плана рассказа.

Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе.

Учить рассказывать громко, понятно для окружающих.

27 Опыт на тему: «Откуда берется дождь» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В., стр. 43) Познакомить детей с превращением воды в пар.

Формировать представление детей о том, что пар, охлаждаясь, опять превращается в воду.

Способствовать развитию наблюдательности и любознательности.

28 Опыт на тему: «Свет и тень» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В., стр. 45) Познакомить детей со свойством света: образование тени.

Формировать представление детей об обобщенных понятиях «свет и тень».

Способствовать развитию знания о том, как образуется тень, и ее зависимости от предмета и источника света.

29 «Птицы». (Воронкевич О. А., стр. 119) Обобщать у детей представление о «птицах» : у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца.

Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.

Май

30 «Путешествие в весенний лес». (Воронкевич О. А., стр. 120) Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

Продолжать развивать связную речь детей.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

31 «Что такое облака, дождь, гроза?» (Шорыгина Т. А., Беседы о природных явлениях, стр. 25) Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.

Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме.

Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Активизировать словарь детей: страшно, испугались.

32 «Божья коровка» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.

Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых.

Активизировать словарь детей: летают, жужжат.

33 Итоговое развлечение - викторина:

«В мире природы» Развлечь детей.

Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому.

Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.

Список литературы:

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. –М. : Мозаика-Синтез, 2014.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.

3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2016.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

5. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. М. :ТЦ Сфера, 2015.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. М. : ТЦ Сфера, 2016.

7. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ. 2016.

8. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие звери в лесу? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ. 2014.

9. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ. 2016.

Экологический проект «Дошколята — юные знатоки природы»
Фото «Дошколята — юные знатоки природы»
Экологический проект - фото
Публикации по теме:

Педсовет нетрадиционной формы «Экологический КВН «Знатоки природы» Цель: повышение экологической компетенции педагогов. Задачи: - развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии;.

Проект в старшем дошкольном возрасте «Юные защитники природы» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад№20 г. Сегежи Проект Тема: «Юные защитники природы» Тип проекта:.

Проект «Эколята — юные защитники природы!»Проект «Эколята — юные защитники природы!» ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»Цель проекта: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями,.

Экологический квест «Знатоки природы» для детей старшей группыЭкологический квест «Знатоки природы» для детей старшей группы Экологический квест «Знатоки природы» для детей старшей группы Цель: Формирование у дошкольников элементов экологического сознания. Развитие.

Экологический КВН «Знатоки природы» Экологический КВН в старшей и подготовительной группах «Знатоки природы» Цель: Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам.

Экологический праздник в ДОО «Эколята — юные защитники природы» Праздник «Эколята – юные защитники природы» Возрастная группа – 5-7 лет Количество участников – 32 человека Авторы: Парий Галина Сергеевна.

Экологический проект «Мы — друзья природы» Экологический проект «Мы - друзья природы!» Участники проекта : дети группы, воспитатель,родители, Актуальность проекта: Экологическое.

Экологический проект «Охрана природы. Мусор враг планеты» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта: информационно – исследовательский По содержанию: ребенок и охрана природы Участники проекта: дети (5-6 лет).

Экологический проект-стенд во второй младшей группе «Эколята-дошколята»Экологический проект-стенд во второй младшей группе «Эколята-дошколята» ЗАДАЧИ:1. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, отмечать характерные особенности времени года – осени. 2. Расширять.

Экологический проект «Эколята-дошколята»Экологический проект «Эколята-дошколята» Актуальность и социальная значимость проекта: Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект «Дошколята — юные знатоки природы»
Опубликовано: 15 июня 2019 в 15:35
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект «Дошколята — юные знатоки природы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Феоктистова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД