Татьяна Феоктистова
Экологический проект «Дошколята — юные знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Проявлением экологической культуры является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Публикация «Экологический проект „Дошколята — юные знатоки природы“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов, сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов, умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков).
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека, профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым миром…» (ФГОС 1.6)
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность, она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Это объясняется тем, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и именно экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям.
Экспериментальная работа будит в детях познавательную активность, у них появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, она стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, взаимосвязях, возникающих в ней, о свойствах различных материалов, применении их человеком в своей деятельности.
Цели:
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру. Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Развитие представлений о живой и неживой природе.
Задачи:
• Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.);
• Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
• Сочетать опыт практической деятельности с игровой деятельностью;
• Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Образовательные задачи:
• Знакомить детей со свойствами предмета исследования;
• Формировать умение делать открытия и выводы;
• Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
• Развивать экспериментальную деятельность;
• Развивать речь детей;
• Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
• Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и активность в течении всего занятия;
• Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость;
• Воспитывать аккуратность в работе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Особенностью Проекта «Дошколята – юные знатоки природы» по формированию экологической культуры у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности, она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Проектом предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:
• Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
• Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.
• Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
• Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
• Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
• Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
• игровые ситуации;
• наблюдение,
• беседа,
• исследовательская деятельность,
• экспериментальная деятельность.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
В процессе реализации Проекта предполагается, что общение с природой сформирует у ребёнка духовно богатый внутренний мир и систему ценностных отношений к окружающей природной среде. Расширит общий кругозор, обогатит творческие способности, внутренние потребности к участию в природоохранной и экологической деятельности.
Тематический план экологического кружка «В мире природы»
№ Тема Задачи
Сентябрь
1 «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах». (Воронкевич О. А., стр. 93) Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки.
Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, отличающихся друг от друга по внешнему виду и способу произрастания. Воспитывать умение слушать друг друга.
2 Опыты с воздухом. (Н. В. Нищева, стр 44) Дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами, что воздух есть вокруг нас и внутри нас.
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
3 Беседа о насекомых. (Воронкевич О. А., стр. 94) Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.
Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Воспитывать любознательность.
4 Сравнение комнатных растений (герань и бальзамин). (Воронкевич О. А., стр. 95) Учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, количеству листиков.
Закреплять умение пользоваться моделями.
Упражнять в обследовательских действиях (обвести, погладить).
Октябрь
5 Беседа о том, где живет медведь. (Т. А. Шорыгина, стр. 4) Формировать представление о диком животном – медведе, об условиях жизни, о его характерных особенностях.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь.
6 Домашние животные. Собака. (Т. А. Шорыгина, стр. 7) Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
Закрепить названия детенышей домашних животных.
Активизировать словарь детей: домашние, ухаживать.
7 Беседа о подготовке зверей к зиме. (Воронкевич О. А., стр. 100) Формировать у детей представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Развивать доказательную речь.
8 Опыт№ 1: «Воздух - невидимка». (Нищева Н. В. стр. 52) Знакомить с понятием «воздух» и его свойствами, его ролью в жизни человека.
Формировать представление о ветре как о движении воздуха.
Расширять кругозор.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ноябрь
9 Как поливать растение. (Нищева Н. В., стр. 99) Закрепить знание структуры трудового процесса.
Обучить детей практическим навыкам поливки.
Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.
10 Опыт на тему: «Вода» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В, стр. 32) Формировать представление детей о свойствах воды: вкус, запах, цвет, текучесть.
Развивать восприятие детей путем активного использования органов чувств: осязания, зрения.
Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
11 Какие звери в лесу: заяц. (Шорыгина Т. А., стр. 4, Нищева Н. В., стр. 60) Формировать представление о диком животном – зайце, об условиях жизни, об их внешнем виде.
Развивать логическое мышление.
12 Беседы о том, кто где живет: Гнездо. (Шорыгина Т. А., стр. 16) Формировать представление о птицах, об условиях жизни, об их характерных особенностях строения тела.
Развивать логическое мышление.
Декабрь
13 Беседа: Как живут растения зимой». (Воронкевич О. А., стр 106) Обобщать и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.
Учить устанавливать связи: зависимость состояния растений от условий среды.
Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки.
14 Опыт на тему: «Тяжелый и легкий». (Горошилова Е. П., Шлык Е. В стр35) Познакомить детей со свойствами предметов: тяжелый и легкий.
Формировать представление детей о том, что вода выталкивает на поверхность более легкие предметы.
Способствовать умению определять материал, из которого изготовлен материал.
Воспитывать аккуратность при работе с водой и предметами.
15 Рассматривание и сравнение воробья и вороны. (Воронкевич О. А., стр. 108) Расширять знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, о питании. Учить распознавать птиц, по способам передвижения, издаваемым звукам.
Воспитывать заботливое отношение, интерес. Воспитывать желание подкармливать их, делать кормушки. Активизировать словарь детей: зимующие, холодно, голодно.
Январь
16 Беседа о том, кто где живет: дупло (Шорыгина Т. А., стр21, Воронкевич О. А., стр 110) Обобщать и систематизировать представления детей о том как проводят зиму звери, чем питаются.
Развивать доказательную речь.
Воспитывать интерес к повадкам зверей.
17 Как узнать растение, (дерево, куст, траву) (Воронкевич О. А., стр. 112, Шорыгина Т. А.»Деревья – какие они») Обобщить представление о типичной морфологии растений.
Закрепить умение различать и называть части растений.
Формировать представления о потребностях растений (тепло, влага, свет, земля)
18 Опыт на тему: «Взаимодействие воды и снега». (Горошилова Е. П., Шлык Е. В., стр. 37) Формировать представление детей о свойствах снега – холодный, мокрый, липкий – и его качествах: тает в тепле, превращается в воду.
Познакомить детей со свойствами воды: чем выше её температура, тем быстрее в ней тает снег.
Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности с водой и снегом.
Февраль
19 Беседа о домашних животных. (Воронкевич О. А., стр. 113) Формировать представления о домашних животных.
Развивать умственную операцию «обобщение».
Воспитывать интерес к домашним животным.
20 Как спасти цветок? (Нищева Н. В., стр. 78) Формировать представление детей о воде, о том, где вода встречается в природе.
Развивать понимание ценности и значимости воды для существования всего живого.
Уточнять знания о свойствах воды.
21 Беседа о том, кто где живет «Лисья нора» (Шорыгина Т. А., стр. 36) Обобщать и систематизировать представления детей о том как устраивает свое жилище лиса, чем питаются
Развивать доказательную речь.
Воспитывать интерес к повадкам зверей.
Март
22 «Выращивание гороха на окошке» (Воронкевич О. А., стр. 114)
Формировать знания о процессе посадки (структура трудового процесса). Совершенствовать навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу в процессе труда.
.
23 Опыт на тему: «Лед» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В. стр39) Формировать представление детей о свойствах льда – твердый, холодный, мокрый, прозрачный – и его качествах: тает, меняет температуру воды.
Развивать восприятие детей путем активного использования органов чувств: осязания, зрения.
Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
24 Жизнь диких зверей весной. (Воронкевич О. А., стр. 116) Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывать интерес к жизни животных.
25 Опыт на тему: «Твердое и мягкое». (Горошилова Е. П, Шлык Е. В. стр. 40) Формировать представление детей об обобщенных понятиях «твердое и мягкое».
Расширять знания о свойствах камня: твердый, тяжелый, имеет цвет.
Познакомить с изменением состояния камня: из твердого в порошок.
Воспитывать аккуратность в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Апрель
26 Составление описательных рассказов о комнатных растениях. (Воронкевич О. А., стр. 118) Учить последовательному и полному рассказу об объекте.
Приучать использовать компоненты предметной модели «растение» в качестве плана рассказа.
Закреплять умение видеть признаки общего и особенного в растении, отражать их в рассказе.
Учить рассказывать громко, понятно для окружающих.
27 Опыт на тему: «Откуда берется дождь» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В., стр. 43) Познакомить детей с превращением воды в пар.
Формировать представление детей о том, что пар, охлаждаясь, опять превращается в воду.
Способствовать развитию наблюдательности и любознательности.
28 Опыт на тему: «Свет и тень» (Горошилова Е. П., Шлык Е. В., стр. 45) Познакомить детей со свойством света: образование тени.
Формировать представление детей об обобщенных понятиях «свет и тень».
Способствовать развитию знания о том, как образуется тень, и ее зависимости от предмета и источника света.
29 «Птицы». (Воронкевич О. А., стр. 119) Обобщать у детей представление о «птицах» : у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца.
Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной.
Май
30 «Путешествие в весенний лес». (Воронкевич О. А., стр. 120) Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Развивать умение сравнивать различные периоды весны.
Продолжать развивать связную речь детей.
Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
31 «Что такое облака, дождь, гроза?» (Шорыгина Т. А., Беседы о природных явлениях, стр. 25) Дать понятие об испарении воды, образовании облаков.
Познакомить с явлением весной – грозой в доступной форме.
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Активизировать словарь детей: страшно, испугались.
32 «Божья коровка» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к насекомым.
Уточнить представления о внешних особенностях, названиях и среде обитания насекомых.
Активизировать словарь детей: летают, жужжат.
33 Итоговое развлечение - викторина:
«В мире природы» Развлечь детей.
Формировать положительные эмоции к окружающему нас миру, к природе и всему живому.
Развивать чувство красоты, желание участвовать в конкурсах и играх со сказочными героями.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. –М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2011.
3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2016.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. М. :ТЦ Сфера, 2015.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. М. : ТЦ Сфера, 2016.
7. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ. 2016.
8. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие звери в лесу? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ. 2014.
9. Шорыгина Т. А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М. : Издательство ГНОМ. 2016.