Приложение МААМ

Экологический проект для детей старшей группы на тему «Природа родного края»

Ирина Бершина
Экологический проект для детей старшей группы на тему «Природа родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Тема проекта : «Природа родного края»

2. Автор проекта : Бершина Ирина Петровна

3. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.

4. База исследования проекта : МАДОУ «Детский сад № 42»

5. Сроки реализации проекта : долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022)

6. Вид проекта : познавательно-исследовательский

7. Тип проекта Комплексный

Публикация «Экологический проект для детей старшей группы на тему „Природа родного края“» размещена в разделах

8. Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

9. Новизна проекта Знакомство с растительным и животным миром родного края.

10. Гипотеза проекта Если знакомить с природой родного края на основе реальных растительных объектов, то процесс обучения будет более интересным, ярким, доступным.

11. Цель проекта : формировать бережное отношение к природе родного края, объектам живой и неживой природы, убеждения, что природа бесценна, поэтому её надо охранять, посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального, природного окружения.

12. Задачи проекта

Образовательные

систематизировать знания об окружающем мире; формировать элементарные представления о природе и взаимосвязях в природе; расширять знания и представления о природном и животном мире; формировать представления детей о природе Республики Мордовия : познакомить с природными объектами, растительным и животным миром родного края.

Развивающие

развивать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к природе мордовского края; развивать эстетические чувства: умение увидеть и почувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание сохранить ее.

Воспитательные

воспитывать у детей любовь к природе родного края; формировать бережное отношение к природе; воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

13. Интеграция образовательных областей

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» – дать представление о родном крае; растительном и животном мире, организуются наблюдения и экскурсии по введению детей в мир природы.

«Познавательное развитие» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим.

«Речевое развитие» – обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.

«Художественно-эстетическое развитие» – организуются развлечения, досуги, выставки рисунков, фотовыставки

«Физическое развитие» – проведение физминуток и подвижных игр.

14. Предварительная работа: Разработка календарно-тематического плана работы, выбор литературы.

15. Методы и приёмы реализации проекта

а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);

б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)

в) поисковый (поиск и обогащение и т. д.)

г) практический (наблюдение за растениями и животными);

д) игровой (подвижные, дидактические, настольные игры) метод обучения.

Формы реализации проекта :

познавательно-игровые занятия;

занятия-экскурсии;

наблюдения за растительным и животным миром;

беседы

Проект построен на основе методических принципов:

- интеграции образовательных областей;

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность материала;

- постепенность его усложнения.

16. Ресурсное обеспечение проекта : ноутбук, звуковая колонка, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, экран, комплект мультимедийных презентаций, музыкальный центр, телевизор.

17. Ожидаемые результаты

В процессе реализации данного проекта ожидаются следующие результаты:

Развитие речи.

- обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих растительный и животный мир;

- использование в речи русского, мордовского фольклора о животных и растениях (пословиц, поговорок, загадок, небылиц и т. д.);

- умение составлять рассказы по сюжетной картине, по нескольким картинам с изображением животных и растений;

- умение использовать в речи разных по структуре, по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложений, согласовывать слова в предложении;

- участие в беседах во время рассматривания предметов, наблюдений за живыми объектами;

- умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.

Ознакомление с окружающим.

- знание о животном и растительном мире родного края;

-проявление интереса к растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

- проявление бережного отношения к природе и животным;

- расширение кругозора детей.

Ознакомление с художественной литературой.

- знание сказок, рассказов, стихотворений о животных и растениях.

Изобразительная деятельность.

- умение изображать животных и растения;

- проявление эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы.

Музыкальное воспитание.

- может под музыку показать движение животных, спеть песенки о них

Поэтапный план реализации проекта :

1 этап – организационный

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта; изучение литературы по ознакомлению детей с животным и растительным миром родного края, привлечение родителей к реализации проекта. - Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

2 этап – внедренческий

Создание и подготовка дидактических игры по экологии, настольно-печатных игр, иллюстраций, альбомов, которые помогают ближе познакомиться с растительным и животным миром Республики Мордовия.

В группе организуются :

- Тематические выставки;

- Игры - занятия проводятся 1 раз в месяц в соответствии с планом и расписанием работы. В группах занимаются дети 3-4 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

- Экскурсии, развлечения, наблюдения проводятся в соответствии с планом работы.

3 этап – результативный

1. Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми.

2. В течение учебного года приглашаются родители на организуемые развлечения, досуги, наблюдения.

3. Проводится диагностика усвоения детьми пройденного материала

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема Программное содержание Материал

сентябрь Прогулка Квест-игра «В поисках рябины» Задачи

Образовательные:

Формировать знания детей о дереве – рябина; учить работать сообща, помогать друг другу; совершенствовать двигательные навыки дошкольников; учить ориентироваться на участке детского сада; дать возможность применения в игровой ситуации полученные знания и умение работать по инструкции.

Развивающие:

Развивать познавательные интересы, речь, мышление, фантазию и воображение; закреплять умение детей двигаться друг за другом не наталкиваясь, останавливаться и действовать по команде воспитателя; развивать словарный запас, активизировать внимание, память любознательность, навыки ориентировки в пространстве; развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к деревьям как к живому объекту, самостоятельность, инициативность, самоорганизацию по средством решения личностных (интеллектуальных) затруднений, трудолюбие посредством стимулирования к посильному труду, участию в совместной трудовой деятельности. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому, готовность прийти на помощь. Демонстрационный: экологические знаки, конверты с заданиями, разрезная картинка с осенним пейзажем.

Раздаточный: корзинка для сбора листьев, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, цветные изображения птиц.

Беседа «Что такое природа Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе. Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений

Опыт: Солнечные лучи.

Познакомить детей со свойствами солнечных лучей. Мокрые резиновые мячи выносятся на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают

октябрь НОД «Наблюдение за берёзой»

1. Уточнить представления о том, что дерево – это растение, о его основных частях (корень, ствол, ветви, листья, используя модели.

2. Развивать любознательность.

3. Воспитывать интерес к рассматриванию деревьев. Дерево – береза. Иллюстрации с изображением деревьев.

Д/и «Найди такой же», «Подбери лист», «Найди листок, какой покажу», «Найди в букете такой же листок».

Предметные картинки, листья деревьев

Беседа «Деревья нашего края»

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории Мордовии.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края

Опыт: Наблюдение за ветром.

Понаблюдать за вертушками на участке, и обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья. Вертушки и флюгер

ноябрь НОД «Как готовятся звери к зиме» 1. Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме. 2. Развивать интерес к живой природе. эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним. Иллюстрации «Осень золотая», «Дикие животные осенью Беседа «Где живут дикие животные», Д/игры «Кто лишний», «Угадай животное». Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Моделирование «Кто в лесу живет?», «Кто на водоеме живет?», «Кто на дереве живет?»

П/игры «Зайка серенький сидит», «Зайка умывается», «У медведя во бору», «Лохматый пес».

Беседа «Как звери готовятся к зиме»

Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении зверей.

Опыт «Снежинка»

Начать знакомить детей со свойствами снега (снег подбросить и понаблюдать что снег пушистый и легкий) Лупа, снежинки

декабрь НОД «Хвойные деревья наших лесов»

1. Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев.

Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности.

Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить. 2. Развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать бережное отношение к деревьям Иллюстрации с изображением деревьев. Дидактические игры: «Назови правильно», «Кто быстрее найдёт дерево». Аудиозапись «Шум леса».

Схема «Строение дерева».

Разрезные схемы-картинки.

Картинки-иллюстрации ели и сосны.

Веточки, шишки и семена ели и сосны на каждого ребёнка

Беседа «На полянку, на лужок, тихо падает снежок…»

Закрепить с детьми знания о снеге, полученные на прогулке о свойствах, о возможности его использования для поделок и игр, развивать способно сть детей делать выводы по ходу беседы, анализиро вать полученную информа цию, развивать активный словарь, воспитывать валеологические навыки.

Опыты с таянием снега

Познакомить детей со свойствами снега – таяние, развивать познавательные способности детей, умение совершать простейшие мыслительные операции, любознательность, активность детей при проведении опыта, интерес к деятельности, воспитывать осторожное обращение при работе со снегом. Стаканчики со снегом, спиртовка

январь НОД «Мы друзья птиц»

1. Помочь установить зависимость между характером питания и некоторыми особенностями внешнего вида птиц.

Рассказать, что птицам сейчас голодно, вывесить кормушку, понаблюдать за прилетающими птицами. Закрепить знания о передвижении птиц.

2. Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

3. Воспитывать желание заботиться о птицах, проявляя доброту, сострадание. Иллюстрации «Птицы»

«Дети кормят птиц», «Грачи прилетели»

П/игра «Птички в гнездышках»

Опыт с таянием льда и снега

Определить с детьми, что тает быстрее снег или лед, почему?

Развивать умение сравнивать, анализировать, воспитывать осторожное обращение со снегом и льдом. Стаканчики со льдом и снегом, спиртовка

Наблюдение «Какие птицы прилетают к нам на участок»?

В ходе игры познакомить детей с такими свойствами снега, как липкость, учить самостоятельно лепить снежки, развивать мыслительные процессы: анализ, сравнение; учить использовать знания о снеге, полученные в процессе наблюдения и бесед. Зимующие птицы, картинки и иллюстрации с зимующими птицами, корм для птиц, кормушки

Дидактические игры: «Найди по описанию», «Найди, кого назову», «Опиши, а мы отгадаем»

Конструирование из бросового материала

«Кормушка для птиц» Учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал Пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы

Труд в природе : установка кормушек для подкормки птиц Учить проявлять заботу о птицах Подвесить изготовленные кормушки, разложить в них корм

Открытый показ экологической сказки «Сказка о Сове и Старике» 1. Формировать знания о важности каждого объекта природы. 2. Развитие творческой самостоятельности и эстетического вкуса в передаче образа, используя средства выразительности.

Закрепление умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами и навыка передавать несложный ритмический рисунок. 3. Воспитывать желание беречь природу Самовар, стол, костюмы Старика, шмелей, цветов, совы, мышей

Опыт «Разноцветный лед»

Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, активность при участии в эксперименте, развивать мыслительные процессы (сравнение, развивать описательную речь детей, продолжить учить, составлять небольшие сравнительные рассказы по вопросам воспитывать аккуратное обращение при работе со льдом) Кусочки разноцветного льда

март НОД «Для чего животным хвосты»

1. Дать представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на при мере хвоста, о значении отдельных органов для взаимодействия с внешней средой. Учить слушать чтение книги познавательного содержания. Инсценировать ее, делать выводы, строить умозаключения.

2. Развивать познавательную активность. 3. Воспитывать бережное отношение к животным Иллюстрации с изображением мухи, слизняка, рака, рыбы, дятла, лисы, коровы.

Бизиборд «Природа и животные» Формировать знания о природе и животных Бизиборд

Наблюдения «Деревья и кустарники в природе»

Учить находить общие признаки у деревьев и кустарников. Закреплять знания детей о строении растений, их основных частях

Опыт «Кораблики»

Сравнить температуру предметов на солнце и в тени. В ходе опыта выяснить, куда бегут ручьи. Закрепить знания о свойствах бумаги и воды, развивать воображение, чувства юмора, желание экспериментировать, учить устанавливать причинно- следственные отношения. Уличный термометр, кораблик из бумаги

апрель НОД «Весна в жизни лесных зверей»

1. Уточнить и расширить представление детей о том, как в лесу оживает жизнь : трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж, насекомые, устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство., т. к. весной для этого все условия (много света, тепла, пищи) 2. Развивать познавательную активность. 3. Воспитывать бережное отношение к животным. Картины из серии «Белки строят гнезда», «Медвежья берлога», «Семья ежей». Рассказ И. Акимушкина «Жил-был медведь»

Картины, иллюстрации на тему весны. Чтение В. Бианки «Лесные домишки»

Беседа «Птицы прилетели»

Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной; познакомить детей с понятием «прилет птиц» как одним из природных явлений весны. Иллюстрации с изображением перелетных птиц

май НОД

«Засеиваем земельный участок»

1. Уточнить знания детей о способах выращивания растений; вызвать интерес к выращиванию растений; развивать наблюдательность; воспитывать ответственность.

Научить детей различиям семян по величине, форме, сеять их, засыпать землёй; способствовать воспитанию интереса к занятиям на земле. Рассматривание иллюстраций. Беседы: «Какие цветы и растения растут на участке детского сада». Семена,

лопатки, грабли, лейка с водой.

Чтение: Е. Благинина «Одуванчик», Е. Серова «Одуванчик». Дидактические игры: «Найди такой же цветок», «Назови цветок».

Наблюдение «Первоцветы»

Учить детей различать и называть первоцветы. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана. Вызвать радость от красоты растений, воспитывать бережное отношение к растениям.

Опыт Солнечные лучики

Повесить на солнце выстиранное кукольное бельё, понаблюдать как оно сохнет.

17 Работа с родителями

Привлечение родителей к посильной помощи в организации различных мероприятий

№ п / п Формы работы Практические выходы

1 Тестирование «Экологическое образование в семье» Результаты тестирования родителей

2 Консультации для родителей:

- «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

- «Как ознакомить детей с природой»

- «Роль семьи в воспитании у дошкольников любви к природе»

- «Родители – первые гиды на пути познания»

- «Учите детей любить природу» Предоставление родителям педагогической информации по данным темам

3 Привлечь родителей:

- к участию в конкурсах: «Осенняя палитра», «Зимние постройки на нашем участке»

- к участию в акциях: «Кормушка для пичужки», «Птичий дом» Совместная деятельность

Публикации по теме:

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края» Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе своего края, показать в рисунке красоту своей малой родины. Развивающие: развивать творческие.

Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края»Моё увлечение фотографией. Часть третья  «Природа родного края» .

Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края»Наше участие в конкурсе детского рисунка «Природа родного края» Доброго времени суток, друзья! 22 мая нам предложено было поучаствовать в конкурсе рисунков детей дошкольных учреждений «Природа родного.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Фотоотчет «Природа родного края. Полевые цветы в продуктивной деятельности» ко Дню полевых цветовФотоотчет «Природа родного края. Полевые цветы в продуктивной деятельности» ко Дню полевых цветов Донские степи и поля это Родина моя! В прошлом территорию, на которой сейчас располагается Ростовская область, называли «Великая степь»,.

Проект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста Проект по Краеведению – природа родного края с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна Новосибирск.

Фотоотчет «Проект «Природа родного края — Северной Осетии-Алании» ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «Природа родного края- Северная Осетия- Алания» Тип проекта: информационно-творческий. Участники проекта: дети старшей.

Совместная деятельнось с детьми и родителями по теме недели «Природа родного края» в подготовительной группеСовместная деятельнось с детьми и родителями по теме недели «Природа родного края» в подготовительной группе Калмыкия расположена в юго-восточной части России, лежит в зоне степей, пустынь и полупустынь. Территория находится на юге Восточно-Европейской.

Экологический проект в старшей группе «Природа — скульптор»Экологический проект в старшей группе «Природа — скульптор» Экологический проект в старшей группе на тему:«ПРИРОДА - СКУЛЬПТОР» ДЕВИЗ ПРОЕКТА: «… Уничтожить легко, но воссоздать нет возможности».

Экологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группеЭкологический проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе Тип проекта:информационный, групповой, краткосрочный- 1неделя. Цель: расширение и систематизация представлений детей о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологический проект для детей старшей группы на тему «Природа родного края»
Опубликовано: 23 мая 2022 в 23:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологический проект для детей старшей группы на тему «Природа родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бершина (УИ 491110) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД