светлана авдонина
Экологический проект для детей 4–5 лет «По дорожке ходит осень и приносит нам дары»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Сказка»
Нижегородская область город Кстово ул. Жуковского 2
Экологический проект для детей 4-5 лет.
«По дорожке ходит осень и приносит нам дары».
Вид проекта : Среднесрочный
Время реализации проекта : сентябрь – октябрь 2019 г.
Выполнили: Авдонина Светлана Германовна
Публикация «Экологический проект для детей 4–5 лет „По дорожке ходит осень и приносит нам дары“» размещена в разделах
- Дары осени, урожай. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Серова Ольга Николаевна
2019 год
Актуальность
Одним из важнейших направлений в работе с детьми среднего возраста, является развитие их познавательной сферы, что способствует, расширению, уточнению чувств, отношений, знаний.
Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно средний возраст – это самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно любить и беречь природу.
Проблема
В период детства дети среднего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года- осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Тип проекта : Познавательно - творческий.
Участники проекта : Дети средней группы «Солнышко», родители, воспитатели.
Цели проекта :
• Формирование начальных форм экологической культуры у детей среднего возраста.
• Расширить и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.
• Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
• Пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «По дорожке ходит осень», «Цветы», «Насекомые», «Овощи на грядке найду», «Фрукты выросли в саду», «Кладовая леса (грибы и ягоды)».
Задачи проекта :
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о осенних изменениях в природе, развивать познавательную активность.
• Формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
• Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.
• Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
• Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
• Формировать умение читать наизусть небольшие стихотворения.
• Воспитывать любовь к природе.
Предполагаемый результат:
• Расширение кругозора детей и пополнение знаний детей об осени, её признаках и дарах.
• Обогащение словарного запаса.
• Формирование активности и заинтересованности в образовательном процессе детей у родителей.
• Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами природы.
Основные методы и формы реализации проекта :
• Определение темы, постановка цели и задачи.
• Определение методов и приемов работы.
• Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
• Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
• Дидактические и с/р игры.
• НОД, беседы.
• Рассматривание иллюстраций, открыток.
• Использование и просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Что такое осень» «Насекомые», «Цветы», «Осенние зарисовки». (ноутбук)
• Составление перспективного плана.
Продукт проектной деятельности :
• Детские рисунки на тему «Осень», «Цветы» «Дары осени»;
• Конкурс поделок (дети и родители) из даров осени на тему «Осенние фантазии»;
• Выставка книг по теме «Осень»;
• Цикл НОД на тему «Осень».
• Фотовыставка «Осень в гости к нам пришла».
• Создание гербария «Все краски осени».
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие:
Социализация:
• Развитие игровой деятельности.
Коммуникация:
•Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру.
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.
• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
Труд:
• Безопасность.
• Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Познавательное развитие:
Познание:
• Воспитывать культуру поведения.
• Развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие:
• Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени.
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество:
• Формирование устойчивого интереса к рисованию, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Формировать навыки аккуратной работы.
Физическое развитие:
Здоровье :
• Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатели:(постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов).
• Разработка проекта : «По дорожкам ходит осень и приносит нам дары»
• Составление примерных серий конспектов занятий по данной теме.
• Подбор методической литературы по данной теме.
• Подбор настольно – печатных и дидактических игр.
• Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе, фруктах и овощах, лесных дарах. (загадки и пословицы на осеннюю тему и т. д.)
• Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций (пейзажи и натюрморты) на осеннюю тему.
• Обеспечение наборами игрушек «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды».
• Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
Сотрудничество с родителями:
• Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
• Беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ.
• Совместное с детьми и родителями изготовление поделок из природного материала для выставки «Дары осени»
• Оформление цикла консультаций для родителей по теме проекта.
• Рекомендации для родителей собрать гербарий из листьев разных деревьев.
2 этап. Практический. (поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; изучением природных объектов).
Образовательные области. Виды детской деятельности.
Познавательно-речевое развитие Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов
Ознакомление с природой: «Осень»
Беседы: «Цветы», «Насекомые», «Деревья и кустарники осенью», «Труд людей осенью», «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»; экскурсия: по экологической тропе детского сада. Цикл наблюдений: «Кто помогал деревьям расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем листики растений», «Чем отличается елочка от березки осенью?», «Куда исчезли насекомые?» Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени : Е. Трутневой «Осень», «Осень»М. Ивенсен, «Зонтик» М. Сидорова, «Осенний листок» О. Чусовитина, «Осень» И. Демьянов, Ю. Тувим «Овощи», Я. Аким «Яблоко». Чтение детям: И. Соколов - Микитов «Осень в лесу В. Бианки. «Осень»,Н. Грибачев «Рыжие листья», И. Хруцкого «Осень», А. Куприн «Птицы», Л. Зильберг «Полезные продукты».
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Семья - заготовки на зиму».
Дидактические игры: «Что растет в лесу», «Найди листок, как на дереве», «Отгадай, что за растение», «Похож - не похож», «Вершки и корешки», «Лесник», «Бывает -не бывает» (с мячом, «Узнай, чей лист», «Найди дерево», «Что это за птица?», «Овощи и фрукты», «Времена года», «Что растёт на грядке?», «Фруктовая мозаика», «Собираем урожай», «Угадай на вкус», «Садовник», «По грибы по ягоды».
Наблюдение и составление рассказа по темам «Как изменился участок детского сада», «Что я видел по дороге из детского сада?», «Как я помогал родителям убирать урожай». Об овощах и фруктах.
Физическое развитие (здоровье) Беседа с детьми на тему: «Овощи-лекари», «Прогулка для здоровья».
Игра-забава: «Зайчик в огороде».
Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет», «Осень», «Деревья осенью» «Насекомые», «Паучок и прыгуны», «Аленький цветочек», «Мы сажаем цветы»
Подвижные игры: «К названному дереву беги», «У медведя во бору», «Листопад», «След в след», «Удочка», «Огородники и воробей».
Физкультминутки: «Ветер тихо клён качает…», «Руки согнули и разогнули, это деревья в лесу…», «Вышли мышки как – то раз…» Игровые упражнения: «Дождя не боимся!», «Танец листочков», «Птицы улетают», «Урожай», «Овощи». Ежедневные наблюдения во время прогулок, заучивание стихотворений.
Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Посмотрим в окошко», «Красивые цветы», «Картинки для наших шкафчиков», «Кисть рябинки, гроздь калинки», «Золотая осень», «Сказочное дерево»
Лепка: «Жуки на цветочной клумбе», «Во саду ли, в огороде», «Мухомор»
Аппликация: «Овощи на тарелке»
Конструирование: «Дорожки в саду».
Разучивание песен об осени. Слушание аудиозаписей: «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса».
Музыкальное развлечение: «Здравствуй Осень»
Взаимодействие с семьёй. Консультации для родителей:
«Воспитание у детей любви к родной природе», «Осень».
Папка-раскладушка «Овощи-лекари», «Осень и ее приметы».
Составление гербария из осенних листьев.
Оформление выставки семейных поделок: «Дары осени».
Создание гербария: «Все краски осени»
3 этап. Заключительный. (обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов).
Продукт проекта дети смогут увидеть красоту и разнообразие окружающей природы, смогут рассказать о своих личных наблюдениях и впечатлениях, активизируется словарный запас и внимательность к явлениям окружающего мира.
Заключительный результат: Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
• Овощи, фрукты и осенние дары леса и сада, насекомых, цветы.
• Владеют обобщающими понятиями.
• Знают где растут цветы, овощи, фрукты и грибы, ягоды о их полезных свойствах.
• Составляют маленький рассказ об осени и ее дарах с помощью взрослого.
• Осенние приметы и явления.
• Дети стали более раскрепощены и самостоятельны.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Вывод
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период произошла интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний сформировано целостное видение картины окружающего мира. В ходе реализации проекта установились содержательные связи с родителями воспитанников.