Наташа Ерёменко
Экологический проект для детей второй младшей группы «Вырастим петунию сами»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект для детей 2 младшей группы
«Вырастим петунию сами»
Автор : Воспитатель Ерёменко Н. Н. МАДОУ д/с №10 ст. Старовеличковской Калининского района Краснодарского края.
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : исследовательский.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели группы, родители.
Публикация «Экологический проект для детей второй младшей группы „Вырастим петунию сами“» размещена в разделах
Социальная значимость проекта : приобщение детей к труду по выращиванию вместе со взрослыми цветов на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта : развивать у детей желание ухода за цветочными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно-правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни ребенка. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период. И мы решили поэкспериментировать и посадили цветы-петуньи. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Срок реализации проекта февраль-май 2020г.
Материалы для реализации проекта : ёмкости для рассады, грунт, трудовой детский инвентарь, семена петунии, лейки.
Дневник наблюдения, рисунки, фото выставка.
Опытно-исследовательская зона: «Петуния» у окна.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Фото выставка «Цветущая петуния»
Предполагаемые результаты. Из маленьких семян можно вырастить прекрасные растения, которые будут цвести. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дошкольники узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться вести наблюдения и делать первые выводы. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки. Ребята узнают значение воды и влажности в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого опытно-исследовательскую зону.
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за цветущими культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей :
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
Знакомство родителей с проектом, с целью их вовлечения в деятельность в проектную деятельность;
• Сбор необходимого материала для создания проекта.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа:
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
• Организация фото выставки,.
• Создание презентаций для занятий по темам: «Какая она петуния», «Мир растений», «Загадки о цветах».
Деятельность детей :
• Посадка семян в землю.
• Уход за растениями.
• Выполнение самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей :
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
• Работа с дневником наблюдения.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о цветах.
• Высадка петунии в грунт.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей :
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Вырастим петунию сами»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое «Петуния»,
• «Растения – это жизнь»,
• «Всё начинается с семечки»,
• «Солнце, воздух и вода необходимы для роста всегда».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Земля, какая она?».
• «Вода и растение».
• «Солнце и растение»,
• «Строение растений».
• «Наблюдение за появлением новых листочков и ростом петуний».
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за цветущими культурами «у окна».
• Пересадка цветочной рассады весной.
4. Экологические занятия по теме : «Семена», «Первые всходы», «Мир цветов».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Найди пару» «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Цветы».
• Малоподвижные игры «Я садовником родился», «Хорошо это или плохо», «Цветик семицветик», «Я знаю пять названий цветов».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных цветов, которые растут на клумбе.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В клумбе я росту»
• Изготовление табличек-указателей с названием растений.
• Рисование «Рисуем цветы»
• Лепка «Цветы большие и маленькие»,
• Коллективная аппликация «Наш букет»
7. Речь и речевое общение.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о цветах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый цветок».
• 10. Консультация для родителей: папки передвижки «Приучение ребенка к помощи» Оформление альбомов, фотовыставок для родителей….
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Картотека дидактических, настольных, малоподвижных игр и т. д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и. т. д.
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за цветущими культурами;
• Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Деятельность детей :
• Посадка семян в землю.
• Уход за растениями.
• Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
• Подготовка атрибутов.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей :
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
• Работа дневником наблюдения.
• Просмотр фильмов о растениях.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
• Труд на клумбе.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
Деятельность детей :
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое «Петуния»,
• «Растения – это жизнь»,
• «Всё начинается с семечки»,
• «Солнце, воздух и вода необходимы для роста всегда».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Земля, какая она?».
• «Вода и растение».
• «Солнце и растение»,
• «Строение растений».
• «Наблюдение за появлением новых листочков и ростом петуний».
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
• Посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за цветущими культурами «у окна».
• Пересадка цветочной рассады весной.
4. Экологические занятия по теме : «Семена», «Первые всходы», «Мир цветов».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Найди пару» «Чудесный мешочек».
• Настольная игра «Парные картинки», «Цветы».
• Малоподвижные игры «Я садовником родился», «Хорошо это или плохо», «Цветик семицветик», «Я знаю пять названий цветов».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных цветов, которые растут на клумбе.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок «В клумбе я росту»
• Изготовление табличек-указателей с названием растений.
• Рисование «Рисуем цветы»
• Лепка «Цветы большие и маленькие»,
• Коллективная аппликация «Наш букет»
7. Речь и речевое общение.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок о цветах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый цветок».
10. Консультация для родителей: папки передвижки «Приучение ребенка к помощи» Оформление альбомов, фотовыставок для родителей
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Картотека дидактических, настольных, малоподвижных игр и т. д.
4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и. т. д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием цветочных культур.
Родители: обеспечивают проект необходимыми материалами – земля, семена, материал для ухода за посадками, организация развивающей среды для эффективного размещения в группе.
5. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
№ Этапа
Содержание деятельности
Срок реализации Ответственные
за выполнение
1) Подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
Февраль
Педагог
группы
2) Основной
1. Рассматривание семян (петунии) посадка семян.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания цветочных культурных:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями с последующим рассматривании и закрашивание рисунков и схем.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
Март
Апрель
Педагог
группы
3) Заключительный
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш первый цветок».
3. Презентация проекта «Петуния у окна» в заключении проекта.
4. Изготовление стенгазеты «Наши будни в детском саду»
Май
Педагог
группы
Предполагаемые результаты: Из крохотной семечки можно вырастить растение. Создав опытно-исследовательскую зону, мы вырастим цветочные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.