Елена Макаренкова
Экологический проект «Первые весенние цветы. Гиацинт» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : исследовательский.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа:
подготовительный,
основной,
заключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению весенних цветов гиацинтов.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания гиацинта.
Публикация «Экологический проект „Первые весенние цветы, Гиацинт“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Гиацинт
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Продолжительность проекта : краткосрочный - 1 месяц (март 2020 года).
Участники проекта :
дети второй младшей группы,
воспитатели группы,
родители воспитанников.
Актуальность темы.
Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, в результате которой дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений, которые не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять.
Весной на клумбах зацвели очень красивые цветы. Они были собраны из множества маленьких лилий. От этих прекрасных цветов шёл чудесный запах. Цветы эти очень нарядные. Это были гиацинты.
Мы задумались, а можно ли эти цветы вырастить самим в условиях группы детского сада?
Цель проекта : дать детям представление о весенних цветах и подробно о гиацинте; развивать воображение, мышление, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе, привлечь родителей детей к реализации проекта.
Задачи проекта :
Образовательные:
Формировать умение детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом). Дать понятие о роли цветов в жизни человека. Формировать умение передавать в рисунках, поделках и разнообразных творческих работах красоту природы.
Развивающие:
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения. Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах.
Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог.
Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Развивать детское творчество через продуктивную деятельность.
Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Практические:
Изучить литературу по выращиванию луковичных цветов.
Подготовить посадочный материал.
Наблюдать за развитием гиацинтов.
Методы исследования.
Для написания работы были использованы следующие методы:
Изучение и анализ литературы, и источников по выращиванию луковичных растений в сети Интернет. Эксперимент и наблюдение.
Предполагаемый результат.
У детей развивается интерес к цветам, желание ухаживать за ними, дети проявляют бережное отношение к природе, интересуются, наблюдают, сравнивают.
Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях. Развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
Мероприятия по реализации проекта :
1. Беседы:
• «Что такое весенние цветы и где они растут»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Из чего можно вырастить цветы».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Солнце и росток»,
• «Проращивание луковиц».
3. Практическая деятельность:
• Посадка луковиц.
• Полив, уход и наблюдения за ростом цветов.
4. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай какой цветок».
• Настольная игра «Парные картинки».
• Рассматривание иллюстраций с изображением весенних цветов, которые можно вырастить на подоконнике.
5. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Гиацинт»
• Аппликация «Гиацинт»
• Лепка «Гиацинт»
• Лепка «Гиацинт».
6. Оформление выставок детских работ «Гиацинт».
7. Консультация для родителей «Прививаем детям любовь к природе».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка цветов, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за ростом цветов, поливают их.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме, разработка плана реализации проекта, подбор дидактических игр, пособий, иллюстраций, стихов, загадок, песен, сказок, подвижных игр. Разработка ОД по формированию целостной картины мира, рисованию, аппликации, лепки.
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта, раскрашивание картинок.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания «огорода» на окне.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
В процессе изучения теоретического материала, из энциклопедии мы узнали, что: «Гиацинт – это многолетнее луковичное растение высотой 20 - 25 см. На сочном цветоносе сидит так называемый «султан» - прямое кистевидное соцветие. Оно напоминает початок и состоит из большого числа некрупных колокольчатых цветков, с сильным ароматом.
Гиацинты одними из первых распускаются в саду в самом начале сезона и радуют нас яркими и необычайно душистыми цветами. Цветок этот - подарок Малой Азии. На родине он начинает распускаться в самый раз с наступлением теплых весенних дождей, поэтому в переводе с греческого языка гиацинт означает «цветок дождей».
Для греков этот цветок был цветком горя, грусти и смерти. Причиной этому послужила распространенная легенда о его происхождении. Прекрасный юноша Гиацинт пользовался безграничной любовью бога солнца Аполлона. В совместных спортивных играх и забавах Аполлона восхищала ловкость Гиацинта. Это вызвало ревность и зависть у бога ветра Зефира. Однажды на состязаниях, когда Гиацинт метнул диск, Зефир подул с такой силой, что диск вернулся обратно, ударил Гиацинта по голове, поразив насмерть. Горе Аполлона было безграничным, и что он ни делал, не смог вернуть юношу к жизни. Чтобы увековечить память о любимом человеке, он превратил его в чудесный ароматный цветок. Цветок был перенесен в сад Аполлона. С тех пор в Спарте ежегодно отмечали 3-дневный праздник "гиацинтии" в честь безвременно погибшего юноши.
Затем гиацинт стал цветком радости. Молодые гречанки украшали им волосы в день свадьбы своих подруг.
Из Малой Азии гиацинты попали в Константинополь, в сады султана, а в XVII в. были завезены в Западную Европу. В Голландии этот цветок появился необычным путем: на потерпевшем крушение корабле в числе грузов находились ящики с луковицами гиацинтов. Во время бури ящики разбились о скалы, а луковицы волнами выбросило на берег. Здесь они укоренились и зацвели. Жителям понравились внешний вид и запах цветов, и они пересадили растения в свои сады.
В 1734 г. садовод Петр Форельм вывел сорт с махровыми цветками. Вокруг гиацинта разгорелись настоящие страсти, за луковицу платили большие деньги. Даже после 200-летней культуры гиацинт у голландцев оставался любимым цветком. Число новых сортов было доведено до 2 тыс.
Из Голландии культура гиацинтов перешла в Германию (Пруссию, а затем во Францию. Особой славы гиацинт приобрел во второй половине ХVІІІ столетия, когда Давид Буш (потомок гугенотов) устроил в Берлине первую выставку гиацинтов. Выставленные им цветы так поразили своей красотой и замечательным запахом всех берлинских цветоводов, что многие из них стали выращивать гиацинты и вывели немало новых сортов. Гиацинтами увлекались настолько, что на полях высаживали до 5 млн. луковиц. Но через 10 лет интерес к этой культуре упал.
В России первые гиацинты появились в 1730 году. 16 сортов для Анненгофского сада в Лефортове выписал из Голландии садовод Брантгоф. Так бы и заказывали их из-за границы, если бы ботаник А. И. Реслер не вырастил в 1884 году луковицы гиацинта в Батуми и не доказал на собственных опытах, что это растение вполне может произрастать на кавказском побережье Черного моря. С тех пор отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по продолжительности цветения.
За 400 лет культивирования гиацинта было создано более 3000 его сортов. В настоящее время гиацинты широко используют для оформления цветников ранней весной».
Выводы:
Гиацинты являются одними из самых популярных цветов в мире. Они проделали большой путь пока попали в Россию. Уже 400 лет этот цветок приносит радость людям. За эти годы создано 3000 сортов.
После изучения теоретического материала и разукрашивания картинок, мы приступили к украшению нашей группы весенними цветами – гиацинтами.
Основной этап работы:
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
1. Рассматривание и посадка луковиц гиацинтов.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания гиацинтов :
• подготовка почвы, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• наблюдение за растениями.
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно-развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка луковиц гиацинтов в землю.
• Уход за растениями: полив, рыхление.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка, аппликация и рисование гиацинтов.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о растениях.
• Труд на «огороде».
Мы купили луковицы и стали их высаживать в горшок. Какой субстрат необходимо для них подготовить? Что такое субстрат? Прочитали в энциклопедии «Комнатные растения». Субстрат - опорный компонент или питательная среда для растений и микроорганизмов.
На дно горшка поместили дренаж, потом слой почвы, подойдёт смесь из магазина, на этот слой насыпали небольшой слой песка. На него высаживаются донышками луковицы. Песок не даёт загнивать корням гиацинтов. Луковицы гиацинтов посадили неглубоко. Они должны быть посажены тесно, но не касаться друг друга и края горшка. Их слегка надо вдавить в грунт и засыпать землёй так, чтобы верхушки луковиц оставались на поверхности.
Почву хорошо полили водой.
и поставили горшок на окно. Цветам необходим свет. Они на свету быстро позеленели. С каждым днём листики цветов поднимались все выше и выше.
Цветение растений зависит от температуры воздуха. Для гиацинтов оптимальная температура 15-20 °С. При такой температуре цветение продолжается 7-10 дней.
Рисование «Гиацинт» :
Аппликация «Гиацинт» :
Лепка «Гиацинт» :
Заключительный этап:
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
Предполагаемые результаты: Из луковицы можно вырастить цветок гиацинт. Создав огород на окне, мы вырастили цветы - гиацинты. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Распространение опыта:
• Оформление выставок для родителей.
Мы опытным путем доказали, что выращивание гиацинтов возможно самостоятельно в условиях группы детского сада при соблюдении условий температурного режима и частоты посадки луковиц в ящике.
Заключение.
Мы подтвердили нашу гипотезу о возможности самостоятельного выращивания гиацинтов в условиях группы детского сада.
Результаты проекта :
в совместной работе дети активно и дружно работали, получая от этого удовольствие, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.
Презентации проекта :
Выставки детских работ по теме «Гиацинт» :
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.