Галина Корнукова
Экологический проект «Цветочная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Цветочная мозайка».
Проблема: Создание проекта цветочной клумбы на территории детского сада.
Материалы: наличие свободного земельного участка, ознакомление с ландшафтным дизайном, знакомство с садовыми растениями и приёмами подбора растений для клумбы с учётом их биологических признаков.
Подпроекты :
• Копилка детских фантазий.
Публикация «Экологический проект „Цветочная мозаика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Жители цветочной клумбы.
• Красота нашего общего дома.
Перспективный план работы над экологическим проектом
«Цветочная мозаика»
Месяц,
неделя Мероприятия
Цели мероприятия Формы и методы проведения
1 2 3 4
Подпроект N 1
«Копилка детских фантазий».
Апрель, 3 неделя «Экскурсия по территории детского сада». Заинтересовать детей в создании цветочной клумбы, побуждать к проявлению творчества, фантазии, высказыванию своих идей по созданию клумбы. Экскурсия по территории детского сада.
Апрель, 4 неделя Рассмотрение детских идей и подготовка подпроекта «Копилка детских фантазий». Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Побуждать детей к творческой деятельности,
высказыванию аргументированных предложений. Ознакомление воспитателей и родителей других групп с содержанием подпроекта. Беседа в беседке на прогулочной площадке детского сада, групповая комната, экологическая студия.
Подпроект N 2
«Жители цветочной клумбы»
Май,
1 неделя. Беседа о растениях цветочной клумбы. Познакомить детей и их родителей с правилами создания ландшафтного дизайна, с приемами подбора растений для цветочной клумбы. Домашнее задание и работа в групповой комнате, экологической студии.
Май,
2, 3 неделя. «Наши финалисты». Развивать познавательную и творческую деятельность детей. Побуждать к проявлению творчества, фантазии. Произвести отбор растений для будущей клумбы с учетом их внешних признаков и условий роста. Экологическая студия, групповая комната. Проведение конкурса.
Подпроект N 3. «Красота нашего общего дома»
Май,
2,3 неделя. Просмотр слайдов и других видео материалов по ландшафтному дизайну территории детских садов, школ и других учреждений нашего города. Доставить детям эмоциональное удовлетворение.
Вызвать у детей желание заняться проектированием фитодизайна клумбы путем создания коллективного коллажа из ранее нарисованных рисунков. Художественная творческая деятельность.
Групповая комната, экологическая студия, заранее выбранное место для клумбы.
Май,
4 неделя, июнь
1 неделя. Презентация проекта «Цветочная мозаика». Доставить эмоциональное удовлетворение и радость от участия в проекте. Музыкальный зал.
Подпроект N 1
«Копилка детских фантазий».
Проблема: Какую клумбу мы хотим создать на территории детского сада?
Реализация :
1 «Экскурсия по территории детского сада».
Проводя экскурсию по территории детского сада, воспитатель обращает внимание детей на цветочные клумбы, оставшиеся с прошлого года. Дети вспоминали, какие цветы росли на этих клумбах, и как красиво было всё прошлое лето. В этом году взрослые не знают, как оформить клумбы и какие цветы в них посадить. Может ребята помогут, подскажут, что можно сделать. Как вы думаете? Дети высказывают свои идеи, предположения:
• Можно посадить много цветов, поставить скамейки и приходить сюда отдыхать;
• Можно сделать клумбу в виде какого – нибудь животного;
• А можно разбить клумбу вокруг дерева.
Воспитатель: Очень интересные мысли! Много смелых идей! Предлагаю поступить следующим образом: каждый из вас с помощью старших нарисует, чтобы он хотел видеть во дворе детского сада, расскажет, чем хороша эта идея. А мы вместе обсудим ваши предложения и решим, какие из них самые лучшие. Согласны?
(Дети выражают согласие).
Началась работа над данным проектом. Далее дети с помощью воспитателей и родителей рисовали какой по их мнению, должна быть клумба. По мере подготовки рисунков в группе и экологической студии проводилось обсуждение детских предложений в форме игры «Хорошо и не очень хорошо».
Воспитатель: Вы просто молодцы! Сколько идей высказали, такие убедительные аргументы проводили. Мне кажется, что все ваши идеи можно воплотить в одном проекте и посадить на территории детского сада много замечательных цветов. Растения будут радовать нас цветением все лето и часть осени. Среди цветов становится радостно на душе и легко на сердце. Это будет место, где мы сможем не только отдыхать, но и наблюдать за ростом цветов, условиями их жизни. Согласны?
(Дети выражают согласие).
Подпроект N 2
«Жители цветочной клумбы».
Проблема: Ознакомление с работой ландшафтных дизайнеров. Выбор растений для будущей клумбы в экологической студии.
Реализация:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии, сделанные во дворе детского сада прошлым летом, полюбоваться клумбами, разбитыми на разные декоративные части, обратить внимание на форму клумб, на расположение в них цветов не только в нашем детском саду, но и в МОУ других городов.
Воспитатель. Правда, ребята, красиво было у нас во дворе год назад. А какие же растения вы хотели бы посадить здесь в этом году? Я предлагая вам нарисовать растения, которые вы бы хотели видеть на нашей клумбе, и собрать о них необходимую информацию. Думаю, что взрослые вам в этом помогут.
В течение следующей недели дети с помощью родителей готовили свои мини-проекты.
Информация о растениях, собранная детьми в ходе работы над проектом.
Лиатрис колосистый относится к семейству астровых. Это относительно высокое (до 60 см) многолетнее растение. Образует крупный корнеклубень. Листья линейные, жесткие, темно-зеленые. Цветки мелкие до 2 см, обычно красные или розово-фиолетовой окраски, собраны в корзинки по 8–13 штук. У лиатриса колосистого из корзинок образуется красивый колосовидный султан из цветков, высотой около 1 м. Цветет в середине лета более 40 дней, начиная с верха колоса. Малиновые, сиренево-пурпурные или белые свечи, высотой
до 30 см. Семена созревают к сентябрю.
Эхинацеяпурпурная – это многолетнее растение, которое достигает 1,2 м в высоту и 0,5 м в обхвате. В зависимости от климата, она начинает цвести в конце мая или начале июля. Растение опыляются бабочками и пчелами. Эхинацея предпочитает сухие открытые леса, степи, а также хорошо чувствует себя в культуре. Хотя растение предпочитает суглинистые или песчаные почвы, хорошо дренированных почвах, кислотность не оказывает большого влияния. Растение теневыносливое.
Тысячелистникптармика. Стебель 30-60 см высотой, прямой, простой или метельчато-ветвистый, ребристый, в нижней части голый, наверху с более или менее густым прижатым опушением. Листья 2-6 см длиной, цельные, очередные, сидячие, узколанцетные заостренные, по краю прижато-пильчатые. Корзинки 10-17 мм в диаметре, собраны в верхушечные, редкие или густые щитковидные соцветия. Цветет с июня по сентябрь.
Рута душистая - полукустарник, обладает сильным ароматом, достигает в высоту 50-100 см. Стебель прямостоячий, разветвленный, деревянистый у основания. Листья - очередные, удлиненныо-яйцевидные, дважды-триждыперисторассеченные, короткочерешковые, мясистые, голубовато-зеленые. Цветки — мелкие, на коротких цветоножках, зеленовато-желтого цвета, пятилепестковые, с десятью тычинками, собраны в соцветие метелку. Цветет в июне — августе.
Колокольчик карпатский
Карпатские колокольчики имеют высоту до 35–45 см, их стебли тонкие, ветвистые, густооблиственные. Листья на растениях удлиненные, яйцевидные или сердцевидные. Цветки одиночные, воронковидно-колокольчатые, направлены вверх, белые или синие самых разнообразных оттенков. Цветет растение в июне – августе и позднее.
Герань – морозостойкий многолетник. В культуре распространено много видов и сортов, в последние годы это растение становится все более и более популярным. Цветки герани в основном неярких тонов – бледно-розовые, голубые, фиолетовые. Листья могут быть разными – пальчаторассеченными, круглыми, перистыми. Высота 20-60см в зависимости от вида. Время цветения также разное для разных видов.
Воспитатель. Это хорошо, что вы знаете и любите цветы. Все они смогут расти на нашей будущей клумбе. С помощью взрослых вы правильно учли их биологические особенности. Наши зеленые друзья хорошо сочетаются по цвету. Нет пестроты, утомляющей глаза.
Презентация подпроекта происходила в экологической студии.
Подпроект N 3
«Красота нашего общего дома»
Воспитатель. Я хочу пригласить вас полюбоваться прекрасными ландшафтами не только нашего МОУ, но других детских садов и школ. Вы, конечно, помните, что ландшафты эти создали настоящие мастера своего дела, знающие, как превратить клумбу в произведение искусства. Мастера эти называются ландшафтными дизайнерами, а их работы находятся в видеотеке нашей экологической студии.
Дети и воспитатель отправляются в экологическую студию, где устроена фотовыставка и видеопоказ работ различных ландшафтных дизайнеров. В ходе экскурсии воспитатели и эколог рассказывают о различных типах ландшафтного дизайна, о способах компоновки растений (по форме, по цвету, высоте, срокам цветения и т. д.) Внимание детей обращается на необходимость тщательного продумывания оформления клумб, так как исправление в дизайне грозит выпалыванием живых организмов – растений.
Воспитатель. Не правда ли, чудесные работы мастеров ландшафтного дизайна мы увидели? Как вы думаете, сможем ли мы создать подобную красоту? Что для этого мы должны сделать? (ответы детей).
Воспитатель. Вы правы. Для начала нужно создать эскиз, набросок будущей клумбы. Мы нарисуем нашу клумбу на большом листе ватмана и разместим на нем нарисованные вами и вырезанные красивоцветущие и другие растения, которые, как мы решили, будут посажены там. Затем дети прикрепляют нарисованные и вырезанные цветы на клумбу, изображенную на ватмане.
Высокорослые многолетники:
1. лиатрис колосистый (Liatris spicata) ’Floristan Weiss’ - 5 экз.
2. зопник руселовский (Phlomis russeliana) – 1 экз.
3. эхинацея пурпурная (Echinacea purpurea) - 3 экз.
В качестве сопровождающих растений использованы:
4. мелколепестник красивый (Erigeron speciosus) ’Strahlenmeer’ - 3 экз.
5. тысячелистник птармика (Achillea ptarmica) ’Schneeball’ - 9 экз.
6. котовник гибридный (Nepeta) - 8 экз.
7. рута душистая (Ruta graveolens) - 3 экз.
8. шалфей дубравный (Salvia nemorosa) - 15 экз.
Из почвопокровных многолетников, в первую очередь по краям клумбы, посажены:
9. колокольчик карпатский (Campanula carpatica) - 15 экз.
10. герань Ренарда (Geranium renardii, на рисунке еще не цветет - 15 экз.
11. чистец византийский (Stachys byzantina) - 5 экз.
Получившийся коллаж завершает работу над данным подпроектом.
Презентация проекта «Цветочная мозаика» состоялась в музыкальном зале в виде «Бала цветов».
Заключение.
Участие детей в данном экологическом проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.
Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширило их знания о правилах создания ландшафтных композициях с приемом подбора растений с учетом их биологических признаков.
Важным результатом проекта явилась мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию. Участие в реализации проекта убедило родителей в важности своего влияния на развитие ребенка, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением
Литература
• Экологические проекты в детском саду/О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко - Волгоград: Учитель, 2009- 232с. : ил. с. 48-55.
• Цветник в саду. - М. : Изд-во ЭКСМО - Пресс, Изд-во Лик пресс, 2001.-128с.
• М. Ф. Киреева, В. П. Грязева. Цветоводство в сельской местности. - М. : Росагропромиздат, 1989.-127 с., ил.