Мадина
Экологический паспорт МБДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«ЦРР дсад №87»
1. Введение.
Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка, прогнозирование и учет состояния окружающей среды. В настоящее время многие дошкольные учреждения находятся в неблагоприятных экологических условиях территории, на которых они расположены слабо озеленены и в большей степени подвержены загрязнению воздуха, в связи с высокими автотранспортными нагрузками, а так же выбросами промышленных предприятий. Эти и многие другие факторы имеют огромное влияние на здоровье детей.
Публикация «Экологический паспорт МБДОУ» размещена в разделах
2. Цель создания экологического паспорта: желание узнать, какие факторы окружающей среды детского сада воздействуют на современного дошкольника
Задачи составления экологического паспорта.
1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.
3. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.
4. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
5. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
6. Привлечь, внимание родителей к проблеме экологического воспитания,
7. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.
3. Общие сведения о природопользователе.
Место нахождения ДОУ: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад № 87» г. Махачкала
Режим работы дошкольного учреждения: с 7.00 до 19.00 при 5 дневной недели.
В МБДОУ функционируют 14 групп, общее количество детей в ДОУ – 388.
Кадровый состав ДОУ: в ДОУ работают 82 человека: заведующий, зам. руководителя, бухгалтер, педагоги, музработники, физинструктор, педагог – психолог, учитель – логопед, обслуживающий персонал.
4. Характеристика территории учреждения.
Детский сад сдан в эксплуатацию в 1989 году. Ранее на территории располагалась лесополоса и здания барачного типа. На территории есть спортивная площадка, защитная зелёная зона из деревьев и кустарников, зоны для игр детей, площадки для игр, цветники, огород. Общая площадь территории детского сада – 5679.5кв. м
Площадь застройки – 2074.2 кв. м
5. Характеристика здания.
ДОУ представляет собой одно двухэтажное здание, общей площадью -2074.2 кв. м.
Для строительства использованы: силикатный кирпич, бетон, дерево, стекло, ДВП, кафельная плитка, стальные трубы, известь, шпатлёвка, песок, цемент.
Помещения ДОУ: 14 групп, кабинет заведующего, методический кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, логопедический кабинет, медицинский кабинет, кухня с кладовой, кладовая для чистого белья, прачечная, кабинет музыкального руководителя, подсобные помещения.
Для оформления коридоров используются масляная краска, побелка; в группах – побелка, водоэмульсионная краска; в туалетах – плитка, покраска, побелка. Полы в группах, спальнях, коридорах покрыты линолеумом; в туалетах – плиточные. Живые цветы украшают группы, коридор и холл около центрального входа.
В групповых комнатах размещены уголки природы, «мини - огороды на окне», дидактические игры экологического содержания, альбомы по временам года,природный материал, муляжи овощей и фруктов и т. д. Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей.
Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы, вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, рассказов об увиденном. В любой сезон в уголке природы для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, укроп, салат. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.
Комнатные растения: хлорофитум, бегонии, фиалки, бальзамин, сансевьера, плющ, циперус, виноград комнатный, зефирантес, папоротник, аспидистра др. Чаше всего встречаются: хлорофитум, сансевьера, циперус, виды бегонии. В некоторых группах группах имеются террариумы с черепахами.
При оформлении групп мы стараемся реализовать теоретические разработки видеоэкологии, так как среда и ее состояние – это не менее важный фактор, влияющий на здоровье детей.
Цветовое насыщение групповой комнаты стараемся подбирать в соответствии с «Концепцией цветового сопровождения в дошкольной педагогике», главная идея которой состоит в том, что посредством определенных цветов можно содействовать развитию ребенка. Правильно подобранный цвет способен снять зрительное утомление, влияет на настроение, активность, физическое состояние ребенка и т. д.
При побелке групповых комнат используем желтый цвет, сочетание желтого и зеленого, голубой, бежевый, персиковый.
В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки детей, фотографии природы родного края, живые растения, картины и т. д.
6. Характеристика территории.
Территория учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка, игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Все площадки оборудованы игровым оборудованием, выполненным из экологически чистого материала, но недостаточно укомплектованы. На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и украшающие не только общий, но и индивидуальный ландшафт каждого участка. По периметру здания разбиты цветочные клумбы.
Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное покрытие, узкие полосы грунта между асфальтированными дорожками и игровыми участками. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось сохранение светового режима, поэтому в центральной части высажены деревья лиственных пород.
На участке детского сада есть огород, где дети средней и старших групп высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними и наблюдают за их ростом.
Вся территория детского сада огорожена забором из шлакоблоков высотой 2,5 метра. Территория детского сада закрытая, в вечернее время вход на территорию запрещён. В тёмное время года близлежащая к зданию территория освещена лампами.
В ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива растений. При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.
Ежегодно, весной, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.
Территория ДОУ засажена зелёными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 3 до 27 лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежание травм среди детей низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния.
7. Экологическая ситуация.
ДОУ находится по адресу: город Махачкала, ул. Тахо - Годи 54-г.
Расстояние от территории ДОУ до промышленных, коммунальных, транспортной дороги соответствует СанПин «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Источником питьевой воды служат подземные источники питьевого водоснабжения. По санитарно-химическим показателям отмечается стабильность качества питьевой воды. Неудовлетворительных показателей по бактериологическим параметрам не отмечено.
Уровень шумового фона, по данным СЭС соответствует нормативным показателям.
Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Экологическая обстановка в районе, где расположен наш детский сад характеризуется как удовлетворительная. Промышленное предприятие ОАО «Эльдаг» находятся на достаточном отдалении от территории детского сада.
В ближайшем окружении к ДОУ находятся жилые дома, продуктовые магазины, бывший завод «Эльтав», а ныне АОА «Эльдаг», которое занимается производством пластиковых окон, дверей и. т. п. а также подъездная дорога к детскому саду и жилым домам.
Главными загрязняющими объектами являются:
- по шуму – подъездные дороги к жилым домам,
- по выбросам газов в атмосферу – стоянки у подъездов домов, особенно в зимний период, когда водители разогревают моторы своих машин.
- множество дымоходов выбрасывают в атмосферу дым от ОАО «Эльдаг» и близ лежащих домов.
- газовая котельная недалеко от ДОУ, является также источником выброса вредных веществ в атмосферный воздух.
Недалеко от детского сада расположен лесной массив площадью 70 га, основная функция его – выработка кислорода, необходимого для жизни человека, а также лес можно использовать при изучении экосистемы. Однако в последнее время идет вырубка многолетних деревьев под строительство многоэтажных домов. Экологи бьют тревогу стараясь присвоить лесному массиву статус городского парка.
Сложившаяся в микрорайоне планировочная структура удовлетворяет нормативным требованиям по расположению объектов относительно санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
По медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом удовлетворительное. Основное распространение имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ (грипп); ОРВИ, бронхит, ангина.
8. Состояние растительного мира.
На территории детского сада представлены различные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Деревьев на участке достаточно, ежегодно производим высадку молодых саженцев деревьев. Практически все они в хорошем состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются. Встречаются как отдельно стоящие деревья, так и группы деревьев.
Видовой состав деревьев: тополь, платан, клен, ясень, ива, белолиственница, туя.
Фруктовые деревья: алыча, абрикос, тутовник.
Кустарники: декоративные, жасмин, сирень. По периметру детского сада кустарники образуют живую изгородь.
Цветник: гвоздики, астры, лилии, розы, ирисы.
Лекарственные растения: календула, подорожник, одуванчик, ромашка, мята.
На огороде растут в основном овощные культуры: томаты, перец, баклажаны, свекла, лук, тыква. Для выращивания растений используются натуральные удобрения (перегнившие сухие листья). Ядохимикаты не применяются.
В ДОУ имеется специально отведенный участок «Экологическая тропа», куда входят цветник, аптечный огород, зона со скворечниками для птиц, огород.
9. Состояние животного мира.
Животный мир на территории детского сада в разное время года представлен
самыми разнообразными обитателями. Самое благоприятное время для изучения местной фауны весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести наблюдение за самыми разнообразными её представителями: насекомыми, бабочками, жуками, осами, муравьями, пауками. Разнообразен в летнее время и мир пернатых: грачи, скворцы, вороны, сороки, воробьи. Некоторые виды птиц выводят потомство в установленных по все территории ДОУ скворечниках.
Для изучения пернатых в зимнее время на участке вывешиваются кормушки
самых разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым лакомятся зимующие птицы: воробьи, вороны.
Территорию детского сада посещают кошки из близлежащих домов. Перечень животных не полный и требует дополнительных исследований.
10. Влияние ДОУ на окружающую среду.
ДОУ каждый месяц примерно расходуется 559 куб. м. питьевой воды.
Вода используется для приготовления пищи, питья, уборки помещений, стирки белья, полив комнатных и уличных растений.
В летний период потребление воды увеличивается за счёт закаливающих процедур и полив зелёных насаждений. Питьевая вода поступает в ДОУ по подземному трубопроводу.
В помещениях неисправных труб и кранов нет.
В месяц ДОУ потребляет примерно: 7720 кВт. Тип светильников: лампы накаливания, дневного света. Электрическая энергия поступает от низковольтной линии электропередач.
В течение всего времени осуществляется постоянный контроль по сбережению электроэнергии со стороны всех сотрудников ДОУ.
Тип отопления в ДОУ централизованный от ближайшей котельной. На зимний период в ДОУ проводится утепление окон и дверей во всех помещениях. Температура в помещениях ДОУ соответствует санитарным нормам.
За день выбрасывается отходов примерно 1 куб. м. Преобладают в основном отходы: бумажно-картонный материал, полиэтиленовые пакеты, пищевые отходы, отходы различного характера. Отходы выбрасываются в специально отведенные мусорные баки, расположенные за территорией ДОУ.
Список химических веществ, используемых в учреждении для разных целей: хлорамин, стиральные и моющиеся порошки, сода, хозяйственное мыло. Они хранятся в отдельно изолированном помещении. Раствор готовится старшей м/с и передаётся помощникам воспитателей.
Химическими веществами, имеющими просроченный срок годности: утилизируются в канализационные люки.
Помещения обрабатываются и проветриваются по графику уборки помещений утверждённый нормами Сан Пина. Правила применения соблюдаются. Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится городской СЭС (по мере необходимости в редких случаях).
Выводы:
Итак, из выше перечисленного следует, что территория МБДОУ «ЦРР д/сад №87» характеризуется недостаточно благоприятным расположением относительно дорожно-транспортной сети. Территория прогулочной площадки детского сада экранирована пятиэтажными зданиями со стороны ул. Керимова, девятиэтажным домам со стороны ул. Тахо - Годи, таким образом, повышенные значения шума в пределах территории детского сада отмечается только на улице, в помещении состояние удовлетворительное.
Состояние атмосферного воздуха характеризуется как удовлетворительное. Территория детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. Состояние почвенного покрова удовлетворительное, состояние деревьев и кустарников в квартале характеризуется как благополучное.
Рекомендации по дальнейшей работе в экологическом направлении в ДОУ на перспективу:
• Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, расширить цветники, посадить лекарственные растения, злаковые культуры; продолжить уход за огородом.
• Вдоль западной стороны забора желательно досадит кустарник, который наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащие в выхлопных газах, и будет снижать уровень шума.
• Необходимо регулярно вскопать почву вокруг деревьев.
• Для привлечения на участок птиц следует увеличить количество кормушек, развесив их на разных деревьях.
• Внутренне оформление детского сада производит благоприятное впечатления. В помещениях есть необходимые условия для экологического образования детей.
• Пополнить методическую базу книжным фондом и периодическим изданием «Экологическое образование» (научно-методический журнал) регулярно проводить семинары по экологическому образованию среди педагогического состава.
• Продолжать работу по благоустройству и расширению «Аптекарского огорода», составной части «Экологической тропы» на территории ДОУ, для знакомства детей с лекарственными растениями.
• Посвятить родительскому собранию экологический вопрос. Привлечь внимание родителей к оздоровлению детей заинтересовать их в проведении работ по благоустройству территории детского сада.