Вера Сухорукова
Экологический паспорт
▼ Скачать + Заказать документы
Адресные группы: старшие и подготовительные группы детского сада.
Место проведения: окрестности районного поселка, территория и помещения детского сада.
Время проведения: сентябрь 2016 года по сентябрь 2017 года.
Цель: Сделать анализ экологической ситуации, в которой находится детский сад, определить экологические проблемы и вредные факторы, влияющие на окружающую природу.
Задачи:
Публикация «Экологический паспорт» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
1. Сделать оценку экологической ситуации окрестностей поселка и территории детского сада.
2. Сделать оценку среды помещения, отделки, оборудования, оформления, с точки зрения экологической безопасности.
3. Оценить влияние детского сада на окружающую среду.
4. Привлечь внимание социума к проблемам окружающей среды и посильному участию в улучшении экологической обстановки.
5. Создать экологически безопасную среду для воспитанников детского сада.
6. Формировать экологически-правильное поведение дошкольников в окружающем мире.
Актуальность
Указом Президента РФ 2017 год назван годом Экологии. Ученые и власти с давних пор взволнованы экологической ситуацией в России, которая регрессирует с каждым годом. Создание свалок, некачественная питьевая вода, загрязнение воздуха, неполноценное питание – далеко не весь список факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на человека. Совсем не остается первозданных уголков природы.
Главный аспект в решении проблемы сбережения природных ресурсов планеты Земля – экологическое образование и воспитание всего населения, начиная с ранних лет.
В дошкольном образовании важную ценность приобретает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности.
Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе возможно через воспитание любви к природе родного края, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира.
Любовь к природе – это великое чувство. Оно помогает человеку стать добрым, справедливым, великодушным, честным, ответственным. Первые детские впечатления должны быть навеяны красотой природы родного края: белоствольная березка, могучий дуб, дрожащая осинка, гладь воды на родной речке, ромашковое поле, бабочка над цветком.
Несколько лет наш детский сад изучает проблемы экологического воспитания дошкольников.
Экологическая ситуация района
Общая характеристика природы района
Воротынский район расположен на востоке Нижегородской области. Река Волга разделяет район на две части – полевое и лесистое Заволжье и нагорное лесостепное Приволжье. Наш поселок располагается на правобережье района. Южная половина района представляет собой контраст непроходимым заволжским лесам. Это край раскинутых по перелескам и полям деревень и белокаменных храмов, березовых рощиц, бескрайних полей и небольших, богатых рыбой, прудов и рек. Пейзаж нагорного Приволжья представляет собой бугристую возвышенность – бывает до 100 метров над уровнем реки Волги – равнину, рассеченную оврагами, заросшими перелесками. В лесах растут широколиственные дубравы из дуба, липы, клена с подлесками из лещины и бересклета, шумят березняки. Сейчас, в результате рубок, многие участки дубрав заменились вторичными насаждениями из осины и березы.
Экологическое состояние среды района – отсутствие промышленных предприятий. Экологические проблемы – загрязнение Волги, федеральная трасса «М-7», заболачивание поймы Волги и Суры вследствие поднятия уровня воды Чебоксарского водохранилища, окультуривание улиц населенных пунктов района, одичания полей.
Общая характеристика окрестностей поселка Воротынец
Географическая справка
Поселок Воротынец значится районным центром Нижегородской области. Он находится в 154 км к востоку от Нижнего Новгорода на автотрассе федерального значения М7 («Волга», идущей из Москвы в Казань, а затем к Уфе. Воротынский район расположен по обеим сторонам рек Волги и Суры. Площадь района составляет около 2 тыс. кв. км.
Водоемы поселка
На территории поселка есть несколько водоемов: 2 небольших пруда и речка Гремячка.
Речка Гремячка в 18-19 веке называлась Елвашкой. Нынешнее название получила от своих притоков «гремячих» ключей, а возможно от водяных мельниц, которые гремели колесами. Раньше вода в речке была чистая, прозрачная. В настоящее время происходит заболачивание берегов, зарастание осотом, вода грязная и непригодная для бытовых нужд. Еще можно встретить рыбаков, а вот купаться в речке нельзя.
Пруд на площади Советской.
В недавнем прошлом пруд имел неприглядный вид, был засорен мусором, берега загрязнены. В 2009 году после очистительных работ пруд преобразился. Окультурены берега, почищено дно, посажены цветы вдоль берегов, установлен плавающий фонтан в середине пруда. Можно отдохнуть на лавочках и полюбоваться красотой водных просторов, да и рыбка водится в нем.
Пруд на улице Демьяна Бедного.
Воспитанники нашего детского сада любят ходить на экскурсию к этому маленькому тихому прудику. Можно понаблюдать за водными животными, растениями. Купаться в нем нельзя, вода не достаточно чистая, а вот рыбакам – раздолье.
Рельеф поселка
Рельеф поселка носит в основном равнинный характер, с небольшим уклоном с юга на север. Овраг разделяет улицы Горького и улицу Зубова. МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик» находится в северной низменной части поселка на улице Мелиораторов.
Вокруг поселка раскинулись сельскохозяйственные поля. В недавнем прошлом на полях выращивались различные овощи и зерновые культуры. Выращивают в основном зерновые культуры, заготавливают сено для скота, поля используют под пастбища. Большая часть полей зарастает сорными травами и кустарниками.
Трасса М-7
По южному краю поселка проходит автомобильная магистраль «Москва – Уфа» федерального значения. Автотранспорт - один из источников загрязнения воздуха, которые в результате работы двигателей загрязняют окружающую среду соединениями свинца. Выхлопные газы автомобилей дают основную массу свинца и кадмия, при износе шин в воздух попадает цинк. Эти тяжелые металлы являются сильными токсикантами и являются вредными для здоровья.
Вдоль трассы со стороны поселка нет защитной полосы лесонасаждений. Густая посадка деревьев и декоративных кустов может защитить пространство находящееся вблизи проезжей части от вредного воздействия автотранспорта. Кроме пыли, растения поглощают вещества, выделяемые двигателями машин, вредные элементы, в том числе и свинец. Плотный ряд насаждений, посаженных вдоль проезжей части, снижает содержание свинца наполовину.
Характеристика окружения детского сада
Детский сад располагается на улице Мелиораторов, в нижней части поселка. В ближайшем окружении находятся жилые дома переулка Строителей, улицы Мелиораторов. По переулку Строителей средний автомобильный поток. В основном это личный транспорт, идущий на переправу через Волгу на Лысую Гору. Удаленность от детского сада до улицы Строителей 300 м.
В окружении детского сада нет промышленных объектов, представляющих экологическую опасность.
В непосредственной близости от ДОУ имеются интересные объекты: поляны, березовые аллеи, птичьи поселения, берег пруда, посадки маленьких елочек и каштанов, фонтаны на площади Советской. Недалеко от ДОУ есть затопленное низменное место, которое можно использовать при изучении экосистемы «Болото».
Характеристика территории детского сада
Общие данные:
Детский сад располагается в 2-х этажном каменном здании.
Год строительства - 1987 год.
Общая площадь земельного участка — 3690 кв. м.
Площадь спортивной площадки – 800 кв. м.
Общая площадь здания детского сада — 1141,2 кв. м.
Территория детского сада ровная, 25% занимают цветники.
Есть асфальтированная дорожка, травянистая площадка для прогулок, небольшой искусственный водоем, альпийская горка.
Затененность территории 50%, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок.
Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света. Около детского сада растет большая ель и есть маленькая елочка. Можно сравнивать рост и развитие лиственных и хвойных деревьев.
На территории имеются 4 игровые площадки, отдельные песочницы для каждой группы, спортивная площадка с турником, лабиринтом, качелями, горкой для старших детей, теневые навесы, поделки из бросового материала для сюжетно-ролевых игр.
Территория детского сада огорожена металлическим забором высотой 1,5 метра, с южной стороны - сплошной забор из профильного настила. В темное время суток территория освещается мощными фонарями дневного света.
Растительный и животный мир, почвенный покров
Растительный мир
На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, - что дает возможность проводить разнообразные экологические занятия, организовать наблюдения по экологической тропе. Все растения находятся в удовлетворительном состоянии. Старые, засохшие деревья и ветки систематически спиливаются, кустарники подрезаются, трава скашивается, и сухая убирается с участка. Деревья располагаются вдоль забора, кустарники отгораживают участки друг от друга.
Деревья: береза, клен, ель, рябина, липа, дуб. В огороде растут фруктовые - яблоня, вишня, слива. Кустарники: спирея. Травы: Сорные травянистые растения: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, лебеда раскидистая, крапива, вьюнок, осока дернистая.
Луговые травы: тимофеевка луговая, клевер ползучий, клевер луговой, тысячелиственник обыкновенный, мышиный горошек, лисохвост луговой, ежа сборная, чина луговая, лапчатка, мятлик луговой, лютик едкий, костер безостый.
Вдоль дорожек преобладают подорожник большой, одуванчик лекарственный. В целом на газонах преобладают злаки и разнотравье.
Культурные травы и цветы: тюльпан, нарцисс, люпин, гиацинт, лилия, ноготки, ромашка, настурция, петуния, примула, петрушка, сальвия, астра, цинния, кохия, бархатцы, декоративные васильки и подсолнухи, мальва, вьющиеся ипомея.
Животный мир
Птицы: вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, трясогузки, голуби, синицы, дятлы.
Насекомые: бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи, пауки.
Земноводные: лягушки
Почва
На территории детского сада преобладает натуральный грунт. На клумбах – насыпной грунт. Используется торф как удобрение для клумб и перегнившие листья. На территории нет остатков мусора, он своевременно убирается. Привозится песок для песочниц. Весной песок проливается кипятком, каждый день – перелопачивается. Для того чтобы песок оставался чистым, песочницы закрываются крышками. На игровых площадках вытоптанность почвы 40 %. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев. Возле них часто играют дети, и трава растет плохо. Территория под растительностью – 80%.
Зонирование территории
На территории детского сада имеются:
• с восточной стороны от здания детского сада - 4 прогулочные площадки, искусственный водоем, альпийская горка;
• с южной стороны - спортивная площадка, уголок леса;
• с западной стороны - хозяйственный двор.
Детский сад имеет один центральный вход. Вход на участки через основной вход. Участки отделены друг от друга кустарниками спиреи. Основной вход и дорожки на каждую группу заасфальтированы.
На территории детского сада осуществляется контрольно-пропускной режим, нет доступа посторонним лицам.
Освещенная территория – игровая и спортивная площадка. Затененная зона – площадка для игр под деревьями.
На территории детского сада определена экологическая тропа, составлена схема тропы. Проект предполагает создание на территории нескольких функциональных зон:
1. «Водоем» - искусственный водоем с обитателями дает возможность организации познавательной и исследовательской деятельности.
2. «Цветочная мозаика» - это ограниченная территория (клумба, вазоны, на которой выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
3. «Тихий уголок в лесу» - зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта.
4. «Во саду ли, в огороде» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.
5 .«Лесная поляна» - зона для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми).
6.«Мини-стадион» - спортивная площадка для физического развития и оздоровления детей.
7. «Зеленая аптека» - клумба с лекарственными растениями для наблюдения за их развитием.
8. «Лесные этажи» - рассматривание ярусного расположения растений на участке, их приспособлению к существованию на различных этажах в условиях различной освещенности (деревья, кустарники травы).
9. «Метеостанция» – площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра, сила ветра, температура воздуха).
Для работы на экологической тропе намечены маршруты, разработана инструкция по охране труда, правила поведения в природе, продуманы лозунги, оформление. В течения года проводятся наблюдения, опыты, трудовая деятельность, экспериментирование. Результаты заносятся в дневники наблюдений.
Особое место на тропе уделено метеостанции. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.
Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование метеостанции
Флюгер - прибор для определения направления ветра.
Ветряной рукав, султанчики – для определения силы ветра.
«Ложечный» анемометр – для определения силы ветра.
Детские барометры – для наблюдения за изменением атмосферного давления.
Термометр - для изменения температуры воздуха.
Дождемер - служит для измерения количества осадков.
Загрязнение территории
Запыленность территории средняя. Шумовой фон умеренный. Воздействие вредных веществ не превышает норму. От ветра участки в основном защищены.
Загрязнение участков возможно от автодороги с восточной стороны по улице Мелиораторов и с северной стороны по переулку Строителей.
Участки в целом чистые, регулярно убираются работниками детского сада. Мусор вывозится по графику 2 раза в неделю специализированной службой по договору
Оформление помещения
Характеристика здания и помещений
Детский сад расположен в двухэтажном здании. Здание каменное, кровля – профильное железо. В детском саду четыре группы. Помещения учреждения: комнаты для 4 групп, музыкальный зал, медицинский кабинет, процедурный кабинет, прачечная, кладовая для чистого белья, кухня с кладовой. В помещениях групп существует разделение на центры по видам деятельности.
Характеристика строительных материалов: кирпич, бетон, стальные трубы, чугунные трубы, металлопластик, дерево, стекло, известь.
При оформлении внутренних помещений использованы: масляная и водоэмульсионная краска, побелка, дерево, ДВП, линолеум; в туалетах керамическая плитка и побелка.
Для украшения игровых комнат используются живые цветы, картины, панно, засушенные растения, плоды, натуральные камни, деревянные спилы. Синтетические материалы: синтетические ковры, занавесы.
Экологические пространства
В оформлении развивающей предметной среды воспитатели особое место отводят экологическому пространству. Это традиционный уголок природы, уголок экспериментирования, огород и сад на участке и новые – экологическая тропа, уголок нетронутой природы, метеостанция.
В уголке природы есть место для труда, ведения календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады, проведения экспериментов. Воспитатели организуют в уголке несколько видов деятельности: содержание и поддержание необходимых условий для жизни растений, познавательно-ознакомительную, экспериментальную и общение с природой.
Оформление: календарь наблюдений, макеты, спилы деревьев, наглядные пособия, детские работы, поделки из природного материала.
Состав растений: папоротник, бальзамин, фикус, каланхое, амариллис, кливия, сансевьерия, бегония, олеандр, фиалки, герань, хлорофитум, хризантема, традесканция.
Оборудование и учебные материалы: коллекции камней, семян, листьев, шишек, бумаги, ткани, полезных ископаемых, ракушки, кора деревьев, лаборатория, дидактические пособия, гербарий растений.
Влияние ДОУ на окружающую среду
Использование воды
В ДОУ используется питьевая вода из системы водоснабжения по водопроводной сети. Снабжением питьевой водой занимается ОАО «Тепловик». Вода используется для приготовления пищи, мытья посуды, мытья игрушек, уборки групповых комнат, служебных помещений, мытья рук и лица, полоскание рта. В ДОУ имеется счетчик потребления воды. Загрязненная вода уходит в канализационные стоки. Точки приема поверхностных сточных вод отражаются на топографической карте земельного участка со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями. В договоре определена норма приема сточных вод – 100% от водопотребления и нормативы допустимых сбросов и требований к составу и свойствам сточных вод. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно.
Качество подаваемой питьевой воды определено в договоре с ОАО «Тепловик». Показатели качества: запах, цветность, мутность, водородный показатель, железо, марганец, медь, аммиак, нитриты, жесткость общая, хлориды, фториды, общая минерализация, сульфаты, нитраты, окисляемость перманганатная.
Использование энергии
Поставщик электроэнергии ОАО «Нижегородская сбытовая компания». В ДОУ используются светодиодные лампы, 10 накопительных водонагревателей, электроплита, стиральная машина, холодильное оборудование, компьютерная техника.
Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.
Отопление
ДОУ отапливается от собственной газовой котельной, построенной по энергосервисному договору. В помещениях установлены чугунные радиаторы. На зимний период все помещения утепляются (окна, двери). Требуют замены оконные блоки. Температурный режим поддерживается путем кратковременного и сквозного проветривания.
Отходы
Отходы в ДОУ делятся на 4 вида:
• Пищевые
• Упаковочные (банки, коробки, веревки)
• Строительные
• Хозяйственные
Пищевые отходы (объемом до 20 л в день) используют на корм домашнего скота по договору. Строительные, упаковочные и хозяйственные отходы складывают в контейнер. Некоторые виды бросового материала идут на поделки, оформление помещений, изготовление оборудования. На вывоз твердых бытовых отходов заключен договор с ОАО «Тепловик». Отходы вывозятся 2 раза в неделю в контейнере (0,75 м в куб). По мере необходимости заказывается дополнительный контейнер (для уборки территории).
По изучению видов отходов, их утилизации и использованию подготовительная группа разработала проект «Бросим умный взгляд на мусор».
Цель проекта: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах поселка, дома, в детском саду.
4. Формировать умение сортировать мусор при его сборе, использовать пригодный мусор для поделок.
5. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Ожидаемые результаты: понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Бытовые химические вещества
В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:
• Уборки помещений (дезинфицирующие препараты, кальцинированная сода, хозяйственное мыло);
• Мытья окон, стекол, зеркал (средство «Секунда», хозяйственное мыло);
• Мытья посуды (хозяйственное мыло, кальцинированная сода, питьевая сода, моющие и чистящие средства);
• Чистки сантехники: раковин, унитазов («Пемолюкс», «Пемоксоль», «Санитарный порошок», «Чистоль»); освежитель воздуха для туалета;
• Мытья рук (туалетное мыло);
• Уничтожения насекомых и грызунов (ленты для мух, ловушки для тараканов, мор для грызунов, доставляемые из Воротынского районного отделения профдезинфекции по договору на дезинфекцию и дератизацию);
• Стирки белья (стиральные порошки, средства для смягчения воды, отбеливатели, кондиционеры для белья, хозяйственное мыло).
Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды — в шкафу буфетной комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на младшего воспитателя, медработника и заместителя заведующего по хозяйственной части. Бытовые химические вещества используются в соответствии со сроком годности. Дезинфицирующие препараты, кальцинированная сода хранятся в специально отведенном месте. Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.
Выводы и рекомендации, основанные на информации об экологической ситуации в районе
Экологическая ситуация в районе в целом благоприятная. Нет промышленных предприятий. В ближайшем окружении есть лесная зона, где можно познакомиться с лесными обитателями; река Волга, Сура, Гремячка, 2 пруда, болото, луга и поля. Дети совместно с родителями часто посещают природу. Нужно познакомить родителей с экологическими проблемами водоемов. Проблема больших рек – загрязнение, малых – обмеление и заболачивание. Приучать и взрослых и детей не загрязнять природу. Пруд на площади Советской очистили и окультурили. Это пример бережного отношения к природе. Речка Гремячка загрязнена. Нельзя купаться, пить даже кипяченую воду. При посещении природы можно пить только родниковую воду. Пропагандировать правила поведения в лесной зоне: не шуметь, не ломать ветки, не разорять птичьи гнезда, не нарушать покой лесных жителей, не сорить. Трасса М-7 источник загрязнения. Довести до родителей, что собирать грибы, ягоды, фрукты в зоне трассы опасно для здоровья, так же как и выращивать овощи на участках рядом с автодорогой. Порядок на улицах села зависит от нас самих. На экскурсиях с детьми обращать внимание на ухоженные территории возле домов, цветники, прививать чувство прекрасного, любовь к природе, гордость за свой поселок.
Благоустройство и использование территории ДОУ
На территории детского сада еще предстоит работа по озеленению. Растительный покров достаточно разнообразен и может неплохо использоваться в целях экологического образования. При подборе видов озеленения территории следует учитывать освещенные и затененные зоны. Под цветники занято 25% территории. Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, увеличить площади под цветники, посадить лекарственные растения.
Для снижения уровня шума и поглощения вредных веществ желательно посадить вдоль забора кустарники - северная и восточная стороны.
Для привлечения птиц на участки детского сада следует увеличить количество кормушек. К изготовлению привлечь родителей.
Ожидаемый результат
1. В работе с детьми повысить уровень экологической воспитанности дошкольников, осознанно-правильного отношения к природе.
2. Привлечь внимание родителей к благоустройству участка детского сада и близлежащей территории.
3. Привлечь внимание социума к экологическим проблемам поселка : сокращению количества свалок и мусора на улицах, сохранению чистоты прудов и рек.