Татьяна Васильева
Экологический исследовательский проект «В гостях у Ростика»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :дети старше – подготовительной группы, воспитатель,родители.
Цель проекта :познакомить детей с внешним и внутренним строением растений.
Задачи образовательные:
1. Сформировать у детей представления о внешнем строении растений, их основных органах (стебель (ствол), лист, цветок,плод,корень).
2. Познакомить с микроскопом и моделью работы с ним, дать понятие о том, как приготовить микропрепарат.
3. Рассмотреть с детьми некоторые аспекты внутреннего строения растения (клетка) и процесса фотосинтеза.
Публикация «Экологический исследовательский проект „В гостях у Ростика“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
4. Формировать представления о том, что растения – живые существа и для их роста необходимы определенные условия (вода, свет, воздух, тепло, почва).
5. Познакомить с опасностями и болезнями, которые подстерегают растения.
6. Изучить с детьми многообразие растений и их роль в жизни человека.
7. Дать детям знания о правилах посадки растений и ухода за ними.
Задачи развивающие:
1. Развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
2. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
3. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
4. Расширение и обогащение словаря по теме «Растения».
5. Развитие диалогической и связной речи.
Задачи воспитательные:
1. Воспитание любви к природе.
2. Воспитание интереса к растениям, желания заботиться о них.
3. Повышение экологической культуры дошкольников
Актуальность :Экологическое воспитание является важнейшим аспектом воспитания полноценной, разносторонней личности. Часто мы даже не подозреваем, что огромный мир зеленых растений вызывает у ребенка неподдельный интерес. И задача взрослых состоит в том, чтобы научить его рассматривать и наблюдать за растениями, сформировать понятие о том, что деревья, травы и кустарники – живые существа.
Практика показывает, что ребята с удовольствием участвуют в экспериментальной деятельности,знакомятся с устройством и работой с микроскопом. это помогает развивать познавательную активность детей, создает предпосылки для дальнейшего успешного обучения в школе.
Использование элементов драматизации позволяет ребятам в игровой форме, легко усвоить емкий и довольно непростой материал, развивает творческие способности детей, их фантазию. Процесс поэтапного зарисовывания экспериментов и наблюдений позволяет сформировать целостную картину, понять, как живут растения и что им для этого необходимо.
При уходе за растением дошкольник берёт ответственность за его жизнь на себя. Использование практической деятельности обеспечивает развитие эмоционально- ценностного отношения к природе, обогащение и расширение представлений об окружающем мире. У детей расширяется словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования и словоизменения, развивается желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Чтобы дети стали друзьями для растений, необходимо воспитание у них любви к природе, желания охранять её.
При общении с растениями у дошкольника формируются коммуникативные навыки в общении со взрослыми и с детьми, воспитываются навыки коллективной работы.
Ожидаемый результат:
1. Повышение экологической культуры дошкольников, формирование навыков экологически нравственного поведения.
2. Расширение кругозора воспитанников.
3. Развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности. в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
4. Повышение социальной компетентности дошкольников.
5. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям растительного мира.
6. Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного)
8. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы
9. Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за растения
Вид: долгосрочный, поисково- исследовательский.
Сроки реализации : октябрь, ноябрь.
Необходимые условия реализации проекта :интерес детей,наличие оборудования, методическое обеспечение проекта.
Распределение деятельности по этапам проекта
Этапы Деятельность педагогов Деятельность детей
I. Выявление проблемы. Формулирование проблемы.
Определение задач проекта и его продукта. Осознание проблемы.
Принятие задач проекта.
II. Накопление информационного материала. Помощь в решении задачи и планировании деятельности. Планирование и организация
Деятельности. Подготовка оборудования,материалов,литературы. Объединение детей в рабочие группы.
.
III. Организация работы по проектной деятельности. Создание игровой ситуации, мотивирующей детей.
Организация цикла наблюдений.
Сообщение информации в игровой форме.
Осуществление контроля. Создание презентаций.
Рассматривание строения растений (Внутреннее и внешнее).
Зарисовка результатов наблюдений.
Посадка семян огурца, наблюдение за этапами роста.
Зарисовка.
IV. Продуктивная деятельность. Подготовка к защите проекта.
Защита проекта. Занятие – викторина «Зеленый мир». Создание альбома «Что нам Ростик рассказал».
План реализации проекта
Эта-пы Мероприятия Задачи Ответст-венные Сроки реализации
1. Игра – драматизация «Кто к нам в гости пришел».Знакомство с Ростиком (Кукла бибабо).Постановка проблемы. - Мотивировать на совместную исследовательскую деятельность в ходе реализации проекта. воспитатель 1-я неделя октября
1. Создание мультимедийных презентаций на тему : «Давайте познакомимся- мы растения»,посвященных разным представителям флоры. - Расширять кругозор воспитанников
- Оптимизировать сотрудничество с родителями воспитатель,
родители 1-я неделя октября.
2. Экскурсия на участок школы. Рассматривание различных видов растений. Выделение групп :травянистые, кустарники, деревья. Выявление отличий. Дидактическая игра «Раз,два, три, к дереву беги».
- Формировать знания о живой природе.
- Систематизировать знания, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность. воспитатель 2-я неделя октября.
1. Проведение игрового занятия «Что есть у Ростика».В заключение которого детям предлагается зарисовать схему строения цветкового растения.
-Знакомить с внешним строением растений. - Развивать причинно-следственные связи.
- Закреплять полученные знания о главных частях растения (корень, стебель,лист, цветок, плод).
- Упражнять в составлении простых распространённых предложений
- Развивать внимание. воспитатель
3-я неделя октября.
2. Дидактическая игра «Собери растение».
- Закреплять знания о строении растения.
- Повышать экологическую культуру дошкольников. воспитатель
3-я неделя октября.
3. Чтение и рассматривание книги «Энциклопедия растений».
- Развивать зрительное восприятие и внимание.
-Формировать познавательный интерес.
-Закреплять умение с интересом слушать информацию научно- популярного характера. воспитатель
3-я неделя октября.
4.
Блок занятий по ИЗО и аппликации «Учимся изображать растения»(по Бондаренко) : «Подсолнухи», «Астры», «Георгины» (аппликация объемная, «Куст шиповника»,»Ветка клена», «Береза», «Ель»,»Осенний лес» -Научить рисовать различные виды растений,передавая особенности строения.
-Развивать мелкую моторику рук.
-Воспитывать любовь к художественному творчеству. воспитатель
Октябрь- ноябрь
5. Посадка семян огурца (сорт «Ласточка»). Цикл наблюдений этапов роста растений. Зарисовка увиденного.
- Закрепить знания о строении,уточнить, что такое семена.
- Формировать знания об этапах роста растений.
– Преобразовать предметно- развивающую среду группы. воспитатель
Октябрь -ноябрь
6. Знакомство с микроскопом, правилами работы с ним. Наблюдение за тем, как приготовить микропрепарат. Внесение микроскопа в экспериментальный уголок в группе. - Развивать способностей к практическому и умственному экспериментированию.
-Воспитывать любознательность. воспитатель 4-я неделя октября
7. Занятие- исследование с элементами драматизации»А что внутри?». Рисование на тему «Волшебные клеточки».
- Продолжать учить пользоваться микроскопом, вести наблюдение.
-Познакомить с микромиром –внутренним строением растения.
-Ввести понятие клетка.
- Систематизировать знания, стимулирующих развитие познавательных способностей воспитатель
4-я неделя октября
8. Цикл опытов в экспериментальном уголке на тему «Что необходимо растениям для жизни» (по Бондаренко).
-Совершенствовать знания об условиях, необходимых для роста растений. -Развивать познавательный интерес.
-Развивать способность к практическому экспериментированию. воспитатель
1-я неделя ноября
9. Лаборторное исследование с помощью микроскопа на тему : «Враги растений». Изучение опасного для растений микромира –бактерии, вирусы,грибы. Зарисовка. - Познакомить с новыми объектами живой природы- бактерии, вирусы, грибы.
-Уточнить представления о том, чем они опасны для растений.
Актуализировать в речи слова :бактерии, вирусы. воспитатель 1-я неделя ноября
10. Игра –драматизация «Помогите Ростику» с использованием кукол бибабо. - Закреплять знания об опасностях, грозящих растениям.
-Развивать актерские способности. воспитатель 1-я неделя ноября
11. Дидактическая игра «Внимание, опасность!»
-Упражнять в умении находить опасности, грозящие растениям. воспитатель
1-я неделя ноября
12. Подготовка сообщений детей «Зеленый мир», посвященных многообразию растительного мира
- Повышать экологическую культуру дошкольников.
-Расширять кругозор.
- Развивать монологическую речь.
-Воспитывать любовь к живой природе.
воспитатель, родите-
ли, дети 2-я неделя ноября.
1. Игра- викторина «Приходи к нам в гости Ростик!»Озвучивание сообщений.
-Обобщение и систематизация знаний о растениях.
- Расширение кругозора воспитанников.
- Поддержание интереса к растениям, желания заботиться о них. Воспитатель, родители, дети
3-я неделя ноября
2. Создание альбома «Мир растений».
- Закрепление знаний о растениях.
- Развитие творческих способностей.
-Воспитание уважения ко всему живому. воспитатели, дети
4-я неделя ноября
.
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2011
2. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольника в игре. - Москва, «Педагогическое общество России», 2009