Светлана Коваленко
Исследовательский экологический проект «В гостях у травницы Аксиньи»
▼ Скачать + Заказать документы
(изучение лекарственных трав Кубани)
Место проведения исследовательского проекта : специально выделенная зона экологической тропы в МДОУ ДСКВ № 22 города Ейска МО Ейский район, групповая ячейка подготовительной к школе группы.
Сроки выполнения проекта: январь – май 2015 года.
Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с целебными растениями Краснодарского края, обобщить представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Публикация «Исследовательский экологический проект „В гостях у травницы Аксиньи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Кукла Травница
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы МДОУ № 22, воспитатель, родители.
Задачи:
• Обобщить и систематизировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях Краснодарского края, их ценности для здоровья, правилах пользования.
• Закрепить представления о применении лекарственных трав Кубани в народной и традиционной медицине. Развивать познавательную активность.
• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Методы исследования:
• Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера, наблюдения,экспериментирование.
• Наглядные: рассматривание иллюстраций, театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
• Словесные: беседы, чтение литературы,, объяснения, указания, словесные инструкции;
• Слушание музыки, просмотр видеоматериалов по теме.
Актуальность
Экологическое воспитание в детском саду – неотъемлемая часть общего образования дошкольников, способ развития у них потребности взаимодействия с природными объектами, желания сохранять природные ресурсы, изучая их.
Как нельзя представить население Земли без детей, так и невозможно представить нашу планету без растений. «Зеленый океан»планеты жизненно необходим всему живому на Земле. Эту мысль нужно доносить до подрастающего поколения с самых ранних лет, показывая на примерах,
чем может грозить исчезновение растительной среды.
В 2011 году на территории нашей дошкольной организации была создана экологическая тропа,одной из зон которой стала «Зеленая аптека» - специально выделенный участок, на котором высажены многочисленные лекарственные растения, произрастающие в Краснодарском крае.
Общеизвестно, что Краснодарский край – это буйство разнотравья и растительных раритетов! Поэтому изучение лекарственных растений Краснодарского края всегда было одним из самых увлекательных и богатым по содержанию мероприятием на всех ступенях развития дошкольников.
На сегодняшний день в нашем детском саду собран и систематизирован материал по посещению разнообразных зон экологической тропы ДОУ, однако «Зеленая аптека» пока остается мало изученной территорией в силу объективных причин: отсутствие накопленной методической базы по изучению лекарственных растений в детском саду, не созданы условия для изучения растений и проведения исследовательской деятельности.
Все это побуждает воспитателя, работающего над экологическим воспитанием старших дошкольников, уделить особое внимание этому вопросу и дополнить недостающее звено необходимым материалом.
Так пришло решение о разработке и внедрении исследовательского проекта с детьми подготовительной группы «В гости к травнице Аксинье».
Содержание проекта:
I этап.
1. Подбор методической литературы по теме проекта, создание проектной документации.
2. Мониторинг навыков и умений детей для выявления уровня знаний старших дошкольников в области экологической культуры и установления позиций ближайшего развития.
II этап.
1. Проведение серии ознакомительных бесед «Для чего нужна экологическая тропа в детском саду?», «Богатство растительного мира Краснодарского края», «Какие растения называют лекарственными?»
Цель: Обобщить знания детей о многообразии флоры города Ейска, как составляющей растительного мира Краснодарского края.
2. Проведение игр экологического содержания «Цветочный магазин»,
«Чего растению не хватает?», «Они нужны друг другу!», Угадай по описанию», «Кого вылечит растение?»
Общая цель: Закрепить знания, полученные в ходе изучения растительной среды Краснодарского края, уточнить взаимодействие насекомых, животных и птиц с растениями, подтвердить лечебные свойства некоторых растений и пользу применения их в современной медицине.
3. Просмотр лицензированных видеофильмов «Край ты мой Кубанский»,
«Приключения Карика и Вали», «Божий дар» и др.
4. Чтение литературных произведений:
• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева.
• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,
• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
• Н. Павловой «Загадки цветов»,
• А. Плешаков «Зеленые страницы» и др.
• Заучивание загадок и стихов о растениях.
5. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:
«Движение воды по стеблю растения»
«На свету и в темноте»
«В тепле и холоде»
«Почему растения осенью вянут?»
«Наблюдаем, как растет ромашка» (зарисовки)
Общая цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло, систематизировать знания о циклах развития всех растений, развивать мышление, воображение, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
6. Мастер-класс для родителей «Использование лекарственных отваров как эффективного средства витаминизации детских блюд»
III этап
1. Наблюдение «Проращивание топинамбура»
Цели: Дать представление о природных свойствах, внешнем виде, особенностях роста топинамбура. Развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, стремление к достижению результата в ходе экспериментирования. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам родного края.
2. Приготовление отваров и лекарственных смесей по старинным казачьим рецептам (исключительно в ознакомительных целях, без употребления детьми).Составление картотеки лекарственных трав Кубани.
3. Целевая прогулка к зоне экологической тропы «Зеленая аптека»
Цели: Рассмотреть территорию произрастания лекарственных растений, определение места посадки конкретных растений в зависимости от светолюбивости и степени полива. Закрепить правила ухода за растениями в «Зеленой аптеке», основные правила безопасного пребывания на экологической тропе. Развивать навыки земле – и природопользования, трудовые умения. Воспитывать коммуникативные качества и устойчивый интерес к изучению растительности Краснодарского края.
5. В самостоятельной деятельности:
Лепка: «Лекарственный пион»
Аппликация «Цветущий луг»
Рисование «Календула», «Цикорий»
Ручной труд «Гербарий лекарственных растений»
Конструирование из природного материала «Рокарий для цветов»
Слушание музыкальных отрывков : старинная казачья песня «Ты скажи мне, где цветы?», «Вальс цветов» П. И. Чайковский,» Полевые цветы»Р. Паулс, А. Ковалев,Ю. Чичков «Волшебный цветок» ,«Это называется природа»и др.
6. Цикл тематических занятий «В гостях у травницы Аксиньи»
Общая цель: систематизировать знания о произрастании, внешнем виде и полезных свойствах отдельных лекарственных трав Кубани. Развивать умение составлять описательные и творческие рассказы с опорой на модульные схемы, иллюстрации и по представлению. Воспитывать любовь к природным богатствам Кубани и бережное к ним отношение.
7. Познавательно – исследовательская деятельность в Кубанской комнате
«Милости просимо до моей хаты!»
Цель: Расширять знания о быте и традициях ведения дворового хозяйствования на Кубани. Закрепить знания о способах выращивания, уходе за лекарственными травами и технологии приготовления целебных отваров и фиточаев. Развивать коммуникативные качества,творческую инициативность, артистизм. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.
IV этап.
1. Проведение КВН с участием родителей «Зеленое море Кубани»
2. Фотовыставка «Цветы необычайной красоты»(макрофотография)
3. Защита проекта на педагогическом совете.
4. Презентация проекта в рамках IX Регионального открытого конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»(муниципальный этап)
Ожидаемые результаты:
Дети получат первоначальные представления о лекарственных травах, произрастающих на территории Краснодарского края, их внешнем виде, особенностях строения, способах произрастания.
Научатся систематизировать знания и получать новые с помощью исследовательской деятельности, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Поймут ценность природного окружения, богатства флоры родного края, ее пользы в медицине и поддержании экологического баланса в целом.
У детей будет воспитана любознательность, поисковая активность, привиты навыки экологического сознания и бережного отношения к окружающей природе.
Продукт проекта:
I этап:
Подбор методической литературы по теме проекта, создание проектной документации.
Мониторинг навыков и умений детей для выявления уровня знаний старших дошкольников в области экологической культуры и установления позиций ближайшего развития:
II этап:
Ознакомительные беседы с участниками проекта «Для чего нужна экологическая тропа в детском саду?», «Богатство растительного мира Краснодарского края», «Какие растения называют лекарственными?»
Проведение игр экологического содержания:
Чтение литературных произведений по тематике проекта:
Опытно – исследовательская деятельность:
1.«Движение воды по стеблю растения»
2.«В тепле и холоде»(ветки Облепихи крушиновидной)
Мастер-класс для родителей «Использование лекарственных отваров как эффективного средства витаминизации детских блюд «
III этап :
Наблюдение за ростом и развитием лекарственных растений на экологической тропе.
Проведение исследовательской деятельности «Свойства лекарственных трав»
Изучение строения и особенностей внешнего вида в самостоятельной деятельности детей (свободное рисование, лепка, аппликация, ручной труд)
Фотовыставка «Цветы необычайной красоты» (макрофотография)
Познавательно – исследовательская деятельность в Кубанской комнате
«Милости просимо до моей хаты!»
Заключение
Исследовательская проектная деятельность в ДОУ – достаточно новая форма работы с детьми, но на сегодняшний день одна из самых интересных и продуктивных. В данном исследовательском проекте дети осознали необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанную на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Литература:
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2010. – 160 с.
2. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2012. – 159 с.
3. Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2011. – 240 с
4. Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М. : Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
5. Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3