Светлана Николаевна Бузина
Экологический игровой досуг: «Прогулка по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический игровой досуг : «Прогулка по зимнему лесу».
(обобщающее мероприятие)
Возраст детей: старшая группа.
Цель: обобщить представления детей о зиме, как времени года.
Задачи:
Развивающие задачи:
- развивать умение поддерживать игровую воображаемую ситуацию;
Образовательные задачи:
Публикация «Экологический игровой досуг: „Прогулка по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Сценарии развлечений
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимние праздники
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- закрепление знаний о зимних явлениях в природе, зимних забавах, зимующих птицах, диких животных.
-обобщить знания детей о жизни животных в зимних условиях, вызвать желание помочь птицам и животным;
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес и бережное отношение к зимующим птицам, диким животным;
-воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту;
-воспитывать у детей посредством художественного слова, музыки, народного фольклора, дидактических игр чувство любви к природе.
-воспитывать у детей дружелюбное отношение друг другу, к гостям.
Здоровьесберегающие задачи: :
-следить за осанкой детей.
-активизировать биологически активные точки.
-развивать мелкую моторику рук и артикуляционный аппарат.
-тренировать дыхательную систему.
-продолжать учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, развивать координацию движений рук и ног.
-рефлексия-рисование песком на столе.
Виды деятельности: игровая; двигательная; коммуникативная; продуктивная;
Методы и приемы:
Наглядные: картинки зимующих птиц;
Словесные: художественное слово (загадка, стихотворение, сценка «Дикарь в лесу») вопросы к детям, поощрения, пояснение, обобщение воспитателя;
Практические: имитационные движения; самомассаж на актавацию биологически активных точек, рисование песком- отличный способ расслабиться, спокойное творчество, соприкосновение с природной материей снимает стресс, любое напряжение, страхи, схематическое изображение правил поведения в лесу; дети разложили корм для птиц по кормушкам; уборка мусора на полянке.
Игровые : сюрпризный момент (Зимушка-зима, проблемная ситуация : «Кто намусорил на полянке?», подвижные игры: «Тише, тише не шуметь!», «Накорми птиц», словесные дидактические игры: «Назови ласково.» (с мячом), «Если я приду в лесок», «Закончи предложение».
Материал :елочки, карточки зимующих птиц, кормушки, корм для птиц, аудизапись «Голоса птиц», песня «Всем нужны друзья»,листы бумаги для рисования схем, магнитная доска.
Предварительная работа: чтение художественной литературы; беседы;
-отгадывание загадок;
-дидактические настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Что изменилось?»,
-словесные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Скажи по-другому»,
-рассматривание репродукций картин и иллюстраций, изображающих зимующих птиц, диких животных.
-изготовление и вывешивание кормушек на участке; на прогулке раскладывание корма в кормушки.
– Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
– Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
– О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
–Ребята, на Руси зиму всегда называли очень красиво: «зима-
Белоснежная», «зимушка-зима», «зимушка-краса». Давайте и мы скажем ласково о зиме: я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Игра: «Назови ласково» с мячом
Снег – снежок Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец Дерево – деревце
Ветер – ветерок Горка – горочка
Лёд – ледок Холод – холодок
Зима – зимушка Санки – саночки.
елка-елочка коньки –конечки
-Ребята сейчас заканчивается последний месяц зимы- месяц февраль. И совсем через несколько денечков наступит весна.
– А вы хотите погулять последний раз по зимнему лесу? (Да, хотим.)
– Тогда мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес.
– А на чем мы доберёмся в лес? (На санках, на лыжах.)
– Хорошо, поедем на лыжах.
(Дети встают за воспитателем и под музыку имитируют ходьбу на лыжах.)
Воспитатель: (перевоплощается в зиму)
Зима: Здравствуйте ребята. Я очень рада, что вы любите гулять по зимнему лесу. Полюбуйтесь, какие красивые деревья, осыпаны снегом, как будто заснули под снежными одеялами. Красиво! Тихо и спокойно в лесу. Зима: ребята, давайте поздороваемся с лесом.
Физминутка «Здравствуй, лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! Повороты в стороны с вытянутыми руками
Ты о чём шумишь зимою Руки вверх
Выполнять покачивание в сторон
Ночью тёмной, снежной.
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь?
Какая птица? Дети всматриваются вдаль, держа
округлённую ладонь над бровями.
Всё открой, не утаи. Погрозить пальцем
Ты же видишь- Мы свои. Прижать ладони к груди.
зима: Какую пользу приносит лес?
Дети: Лес богат лекарственными растениями, в нём много ягод и грибов, в нем живет много птиц и зверей. Лес очищает воздух от пыли и грязи. Выделяет много кислорода.
Зима: кто знает, как надо охранять деревья, заботиться о них?
-если пришли в лес, надо любоваться красотой зимних деревьев, не гнуть ветки, они мерзлые и сломаются. А ломать ветки тем более нельзя, дерево будет весной болеть.
Зима: ребята посмотрите, что мы видим на полянке, (обращает внимание на разбросанный мусор около деревьев и сломанные ветки).
Сценка «Дикарь в лесу». (Появляются плачущий зайчишка)
Ведущий: Что случилось, зайчишка?
Зайчик: Меня обидел злой мальчишка.
Он мне лапку отдавил.
Появляется плачущая синичка.
Ведущий: Синичка-красавица, что в лесу случилось?
Скажи, какое горе с тобою приключилось?
Синичка: Мальчик злой меня поймал,
Крылышко мне он сломал.
Не могу теперь летать.
Как же мне не горевать.
Ведущий: Как зовут злого мальчика, который вас обидел?
З. и С. : Егор!
Ведущий: А где его найти?
Заяц: Он бегает по лесу, кричит, шумит, ветки ломает, мусор кидает.
Под кустом сидит мальчик, вокруг сломанные ветки, мусор от конфет.
Ведущий: Подойди сюда Егор,
Серьезный будет разговор.
Много бед ты натворил:
Зайцу лапку отдавил,
На поляне ты кричал,
Поломал в лесу кусты,
Синичке ты крыло сломал.
А ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес,
Уходи из наших мест!
Заяц и синица (вместе) : Уходи из нашего леса!
Егор: Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.
Зима: Ребята, давайте научим Егора правилам поведения в лесу.
Конкурс «Как вести себя в природе». Дети рисуют графически обозначая правила поведения в природе.
Перед рисованием выполнить пальчиковую гимнастику.
«Зимняя разогревалочка» М. Рузина.
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки
Как на печке разогреть.
(дети медленно растирают одну ладонь о другую)
Сначала ладошки, совсем как ледышки,
Потом как лягушки, потом как подушки,
Но вот понемножку согрелись ладошки
Горят и взаправду,а не понарошку.
(трут ладонь о ладонь, ускоряя темп)
Я горю как от огня
Вот потрогайте меня
(вытягивают вперёд раскрытые ладони)
Ребята приступают к рисованию схем, затем закрепляют схемы на магнитной доске, и объясняют правила поведения в лесу.
Егор: я все понял, и сейчас все быстро уберу.
Зима: вставайте и зайчишка, и синичка и Егор к ребятам и поиграем
все вместе в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
***
Если я приду в лесок
И сломаю ветку? (нет)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
***
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Молодцы!
Зима: Ребята, как вы думаете, кому зимой трудно, трудно?
(Диким животным, птицам.)
Зима: Как помочь птицам зимой?
(повесить кормушки, насыпать в них разные семена,крошки хлеба)
Зима: посмотрите, на этой елочке мы видим кормушки для птиц, интересно кто же их сделал? (мы).
Зима: я вижу что вы очень добрые, заботливые ребята. А какие птицы живут в нашем лесу? (зимующие)
Назовите их. (Дети перечисляют) Чем же питаются птицы? (Синицы любят несоленое сало,кусочки обвязывают ниткой и развешивают на ветках,снегири питаются ягодами калины, рябины, семенами клена, воробьи крошками хлеба, семечками, голуби зерном)
Игра «Накорми птиц» : (тарелка с семенами подсолнечника, ягодами рябины, кусочками сала, крошками хлеба. Дети раскладывают соответственно каждой птице свой корм) .
Зима: Мальчики подружились с воробьем и споют нам песенку.
Песня: «Всем нужны друзья»
– А ещё какие животные живут в наших лесах? (Лиса, волк, белка, ёжик, заяц, медведи, лоси.)
– А теперь расскажем,как звери приспособились к зиме? (Ежи, медведи впадают в спячку. Белка, лиса, заяц меняют свои шубы на более теплую шубу.)
– Чем же питаются звери в заснеженном лесу? (Большинство зверей приготовили запасы корма на зиму. А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, на её ногах густая шерсть Лиса чует мышей, она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу. Лесники делают специальные кормушки для лосей, куда кладут сухое сено и соль-лизунец.)
Хороводная игра: «Медведь.»
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, Не шуметь! (И. Токмакова)
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага, на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага, на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
Игра «Закончи предложение».
Зима предлагает поиграть в игру, дети встают в круг, Зима проходит по кругу, к кому дотронется, тот отвечает.
Белка зимой серая, а летом…
Лиса живет в норе, а медведь в …
Заяц зимой белый, а летом …
У зайца хвост короткий, а уши.
Заяц пушистый, а еж…
Медведь неуклюжий, а белка.
У синицы грудка желтая, а снегиря.
Зимний день короткий, а летний.
Правильно ребята, зимний день короткий- нужно возвращаться в детский сад.
Зима: ребята, давайте вспомним что мы сделали во время прогулки хорошего (накормили птиц, научили Егора правилам поведения в лесу, убрали мусор на полянке, вспомнили правила поведения в лесу.)
Пора возвращаться,одеваем лыжи, берем в руки палки и катимся в наш сад. (дети имитируют ходьбу на лыжах).
Восп. Вот мы и в садике, после зимней прогулки, что мы обычно делаем? (пьем горячий чай с лимоном, медом, малиной).
Мы сейчас подойдем к столу для рисования и дружно нарисуем пирог, разделим его на части, украсим его малиной. Возьмем чашки с горячим чаем,и подуем на него. (дыхательная гимнастика)
сделаем оздоровительный массаж.
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.
(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз).
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.
(Указательными пальцами растирать крылья носа).
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком.
(Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны - вместе).
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!
(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна.
(Потирать ладони друг о друга).Скажем Зимушке до свидания, а будем встречать весну.