Тамара Троценко
«Обобщенная неделя о зиме» ННОД по речевому развитию «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие слухового внимания, выделение звука [С- З]»;совершенствование слогового анализа слова ЗИМА; познакомить с буквами С и З; координация речи с движениями; воспитание навыков сотрудничества на занятиях.
Тема: «Путешествие по зимнему лесу.»
Коррекционно-образовательные цели: Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима» {зима, снег, мороз, вьюга, снегопад, снежинка, сугроб, птица, снегирь, синица, ворона, воробей, дятел, заснежила, заморозила, запорошила, замела, прилетать, голодно, холодно, зимующие). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений). Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов.
Публикация «„Обобщенная неделя о зиме“ ННОД по речевому развитию „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитательные цели. Воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Оборудование. Презентация с записью звуков природы, репродукций картин И. Грабаря «Зимний вечер», «Зимнее утро», репродукция картины И. Шишкина «Зима», шапочки плоскостные зимующих птиц, кормушка, картинки животных и птиц со звуками [c], [з], звуковые пеналы, карточки с заданием на каждого ребенка, сказочный персонаж- Царица Математики.
Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке в парке. Рассматривание зимних деревьев, их ветвей и коры. Образование существительных — названий леса из деревьев разных пород. Наблюдение за зимующими птицами. Вывешивание в парке кормушек для птиц. Подбор слов-определений к предметам и объектам. Слушание звуков зимней природы.
Последовательность деятельности:
Организационный момент. [Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания. ]
Воспитатель приглашает детей и включает презентацию с репродукциями картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима» с записью воя вьюги и шума ветра.
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки и послушаем звуки зимнего леса.
Звук чего вы услышали? (Вьюга, ветер).
Ребята, сейчас мы мысленно прошагаем по сказочному лесу. (Показ картины).
Представьте себе, что мы идём по зимнему лесу. (дети идут по кругу). Я вижу зайку под кустом.
-Что видишь, Саша? Что понравилось тебе, Оля? (Сугробы, много снега, деревья в снегу, следы зверей).
-Что зима сделала с лесом, я начну, вы продолжайте? (За…морозила, за…колдовала, за…снежила).
-Чем похожи эти слова (первый звук в словах [З]).
Задание: Поработаем по заданию у доски. Достань из сугроба картинку выдели и назови место звука [ З] в слове? в начале слова, в середине или конце слова) – 3 картинки (фазан, зима, коза, гнездо.).
Отлично! Ответы приняты.
А еще в этом сугробе заяц оставил следы. Кто догадался, на какую букву похоже это изображение?
(Достаю букву З – это буква З графическое изображение, подружка звука [З]).
– На что похожа буква З? (змея, рогалик, цифра)
Читаю стихотворение:
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три!
В нашем лесу много разных деревьев. (В игре образуются следующие пары словосочетаний)
- Давайте вспомним, как называют лес (с показом картин) из осин (какой он) осиновый лес или - осинник;
лес из берез (какой) березовый лес, по – другому- березняк;
лес из дубов (какой, дубовый, а вернее, дубовая роща, еще как— дубрава:
лес из сосен, сосновый бор — сосняк
Молодцы! Справились.
Итак, в этих лесах живут птицы (какие) (Зимующие). Эти птицы среди нас. У кого на столах шапочки, выходите. (дети – птицы идут к своим столам, надевают шапочки) Давайте назовем их (снегирь, сорока, воробей, поползень, синица, сова).
Пришло время поиграть в игру «Какая птица улетела?»
Посмотрите внимательно, вам нужно назвать птицу, которая улетела, разделив слова на слоги с хлопками. Закрыли глаза.
-Какая птица улетела?
Дети по очереди делят названия птиц на слоги с хлопками.
1-й ребенок. Сне-гирь. В этом слове два слога.
2-й ребенок. Си-ни-ца. В этом слове три слога.
3-й ребенок. Дя-тел. В этом слове два слога.
4-йребенок. Во-ро-бей. В этом слове три слога.
5-1 ребенок. Со-ро-ка. В этом слове три слога (И т. п.)
А сейчас задание птицам: Птицы в названиях которых есть звук [C] полетят на кормушку, остальные останутся на своих местах.
Дети: 1,2,3 – лети!
Проверьте, правильно ли прилетели птицы, выделяя звук [C] в словах. (С-с-ссова, с-с – снегирь, с-с-сорока, с-с-синица). Я согласна с вами.
А что то в кормушке забыли птицы? (достаю букву С). Это буква С – символ звука [c].
На что похожа эта буква? (месяц, сломанное колечко, дорога).
Читаю стихотворение:
Сел снегирь в уголок,
Съел бублика кусок.
Спасибо за работу.
А наше путешествие продолжается за рабочими столами. (дети садятся)
В лесу зимуют животные. Что они себе строят? (нору, берлогу, лежбище, логово.) Зимний дом для животных еще называется зимовьем. Повторите, выделите голосом первый звук. (З- з-зимовье). Холодно, голодно нашим друзьям.
-Давайте заселим птиц и животных в домики, чтобы им было тепло. У вас на столе картинки, вы должны правильно расселить жильцов.
(Показ домика с сосульками и с замком - презентация).
-Кого мы заселим в дом с с-с-сосульками? Значит, в этом доме будут жить жильцы, в названии которых есть звук «С» (дети показывают картинки).
-У нас есть ещё один дом с з-з-замком. Кто в нем будет жить? Объясни свой выбор. (В доме будут жить жильцы со звуком [З]. Скажи, Саша, куда ты поместишь свою картинку? Где находится звук, в начале, в середине или в конце слова.
Кто у тебя на картинке? А в какой домик пойдет жить твой зверь, почему?
Покажите птиц и животных со звуком [з ]. Хлопните в ладоши, чьих жильцов можно заселить в домик с сосульками?
- Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.
Физкультминутка: (проводит ребенок самостоятельно)
Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте)
Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Поднять руки, покружиться на носочках).
Чуть затихла злая вьюга - (Опустить руки)
Улеглись повсюду. (Присесть, руки к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (Встать, руки вперёд)
Все дивятся чуду, (Развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали белые подружки (Руками выполнять движение «ножницы»)
Заспешили на прогулку дети и старушки (Шаги на месте).
А о каком времени года идет наша беседа? (О зиме). Верно!
Задание: А сейчас поработаем со звуковой схемой слова ЗИМА (работаем со звуковыми пеналами) и дадим характеристику звукам.
Первый звук в слове З- з-зима – (дети продолжают слово) [з] согласный, звонкий, мягкий, поэтому зеленый квадрат;
Следующий, 2-й звук в слове зИ –и-има - И гласный, красный квадрат;
Следующий за звуком [и] в слове зиМ-м-ма звук - М согласный, твердый, синий квадрат;
Какой 4-й звук в слове зимА-а-а - А гласный, красный квадрат;
Сколько всего звуков в слове? Назовите гласные. Сколько согласных? Где стоит звук [ з]
– Сделаем вывод и дадим характеристику звукам [с] и [з]. Звуки [с] и [ з] согласные, бывают твердыми и мягкими.
Какие отличия
– Правильно, звук [с] глухой, а звук [з] звонкий, а остальные характеристики одинаковые. Поэтому, как они называются? (Парные.)
Переходим к работе на карточках.
Из множества букв, найдите букву З, обведите в круг, а букву С в прямоугольник.
-Вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться домой.
Итог: С какими буквами и звуками мы познакомились? (С и З). Какую работу выполняли со звуковыми пеналами? (Составляли схему слова ЗИМА). Чьи ответы вам понравились? Чем тебе понравилось заниматься? У вас хорошие знания, ребята.
Но к нам еще кто-то торопиться (заходит Царица Математики).
Я все слышала о ваших успехах и рада за вас. Хочу поблагодарить за помощь, теперь в моем царстве порядок! А от меня вам – сладкий гостинец, и до новых встреч на пороге школы. До свидания! Спасибо за работу.