Воронцова Наталья
Экологические наблюдения в детском саду подготовительной группы. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
15. «Домашние животные»
Цель:
• Закрепление знаний детей о таких домашних животных, как кошка, собака, лошадь.
• Воспитание заботливого к ним отношения.
• Активизация словаря детей: кот, кошка, котенок; пес, собака, щенок; конь, лошадь, жеребенок.
Ход наблюдения.
Почти на каждой прогулке детям встречаются домашние животные. Рассказать о повадках этих животных, о пользе.
Кошка
Публикация «Экологические наблюдения в детском саду подготовительной группы, 2 часть» размещена в разделах
У неё красивая мягкая шёрстка и пушистый хвост. На голове 2 постоянно настороженных уха: ведь кошка слышит малейший шорох. Большие глаза прекрасно видят в темноте. На пальцах коротких лап мягкие подушечки, в которых спрятаны острые коготки. Кошка ходит неслышно, осторожно подкрадывается. Обратить внимание детей, как быстро и красиво бежит кошка, как ловко взбирается на дерево или крышу, выпуская когти. Спросите, у кого дома есть кошка, как её зовут, какого цвета шёрстка, чем её кормят. Кошка, как и каждое животное, любит ласку. Если к ней хорошо относиться, она привязывается к дому и людям. Кошка полезна: она ловит мышей.
Приметы:
Если кошка моется, лижет лапу – к ясной, жаркой погоде, мордой трясёт – к ненастью, прячет морду – к холоду, лежит брюхом вверх откинув хвост – к теплу, скребёт пол и ножку стола – к ветру и метели, пьёт много воды – к непогоде, крепко спит – к теплу.
Собака
Она очень привязана к своему хозяину, повинуется его приказам, понимает, когда её зовут. Собаки сторожат дом, на севере запрягают их в сани и ездят на далёкие расстояния, они помогают пограничникам охранять границы нашей Родины. Во время войны собаки помогали санитарам. Есть собаки – ищейки.
У собак хорошо развиты обоняние и слух. Если хозяин собаки в опасности, она спасёт его. Недаром говорят, что собака – друг человека.
Во время бесед предложить детям вспомнить, что они слышали о животных из книг и рассказов взрослых, видели в кино или по телевизору.
Приметы:
Если собака усиленно роет землю или залезла в воду или ест траву – к дождю; катается по земле летом, мало ест и много спит – к ненастью, зимой – к вьюге; растягивается на земле, раскинув ноги, брюхом кверху – к теплу; лежит, свернувшись – к холоду; глухой лай собак зимой – к снегу.
Лошадь
Рассмотреть внешний вид, обратить внимание, какая она сильная: возит тяжёлые грузы. Лошади очень ловкие: они могут спускаться с крутых гор, проходить по узким опасным тропинкам. Лошадь привязывается к человеку. Она никогда не оставит своего хозяина в беде. Осенью домашних животных переводят в тёплые помещения.
Приметы:
Лошадь храпит – к ненастью; ложится на землю летом – к сырой погоде; фыркает – к теплу, трясёт головой и закидывает её кверху – к дождю; летом бьёт задней ногой – к потеплению или ненастью, зимой – к снегу.
Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.
Цель: развитие трудолюбия, желания помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные коробочки и пакеты, садовые грабли.
16. «Труд взрослых на огороде»
Цель:
• Закрепление знаний детей об овощах, растущих на огороде, вспомнить, какие работы проводили.
• Воспитание у детей трудолюбия, знание пользы овощей для организма человека и животных.
• Активизация словаря детей существительными по теме «Овощи».
Ход наблюдения.
Рассмотреть общий вид огорода, вспомнить, какие овощи уже убрали и что ещё нужно убрать.
Предложить детям самим определить, какой инвентарь нужен для работы. Овощи, которые не боятся холодов, убирают позже: морковь, свёкла, капуста. Раньше всех убирают огурцы, помидоры, лук, затем чеснок, кабачки и др.
Предложить детям помочь в уборке овощей, очистке их от земли и рассортировке.
-Как лучше хранить овощи после уборки?
Во время уборки урожая использовать загадки об овощах.
Предложить детям игру «Вершки и корешки»
Основы трудовой деятельности: Сбор урожая на огороде.
Цель: формирование умения аккуратно выкапывать овощи. Воспитание интереса трудится сообща.
Оборудование: ведра, совочки.
17. «Вольный ветер»
Цель:
• Формирование представлений детей об изменениях в неживой природе осенью: обратить внимание, что в ветреную погоду деревья качаются, облака бегут быстро; сравнить, каким ветер был летом – совсем слабым, верхушки деревьев чуть качались.
• Развитие наблюдательности.
• Активизация словаря детей: лелеет.
Оборудование: ленточки.
Ход наблюдения.
Я – волшебный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы.
К. Бальмонт
- Дети, посмотрите внимательно вокруг и скажите, ветер сегодня дует?
- Сильно дует?
Воспитатель достаёт ленточку и предлагает на неё посмотреть.
- Ветер дует сильно, т. к. ленточка колышется.
- А вспомните, каким ветер был летом, сильным или слабым?
- Слабым.
- А почему?
- Потому что верхушки деревьев чуть-чуть качались.
- Правильно. А сегодня верхушки деревьев качаются сильно.
- Посмотрите на ленточку и скажите, в какую сторону дует ветер? (дети определяют)
В другой день воспитатель предлагает детям побегать в сторону ветра и против него. Спрашивает, когда было труднее бежать?
Вывод: Осенью ветер дует сильнее, чем летом.
Сказка «Ветерок»
«Жил на свете маленький ветерок, который очень любил везде летать. Однажды Ветерок пролетал мимо нашего детского сада и увидел красивые деревья с жёлтыми и красными листьями. Очень они понравились Ветерку. Присел он на веточку и спрашивает: «Вы кто?» «Мы листья – листочки, мамы дерева сыночки» - услышал он в ответ. «А не хотите ли вы полетать со мной. Это так весело и интересно» - предложил Ветерок. А листочки отвечают: «Полететь хотим, да не умеем». «А я вам помогу!» - воскликнул Ветерок и как пробежал по веткам деревьев – ух! Листочки ухватились за Ветерок и закружились с ним в воздухе. Как им всем было весело».
Основы трудовой деятельности: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян, уборка сухой травы, листьев.
Цель: развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.
18. «За грибами в лес пойдем»
Цель:
• Формирование умения детей различать съедобные и несъедобные грибы.
• Уточнение: из чего состоит гриб, условие роста гриба.
• Активизация словаря детей словами по теме «Грибы».
Оборудование: письмо от Лесовичка.
Ход наблюдения.
Письмо от старичка – Лесовичка:
«Здравствуйте, дети. Отгадайте загадку:
Загадка
И на горке, и под горкой
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами в ряд
В шапках молодцы стоят
(грибы)
Дел у меня осенью в лесу немало. Звери делают запасы на зиму. Идет сбор осенних грибов, их в лесу видимо-невидимо! А вы догадаетесь, почему в лесу много грибов?
До встречи!»
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – березовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб – боровик.
Русская народная песенка
1. Рассмотрите грибы. Из каких частей состоит гриб? На нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из неё вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не дёргать, чтобы не повредить грибницу.
2. Где растут грибы? Грибы любят тенистые, сырые места, но не в глубине леса, а на полянках, опушках, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.
3. Почему гриб так назвали? (подосиновик, белый гриб, опята, маслята, рыжики, лисички, сыроежки, грузди – это всё съедобные грибы).
4. Самые ядовитые грибы – мухомор и белая поганка. Сбивать или топтать ядовитые грибы не следует. Они приносят пользу деревьям, а мухомором лечатся лоси.
Некоторые грибы накапливают яда намного больше остальных. В белых грибах, в подосиновиках и других съедобных грибах тоже есть это ядовитое вещество. Но его мало, и оно разрушается при варке. А мухомор и белая поганка содержат большое количество яда – так они защищаются. Красный цвет в природе отпугивает, предупреждает «Я – ядовитый, не съедобный! Меня не едят!»
Основы трудовой деятельности: Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев их уборка.
Цель: формирование умения правильно пользоваться секатором, убирать только обломанные ветки.
Оборудование: носилки, секатор.
19. «Большой муравейник»
Цель:
• Уточнение представлений детей о насекомых – муравьях: Рассказать о пользе муравья в лесу.
• Формирование экологической культуры.
• Активизация словаря: муравейник.
Ход наблюдения.
Дети наблюдают за муравейником.
Загадка
Под большой столетней ёлкой
Стройка весело идёт
Здесь работает артельно
Дружный, маленький народ.
(муравьи)
-Из чего сделан муравейник? Сколько у него входов?
Муравейник располагается ещё и под землёй и распространяется вокруг самого муравейника на несколько метров, состоит из большого количества камер, соединенных между собой.
Муравьи трудолюбивые. Понаблюдайте, что несут муравьи в свой муравейник? Это запасы на зиму. Скоро на улице будет холодно. На зиму муравьи закрывают все входы в муравейник. Питаются всю зиму запасами.
Муравьи приносят большую пользу лесу. Где много муравьёв, там не будут жить такие вредители леса, как пилильщик, совки, которые портят деревья, обгрызают листья и хвою. Лесничие огораживают муравейники, чтобы никто не причинил вреда маленькому народцу.
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Ребята наши – муравьята,
Вся жизнь их связана с трудом.
Л. Гулыга
- Кто сильнее: слон или муравей? А кто тяжелее поднимает груз относительно своего веса?
Основы трудовой деятельности: Прополка сорняков в аптекарском огороде.
Цель: формирование умения и интереса трудится сообща.
Оборудование: ведерки.
20. «Какая сегодня погода?»
Цель:
• Формирование умения детей определять состояние погоды, замечать изменения ежедневно.
• Воспитание интереса к наблюдениям в природе.
• Активизация словаря детей словами, обозначающими осеннюю погоду.
Оборудование: термометр, календарь погоды.
Ход наблюдения.
Игра «Назови осеннюю примету». (Дети стоят по кругу, ведущий в центре: «Ну-ка, стрелка, повернись, повернись и остановись»).
Воспитатель показывает осенний календарь природы, предлагает повернуть стрелки календаря, указывающие на состояние погоды.
Предложить детям ежедневно наблюдать изменения температуры воздуха утром, днём и вечером. Учить детей (с помощью взрослого) пользоваться уличным термометром.
-Ночи становятся холоднее, а днём погода ещё ясная, тёплая. Небо ещё голубое, яркое. Люди стали одеваться теплее, чем летом. Насекомые появляются только днём, когда ярко светит солнце.
Характеристика осенней погоды: пасмурная, ясная, солнечная, прохладная, ветреная, дождливая, холодная, теплая, мороз, иней.
Определить погоду по следующим приметам:
Если утреннее солнце красного цвета – погода изменится к худшему, возможны дождь и ветер.
Если на закате за солнцем идут облака – к сильному ветру, колечками – к дождю.
Облака с юга – к дождю, с северо-востока – к ясной погоде, в виде длинных параллельных полос – к ненастью.
- Почему осенние дни коротки?
- Что такое «бабье лето»?
- По какому признаку определяют, что осень началась?
Основы трудовой деятельности: Сбор природного материала для гербария.
Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев, кустарников.
21. «Сундучок от белочки»
Цель:
• Формирование умения детей различать семена деревьев, дикорастущих трав: дать знание о значении семян в жизнедеятельности растений, в жизни животных.
• Воспитание осознанного, бережного отношения к семенам растений.
• Активизация словаря детей: семена.
Оборудование: лупа, сундучок с семенами (ягоды рябины, семена репейника, желуди, крылатка и т. д.).
Ход наблюдения.
Проблемная ситуация:
- Летом я встретила пчелу, она просила нас не срывать цветы. Почему? что образуется после цветения?
- Молодцы, ребята, вы правильно ответили, за что пчела приготовила нам подарки (показ сундучка с семенами).
Рассмотреть с детьми семена деревьев и дикорастущих трав.
- С помощью чего семена разносятся по земле? (крылышки, пух, колючки, парашютики)
-Как семена разносятся по участку?
-Определите роль ветра в распространении семян. Найдите на участке растения, для которых ветер - желанный гость.
- Кто ещё разносит семена? (люди, птицы, звери)
- Какое значение имеют семена в жизнедеятельности растений? (семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения)
- В жизни животного мира? (птицы питаются ими, белочки едят семена шишек и др.)
Воспитатель предлагает собрать немного семян деревьев, дикорастущих трав для коллекции.
Основы трудовой деятельности: Обрезание поломанных веток кустов и деревьев секатором.
Цель: формирование интереса трудится в коллективе.
Оборудование: секатор, носилки.
22. «Следопыт»
Цель:
• Уточнение представлений детей об основных признаках осени: на деревьях листья пожелтели, трава тоже желтеет.
• Формирование умения находить и устанавливать причину, вызвавшую эти изменения.
• Активизация словаря детей: день убывает, мокнет земля.
Ход наблюдения.
Загадка
Пусты поля, мокнет земля,
День убывает, когда это бывает?
- Почему осенью, может быть, зимой – тоже день убывает.
- Почему пусты поля?
- Только ли человек готовится к зиме?
Давайте посмотрим, как готовятся к зиме растения. Почему пожелтели листья? (из-за солнца стал короткий день)
- Почему стали падать листья с деревьев? (уже бывают заморозки, земля твёрдая)
Корни не могут взять из земли влагу. А вместе с влагой не могут добыть себе питание.
- Что же, все растения так и погибнут, если питания нет? Почему они не погибнут?
Деревья экономно расходуют питание: опали листья, прекратился рост растений.
- А где же они накопили это питание? У дерева под корой в стволе накоплены летом питательные вещества.
- А почему трава пожухла, жёлтая стала, вялая? У травянистых растений нет прочного ствола - им негде копить питание. Трава пожелтела: листья и стебель погибли. Но трава уже подготовилась к будущей весне : после цветения образовались семена. Сейчас смена осыпались на землю, зимой в холоде пролежат, а весной прорастут.
Дождик моросит осенний,
Сеет дождик через сито дым серый.
Дождь – художник: он рисует лужи,
И на трубах он играет не хуже.
Вот и серый снег пошел, лег густо.
До чего же хорошо и грустно.
Р. Сеф
Основы трудовой деятельности: Сбор камней на участке для уголка.
Цель: развитие творческого воображения. Воспитание интереса трудится сообща.
Оборудование: ведерки.
23. «Аптекарь – огород»
Цель:
• Закрепление у детей знаний о лекарственных растениях, растущих на участке детского сада.
• Формирование умения и желания беречь и защищать природу.
• Активизация словаря детей: лекарственные травы.
Оборудование: кукла – Айболит.
Ход наблюдения.
Айболит приглашает детей на свой огород. Он не обычный, называется «Зеленая аптека»
- Ребята, как вы понимаете это выражение? Могут ли растения лечить?
- Отгадайте загадку:
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что это за диво?
Это же …
(крапива)
- Почему крапива растет в аптекарском огороде? Разве крапива не сорняк? Чем полезны листья крапивы?
Они останавливают кровь, укрепляют корни волос, богаты витамином C, K. Листья крапивы заготовляют только во время цветения, с июня по август.
Дети рассматривают семена крапивы, собирают их в плотный мешочек.
Подорожник. Его можно найти на любой полевой дороге и приложить прохладный лист к потертости на ноге или к ране. Листья останавливают кровотечение, успокаивают боль от укуса насекомых. Листья собирают в период цветения растения.
Про подорожник
Что за листик подорожник?
Странная трава!
Что лечить ею можно,
Знает детвора!
Если вдруг неосторожно
Пальчик ты поранил,
Каждый знает – листик можно
Положить на рану,
Не успеешь даже охнуть,
Быстро пальчик заживет.
Ну, и, кстати, подорожник
Очень много где растет.
Ю. Воронова
Айболит:
- Лекарственных растений много. Но есть определенные правила, о которых я хочу вам рассказать.
Правила поведения в природе:
Из лекарственных растений можно собирать только те, которые вы знаете, и они не занесены в Красную Книгу.
Нельзя вырывать растения с корнем.
Лекарственные растения следует собирать строго в указанные сроки.
Нельзя срывать или срезать полностью листья с одного куста.
Исследовательская деятельность:
Найти растения: кипрей, календула, шиповник, мята, ромашка.
Основы трудовой деятельности: Помощь взрослым в уборке листьев на детском участке.
Цель: закрепление умения работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
Оборудование: грабли, носилки.
24. «Что ни день – то раньше вечер, а светает все поздней»
Цель:
• Формирование умения детей замечать, что день становится всё короче, а ночь длиннее.
• Активизация словаря детей.
Оборудование: модель световых суток.
Ход наблюдения.
Дети рассматривают модель, сравнивают с сентябрьской.
Сутки в октябре:
Ночь день
Отметить, что в связи с тем, что день становится короче, ночь длиннее, высота солнца ниже, на улице становится холоднее. (Наблюдения проходят каждую неделю).
Осень
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто,
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро над землей
Почти в обед.
И. Мазнин
- Что изменилось в жизни растений и животных?
Основы трудовой деятельности: Помощь взрослым в уходе за кустарниками.
Цель: формирование умения и желания работать сообща.
Оборудование: секатор, грабли, носилки.
25. «Грустный дождик»
Цель:
• Закрепление представлений детей о сезонных изменениях в неживой природе: обратить внимание на то, что осенью часто идут дожди. Осенний дождь идёт медленно, моросит. Всё вокруг становится мокрым, а воздух – влажным. Сравнить осенний и летний дождь.
• Активизация словаря детей: долговяз, увяз, моросит.
Ход наблюдения.
Загадка:
Шёл долговяз, в сыру землю увяз.
- Что это такое?
- Правильно, дождь. Давайте понаблюдаем за дождём. Дождь крупный или мелкий?
- Дождь мелкий. Он моросит.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
А. Плещеев
- Тёплый или холодный?
- Посмотрите вокруг, что вы видите?
- Всё вокруг становится мокрым.
- А вы чувствуете, какой воздух стал влажный?
- Да.
- Дети, вспомните, какой летом был дождь?
Дети вспоминают: тёплый, крупный, быстро кончался, после него росли цветы.
- Молодцы, правильно. А осенью дождь, как вы уже сказали, мелкий, затяжной, идёт из тяжёлых, тёмных туч. Цветы после дождя уже не растут.
Вывод: Осенью дожди бывают чаще, чем летом. Осенние дожди холодные, затяжные, моросящие.
Сказка «Грустный дождик»
Однажды маленькая тучка вышла гулять. Посмотрела она вниз и увидела, что деревья стоят голые, цветы завяли, а трава пожелтела. Ей стало так грустно, неуютно. Маленькая Тучка заплакала, и на землю закапали её слёзы, и пошёл грустный осенний дождик.
Основы трудовой деятельности: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитание сочувствия, сопереживания по отношению к птицам.
Оборудование: ведерки, полотняные мешочки.
26. «Листопад, листопад. Лес осенний конопат»
Цель:
• Закрепление представления детей о «золотом периоде» осени – листопаде.
• Формирование умения детей сравнивать листья разных деревьев.
• Активизация словаря детей словами по теме «Деревья».
Ход наблюдения.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой
Как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой
Облетел весь лист цветной!
И. Михайлова
- Все ли деревья изменили окраску листьев?
- Какими были деревья и кусты летом?
- Как они изменились с приходом осени?
- Какого цвета листья на березе?
- У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)
- Какое значение имеет листопад для деревьев?
Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.
- Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)
Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему?
-Когда начинается листопад (после первых заморозков)
-Полюбуйтесь этим явлением, как плавно кружатся листья.
Исследовательская деятельность:
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась.
Составить из опавших листьев узор на асфальте.
Основы трудовой деятельности: Уборка участка от веток и камней.
Цель: формирование умения трудиться сообща.
Оборудование: ведерки.
27. «Ягода - черника»
Цель:
• Знакомство детей с ягодным кустарником – черникой (внешний вид, цвет ягод, цвет сока черники).
• Активизация словаря детей: черника.
Оборудование: игрушка.
Ход наблюдения.
Под листом, на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет
Руки вымажет и рот.
(черника)
Черника – ягода чудодейственная. В плодах ее есть сахар и витамин C. Недаром говорят:
«Положи чернику в рот – избавишься от хвори на целый год».
Растет она в хвойных лесах. Любит сосновые и еловые боры. Их так и называют: сосняки – черничники, ельники – черничники. Растет черника и на торфяных болотах.
- Рассмотрите кустарник черники. Почему черника так называется?
Исследовательская деятельность:
Сравните лист черники и лист брусники. Чем они отличаются? Чем похожи?
«Ягодка черненькая, маленькая, сладкая, ребятишкам миленькая», - так говорили о черники.
Из черники варят кисели, варенья, джем, заваривают как чай.
- Когда собирают чернику: когда ягоды зеленые или черные?
- Назовите ягоды, которые созревают в лесу осенью?
- Кто питается в лесу ягодами?
Основы трудовой деятельности: Сбор листьев для изготовления поделок.
Цель: формирование трудовых умений и навыков.
28. «Чудесная кладовая»
Цель:
• Формирование представлений детей о понятии «почва», что в зависимости от погоды меняется и состояние окружающей среды.
• Активизация словаря детей: почва, глина.
Ход наблюдения.
Загадка
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидор, морковок. Сказка это или не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)
У слова «земля» есть несколько значений.
-Что такое почва? Это верхний слой земли, почва снабжает растения питанием и влагой. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты.
Предложить детям понаблюдать за почвой в сырую погоду – почва «напитана» водой, при сжатии она собирается в плотный комок, а потом рассыпается. Глинистая почва плохо впитывает воду и при сжатии она плотно собирается и сохраняет приданную ей форму.
Песчаная почва хорошо впитывает воду и легко рассыпается. На глинистой почве вода сохраняется дольше, через песчаную она легко просачивается. После заморозков почва становится плотной, твёрдой, сильнее замерзает глинистая почва, а из песчаной вода вымерзает и испаряется быстрее.
Исследовательская деятельность:
Есть ли в почве воздух? (Насыпать почву в банку с водой, пузырьки – это воздух).
Есть ли в почве вода? (тактильные ощущения).
Есть ли в почве глина и песок? (рассмотрение на темном и белом листке бумаги комочков почвы).
Есть ли перегной? (остатки кореньев, листьев, животных).
Есть ли питание? (белый налет на цветочных горшках – налет солей питания; именно этими минеральными веществами питаются растения).
Основы трудовой деятельности: Уборка опавших листьев.
Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.
Оборудование: грабли.