Татьяна Строева
Экологическая тропинка как эффективная практика создания эколого-развивающей среды в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическая тропинка как эффективная практика создания эколого-развивающей среды в дошкольной образовательной организации».
На современном этапе развития образования особое внимание необходимо уделять проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Публикация «Экологическая тропинка как эффективная практика создания эколого-развивающей среды в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Анализ психолого-педагогической, методической литературы и регионального опыта позволил выявить, что проблема на сегодняшний день является актуальной. Некоторые авторы раскрывают особенности организации экологической тропы, но на современном этапе изучения этой проблемы недостаточно разработана методика её использования для формирования представлений о многообразии природного мира у дошкольников, поэтому необходимо специально организованная работа, направленная на создание педагогических условий, способствующих формированию представлений о его многообразии в процессе наблюдений объектов экологической тропы.
В разработанном материале предлагается творческое решение задачи подготовки воспитанников к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников экологическую грамотность – обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего региона, но и всей страны в целом.
Основная цель экологического воспитания – экологическая воспитанность жителей планеты, которая выражается в гуманно - ценностном отношении к природе. И начинать это воспитание необходимо с самого раннего возраста.
Эффективная работа ДОО по формированию основ экологической грамотности воспитанников и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Важно формировать у воспитанников потребность в самостоятельном изучении природы. Именно создание развивающей экологической среды в дошкольной организации помогает осуществить выполнение этой задачи. В такой среде ребёнок может познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой и активно взаимодействовать с ними.
Создание на территории дошкольной организации экологической тропинки и организация на ней работы с воспитанниками имеет важное значение в накоплении каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природным окружением.
Критериями выбора маршрута и объектов экологической тропы стало включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для воспитанников.
Цель создания в ДОО экологической тропинки : формирование у воспитанников ценностных отношений к природе, воспитание культуры природолюбия, создание эколого-развивающей среды.
Основные задачи:
• Благоустроить территорию детского сада в процессе создания условий для организации игровой и познавательной деятельности и создания психологического комфорта у детей;
• Создать несколько экологических центров для изучения природных объектов;
• Привлечь родителей воспитанников ДОО к благоустройству территории детского сада.
Ожидаемый результат:
• украшение территории цветами;
• оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
• создание нескольких экоцентров: «Детская метеостанция», «Птичья столовая», «Знаковое дерево», «Аптека на грядке», «детский огород», «Лес и его обитатели», «Озеро», «Сельский двор», «Пасека», «Царство цветов», «Поляна насекомых», «Муравейник», «Летняя изостудия», Летнее кафе «Фруктовый рай», «Этнический уголок», Уголки «Здесь живет сказка», Летний театр «Буратино»;
• создание комплексной эколого-развивающей среды, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Тропа предусматривает работу с воспитанниками по экологическому воспитанию младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки экологических исследований, определить на элементарном уровне региональные экологические проблемы и по-своему решить их. Экологическая тропинка – это специально разработанный и оборудованный маршрут в природу.
Работу на тропинке можно построить интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования воспитанников дошкольной образовательной организации. Именно экологическая тропинка позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д.
Планирование работы на экологической тропинке осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление воспитанников с яркими объектами растительного и животного мира Курского края, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Учитывая особенности возраста, а также специфику экологической развивающей среды, при организации работы на тропинке можно использовать разнообразные формы : экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, викторины, праздники. Экологическая тропинка – это средство духовно-нравственного, познавательного, эстетического, трудового воспитания и развития.
Таким образом, с помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании воспитанников. В идеале эта территория должна быть зоной максимальной экологической безопасности, обеспечивая на современном уровне следующие функции:
o оздоровительную;
o рекреационную;
o учебно-просветительскую.
Этапы создания и оформления тропы :
1 этап – аналитический (февраль)
Задача этапа: проанализировать ситуацию; определить основные цели: формировать экологическую грамотность, культуру, милосердие как базисные качества личности.
Содержание работы этапа: обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2 этап – подготовительный (март –начало апреля)
Задача этапа: расчистить природные объекты от сухих веток, дёрна, сухой травы и листьев. Покраска стен, столбов, бортиков, деревьев.
Содержание работы этапа: на этом этапе в работу активно включаются родители воспитанников. Они не только участвуют в уборке территории экотропы, но и вносят свои рационализаторские предложения по её обустройству.
3 этап - организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы (апрель)
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды на участке детского сада, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
Содержание работы этапа:
- Обустройство экоцентров пособиями, оборудованием, игрушками;
- Составление Паспорта экологической тропинки. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема – для педагогов, вторая – простая – для детей. В паспорте дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Например, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек).
а) Выбор вместе с детьми главных персонажей тропинки. Например, на верхушке Знакового дерева сидит Мудрая Сова, которая держит в лапах знак «Берегите природу!»; на метеостанции – Старичок-дождевичок; на пасеке – пасечник Александр Иванович, в царстве цветов – Фея цветов, в лесном государстве – Машенька, на детском огороде – веселое Пугало, в зоне зеленой аптеки – бабушка Агафья и т. д.
Все персонажи являются хозяевами экоцентров, поэтому они:
загадывают загадки, чтобы узнать: за чем именно будем наблюдать;
задают вопросы, связанные с объектом наблюдения;
знакомят детей с этими объектами;
предлагают по схеме – плану найти объект, к которому приглашает детей;
проводят игры;
пишут письма детям, в которых предлагают ответить на вопросы – задания, пофантазировать на разные темы.
знакомят детей со стихотворениями и пословицами о природе (животных, растениях, явлениях природы, временах года) и помогают их заучить наизусть.
в организованной образовательной деятельности используются как сюрпризный момент, помогая педагогу настроить детей на продуктивную работу.
б) Составление методического материала (картотеки подвижных, словесных игр, загадок) по каждому экоцентру.
в) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
4 этап – практическая деятельность (летний оздоровительный период и учебный год).
Задачи этапа: формировать элементарные экологические знания и представления воспитанников и родителей через проведение экологических акций, праздников, экологических путешествий.
Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение 40 лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи. На их примере можно показать отличия разных жизненных форм растений. Наш участок достаточно большой, поэтому мы воссоздали на нем фрагменты естественных растительных сообществ, характерных для нашей Курской местности (лес, луг, поляна, водоем, озеро). Это помогает педагогам знакомить детей с представителями местной флоры и фауны, лесными и луговыми экосистемами. Мы представили и разнообразие насекомых, беспозвоночных животных, млекопитающих, с определенными растениями, так как они связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания
Работа на экологической тропинке позволяет педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на более высокий уровень профессионального мастерства. Характер используемых методов задается особенностями решаемой проблемы, возрастными особенностями воспитанников, микросоциума, спецификой взаимодействия с родителями, что было использовано при разработке методического материала.
Содержание работы на экологической тропинке включает в себя различные формы работы с детьми и родителями (законными представителями); содержит конкретные материалы в помощь по реализации методической разработки. Методическая разработка экологической тропинки включает также картотеки загадок, подвижных и словесных игр по тематике экоцентров, сценарии, конспекты, описание творческих заданий и т. д.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе :
s знакомство воспитанников с экоцентрами тропинки;
s экологические беседы;
s наблюдения в природе;
s экскурсии в природу;
s целевые прогулки;
s экологические конкурсы, КВН, викторина, «Поле чудес», экологические акции;
s решение экологических ситуативных задач;
s чтение художественной литературы;
s обсуждение и проигрывание ситуаций;
s трудовой десант, труд в природе;
s «Красная книга природы»;
s коллекционирование;
s экологические развлечения, досуги, праздники;
s экологические игры (дидактические, имитационные, игры- путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные);
s инсценировки, театрализации.
s уроки доброты, уроки мышления;
s зелёный патруль;
s клуб исследователей природы;
s лаборатория юного эколога;
s составление экологических карт;
s ведение «Панорамы добрых дел»;
s экологические выставки и экспозиции;
s экологические музеи;
s день (неделя) экологического творчества;
s экологические тренинги;
s создание видеофильмов, презентаций, слайд-шоу.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе :
s детско-родительские проекты;
s изготовление поделок, рисунков;
s субботники по облагораживанию территории детского сада;
s участие в конкурсах, викторинах, акциях;
s участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках;
s фотовыставки;
s изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
5 этап – итоговый, диагностический (май)
Задачи этапа: обобщить опыт и определить результаты практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
В состав экологической тропы ДОУ № 80 входят следующие видовые точки:
Естественные:
s Ель с гнездом диких голубей - расположена у центрального входа. Дети могут наблюдать за повадками диких голубей, постоянно обитающих здесь, как пара голубей каждую весну строит гнездо, выводит птенцов, выращивает их, учит летать.
s Деревья и кустарники: каштаны, липы, березы, клены, рябины, туи, ели, ивы, сирень, жимолость, жасмин и др.
s Полянки с луговыми и лесными травами бережно сохраняются, здесь представлено многообразие травянистых растений средней полосы России.
s Муравейники – любимое место детей для наблюдений за муравьями и другими насекомыми; это зона экологического познания жизни муравьев: их образе жизни, о роли муравьёв в жизни леса.
Стилизованные и специально созданные объекты экологической тропы
s Знаковое дерево и план экологической тропы - расположены у выхода из здания детского сада.
s Цветники – украшение территории и объекты наблюдений; здесь большое разнообразие цветущих растений и кустарников, причем цветение начинается с ранней весны до заморозков.
s Детская пасека – представлены натуральные ульи и предметы для сбора меда, макет пасечника в натуральную величину, полностью экипированный. Эта зона даёт воспитанникам возможность познакомиться с представителями класса насекомых, условиями их жизни.
s Альпийская горка и водоем – объект для любования и рассматривания вьющихся растений, околоводных растений. Искусственный «водоем» с обитателями (рыбки, жучки, лягушки, уточки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.
s Скворечники находятся в березовой роще, в некоторых из них живут пары скворцов, а так же селятся воробьи и другие птицы. Интересное место для наблюдений за видовым разнообразием птиц нашей местности.
s Птичья столовая – здесь расположены кормушки для птиц. Это зона для знакомства с птицами Курского края и, в частности, данной местности; возможность для знакомства воспитанников с повадками, условиями жизни, пользе птиц; развития познавательной способности дошкольников; наблюдения за птицами во время прогулок; чтение художественной литературы.
s Этнический уголок – здесь дети рассматривают устройство сельского двора недалекого прошлого: колодец, завалинка, плетень с кринками, чугунами, стожок сена с граблями, самотканые ковры и половики и др.
s Детская метеостанция - площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра, температура воздуха, для пользования простыми приборами, помогающими определять погоду (дождемер, солнечные часы, ветродуй, календарь погоды). Развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.
s Озеро, на берегу которого оборудовано детское летнее кафе. В теплое время дети отдыхают в кафе, рассматривают обитателей озера, беседуют, играют.
s Уголок леса - площадка для организации природоведческой работы с воспитанниками, которая дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса, их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей. «Лесная поляна» используется как зона отдыха, для изучения грибного и лесного царства, для экологического познания дикой природы (знакомство с животными).
s Сельский двор - центр предназначен для ознакомления воспитанников с домашней птицей и домашними животными, особенностями их внешнего облика, поведения, способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, как содержатся и чем кормит их человек. Дети понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
s Детский огород – зона опытно-экспериментальной деятельности педагогов с детьми. Для каждой группы определена грядка. Посадка, уход за растениями проводится в соответствии с возрастом детей. Рядом расположен календарь наблюдений за ростом и развитием растений на огороде от посадки до снятия урожая.
s Уголок лекарственных растений и Поляна насекомых. Детям представлена как Аптека на грядке или Зеленая аптека. Здесь формируется понятие о пользе трав для здоровья человека и правила безопасного поведения детей в природе: без ведома взрослого нельзя ничего рвать и тем более употреблять в пищу. Здесь представлены наиболее известные лекарственные растения нашей полосы: чебрец, мята, ромашка, лопух, зверобой, мята, одуванчик, цикорий и др. Детям дают понятие: экологическая чистота экологических трав обеспечивает присутствие здесь бабочек, жуков, стрекоз.
s Летняя изостудия – уединенное место на полянке, окруженной невысоким кустарником. Отсюда открывается вид на березовую и кленовую рощу. Наличие мольбертов и изобразительных материалов дают возможность детям отразить свои впечатления от прогулки по экологической тропе.
Перспектива развития экологической тропы :
s Создание уголков природы разных климатических поясов.
s Создание уголка «Замечательный сорняк».
s Создание «Зоны туриста».
s Создание зоны «Природа и здоровье» для естественного закаливания детей в теплое время года.
Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Научить детей видеть красоту родной природы, воспитать интерес и бережное отношение к ней - одна из главных задач воспитателей и родителей. Чтобы оберегать и любить родную природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Таким образом, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и в детском саду.