Мария Дубровская
Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и доктора.
Публикация «Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольной организации» размещена в разделах
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. В деятельности нашего детского сада это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима дня, построение и анализ непосредственно образовательной деятельности с позиции здоровьесбережения и чередование их с высокой и низкой двигательной активностью; использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т. д.); в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; в работе с семьёй.
Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить и потребность в движении. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям. Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Имеет значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на формирование у ребят стремления заниматься физкультурой в свободное время всей семьей. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах создаются спортивные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, имеются массажные коврики для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Наиболее эффективными формами взаимодействия являются: утренняя гимнастика; гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; занятия, прогулки. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий, я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы : сюжетные, игровые, игры-эстафеты и т. д. Главное - чередовать активную деятельность с упражнениями на дыхание, релаксацию.
В целях оздоровления организма ребё нка в группе проводятся различные виды закаливания: это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, массаж стопы, гимнастика на постели. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе, т е прогулки. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой, змейкой. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей «Быть в движении – значит укреплять здоровье», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде», «Что такое иммунитет», «Народные игры в семье», «Игры с мячом в семье», «Больше гуляйте с детьми», «Плоскостопие у дошкольников», родительское собрание «Позаботимся о здоровье наших детей», индивидуальные беседы по насущным проблемам каждого ребенка, смотры-конкурсы (поделки из бросового материала, спортивный инвентарь из подручных средств, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. Широко используется информация в родительских уголках.