Елена Новикова
Консультация «Творческий подход к построению эколого-развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование правильного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать позитивное отношение к природе.
Специфической чертой экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Публикация «Консультация „Творческий подход к построению эколого-развивающей среды“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эколого-развивающая среда - это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей, в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда, для и пропаганды экологических знаний среди взрослых, эколого-эстетическому развитию, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения.
Наблюдения практики педагогов детских садов показывают, что воспитатели уделяют недостаточное внимание данному аспекту, ссылаясь при этом на недостаток материальных средств и сложность организации процесса.
Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой, силуэтами сказочных героев, Сделанных из бумаги детьми и педагогами.
Таким образом, эколого-развивающая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого объединяется несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.
Элементы эколого-развивающей среды детского сада
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.
Выделяют следующие такие элементы и их функциональную роль
Элементы эколого-развивающей среды Функциональная роль
Экологическая комната Обучающая, релаксационная
Лаборатория Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.
Живой уголок Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.
Зимний сад Оздоровительная, релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.
Библиотека Познавательная, формирование интереса к чтению.
Экологическая тропа Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.
Огород, сад Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.
Территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты) Познавательная, эстетическая, развитие эмоциональной сферы.
Музей, картинная галерея Краеведческая, познавательная, историческая, этнографическая, ландшафтная, культурная, семейная, эстетическая.
Изостудия (художественная студия, дизайн-студия Эколого-эстетическая, эмоциональная.
Театральная студия Эстетическая, развитие фантазии, речи, актёрских данных через участие в экологических постановках.
Музыкальный зал Эколого-эстетическая
Физкультурный зал Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие.
Бассейн Оздоровительная, игровая, познавательная
Коридоры, холлы Познавательная, развивающая, эстетическая
Компьютерный класс (или отдельные компьютеры) Развитие интеллектуальных способностей, навыки работы на компьютерах, моделирование ситуаций, решение ситуативных задач.
Уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные) Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие, развитие воображения, приобретение навыков самостоятельной работы.
Фитобар Оздоровительная, познавательная, релаксационная.
Все описанные в таблице элементы, могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад, лаборатория и уголки в группах.
Рассмотрим подробнее основные элементы экологического комплекса.
1. Уголок природы.
Является обязательным элементом в каждой возрастной группе.
Уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них.
Содержание объектов и материалов уголка природы:
-комнатные растения;
-декоративные животные;
-календарь погоды и природы;
-альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
-художественная литература о природе;
-дидактические игры природоведческого содержания;
-различные природные материалы;
-оборудование для организации труда в природе;
-оборудование для организации опытнической деятельности;
-модели, отображающие предметы и явления природы.
Все объекты, предметы, материалы уголка природы должны быть яркими, красочными, эмоционально привлекательными, доступными детям.
2. Экологическая комната.
Предназначена для проведения организованных занятий с детьми эколого-природоведческого содержания. Здесь собраны все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы экологического содержания, карты, схемы, модели, дидактические игры.
Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, преобразив некоторые подсобные помещения.
В зависимости от размеров, комната подразделяется на ряд функциональных зон:
- зона обучения. (здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы для детей);
- зона коллекций (предназначена для знакомства детей с различными природными объектами);
- зона релаксации (представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном) Предназначена, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями;
- зона библиотеки (уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, здесь могут находиться куклы – сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс – телевизор, проектор для слайдов и сами слайды, музыкальный центр.
3. Зимний сад и живой уголок
В зимнем саду могут быть размещены не только все программные растения, необходимые для ознакомления детей каждого дошкольного возраста, но и растения экзотические, что позволит показать детям многообразие мира растений.
В живом уголке могут быть сосредоточены все возможные декоративные комнатные животные (морские свинки, хомячки, волнистые попугаи, канарейки, аквариумные рыбки, черепахи и пр.).
Живой уголок комплектуется в соответствии со следующими принципами:
-краеведческий – представлены природные объекты родного края;
-географический – представлены животные и растения разных стран, континентов;
-биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы);
- природоохранительный – отмечены декоративные животные и комнатные растения, которые обитают в России в домашних условиях, а на Родине являются охраняемыми. [26]
4. Лаборатория
Предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе.
Можно выделить несколько видов лабораторий:
- лаборатория в отдельном помещении,
- в экологической комнате,
- в группе (мини-лаборатория,
- лаборатория на территории детского сада.
В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений.
5. Музей природы родного края
Позволит познакомить дошкольников с природными особенностями родного края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы, с экологическими проблемами на примере своего региона.
Содержательное наполнение музея природы:
1. Зона коллекций – гербарии, коллекции объектов неживой природы родного края (минералов, ракушек, образцы песка, глины, различных почв и т. д.).
Принципы отбора объектов зоны коллекции.
-доступность объектов для сбора (включаются только те объекты, которые доступны для сбора самим детям и их родителям);
-разнообразие объектов;
-краеведческий принцип (представлены природные объекты родного края);
- природоохранный принцип (не включать в состав объектов коллекции и чучела животных, а также охраняемые, редкие и исчезающие виды растений;
-безопасность (объекты должны быть чистыми и не должны являться аллергенами).
2. Модели, отражающие характерные для данной местности растительные сообщества и экосистемы (лес, луг, водоём, поле).
3. Иллюстративно-наглядный материал, содержащий сведения о лекарственных растениях, растениях и животных как широко распространённых, так и редко встречающихся в данной местности.
4. Различные карты, отражающие животный и растительный мир Родины.
А также, в музее родного края может быть собран разнообразный иллюстративный материал, отражающий природоохранительную деятельность дошкольного учреждения: фотографии, слайды, отображающие проведение субботников по посадке деревьев, прогулки в природу, зимнюю подкормку птиц, праздники в природе и т. д. Так же может быть представлена выставка поделок из природного материала.
6. Экологическая тропа - интересная форма организации общения детей с миром природы. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.
Выделяют три основных типа экологических тропинок :
- на территории дошкольного учреждения;
- в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);
- в здании детского сада.
Возможными объектами экологической тропы могут быть лужайка, участок леса, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнёздами, культурные посадки – клумбы, розарий, сад, огород
Вдоль тропы или вблизи неё можно:
-посадить типичные для данной местности деревья и кустарники;
-около хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды;
-осуществить посадку экзотических для данной местности древесных растений;
- устроить фитоогород – посадку лекарственных трав;
-посадить редкие для данной местности растения;
-под старой елью (если такая есть на участке) устроить «барометр» : на пересечении с нижней веткой укрепить в землю стойку с условными делениями – место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деления, показывающие сухость воздуха, вниз – его насыщение влагой.
Помимо растительных, на экологической тропе хорошо иметь объекты животного мира. В первую очередь необходимо выявить и учесть, какие животные, где и в какое время года появляются на участке детского сада.
На тропе могут быть места, предназначенные для экологически-направленной деятельности детей и взрослых:
- избушка «Айболита» (станция скорой помощи растениям и животным) – место хранения инвентаря и материалов, с помощью которых ухаживают за живыми объектами;
-площадка для отдыха – специально оборудованное место, где дети могут посидеть под навесом за столами; это не только место отдыха, здесь дошкольники могут поделиться впечатлениями об увиденном в природе, заняться изготовлением поделок из природного материала, изобразительной деятельностью.
Таким образом, грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.