Елена Евгеньевна Лазарева
Экологическая тропа «Здравствуй, лето!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа «Здравствуй, лето!»
«Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
Вид проекта: долгосрочный, досугово-познавательный, творчески-исследовательский.
Актуальность проекта:
Публикация «Экологическая тропа „Здравствуй, лето!“» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи:
Закрепление знаний о летних признаках явлений природы;
формировать представление о природном явлении «радуга»;
формирование эстетического отношения к летнему явлению природы – радуга;
способствовать развитию эмоционально – ценностного отношения к природе;
обогащение словарного запаса с помощью прилагательных, глаголов;
закреплять навыки бросания и ловли мяча;
упражнять в ходьбе «змейкой» между деревьями;
упражнение на развитие дыхания - мыльные пузыри;
Ожидаемые результаты.
• Развитие у детей познавательного интереса к растениям участка; они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном.
• Развитие эмоционального и художественного восприятия красоты растений в различные периоды их жизни и при разных состояниях.
• Дети учатся связывать красоту растений с благополучным их состоянием и хорошими условиями, учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность.
• Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах экологического образования.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»
1. Анализ работы по экологическому воспитанию.
2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.
3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.
Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы. Определено новое направление и задачи разработан маршрут экологической тропы.
Разработаны НОД по маршруту экологической тропы.
2 этап – основной
Реализация работы по маршруту экологической тропы
1. Выбор объектов для проведения НОД.
2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы;
3 этап - контрольно-оценочный.
Анализ результативности выполнения поставленных задач
1. Проведение итоговой экскурсии;
2. Выполнение задач проекта.
2. Выпуск методических рекомендаций.
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.
Для организации работы на экологической тропинке я разработала специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов.
1 – скворечник
2 - одуванчик
3 - липа
4 - берёза
5 – пенёк
6 – спортивная площадка
7 – солнечные зайчики
8 – дождик и радуга
9 – рыбалка
10- мыльные пузыри
Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе выбрали «хозяина тропы» -сказочного героя Лесовичка.
В качестве видовых точек для детей выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
1. «Скворечник»
Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.
(«Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)
2. «Одуванчик»
Цель: формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях; вызывать интерес и желание заботиться о растениях.
3. «Липа»
Цель: познакомить детей с липой как лиственным деревом, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании дерева. Учить находить сходство и различия между разными видами деревьев.
4. «Береза»
Обращаю внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
5. «Пенёк»
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир
6. «Спортивная площадка»
Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.
7. «Солнечные зайчики»
Цель: вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам
8. «Дождик и радуга»
Цель: воспитывать эстетическое чувство.
9. «Рыбалка»
Цель: познакомить с разнообразием видов рыб. Какое значение они имеют в природе. Обратите внимание на то, чем питаются рыбы.
Ход занятия
1. Подготовительная часть
Дети выходят на прогулку и видят: на веточке висит, красиво оформленный конверт, адресованный детям этой группы. Дети вместе с воспитателем открывают конверт и читают письмо:
Воспитатель:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …
(Лето)
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает?
(лето)
Ребята, посмотрите, а тут еще карта, тут отмечена тропинка, которая приведет нас к самому ЛЕТУ. Ну что же отправляемся в путь. Итак, где у нас 1 остановка?
1 остановка «Скворечник»
Экскурсию по экологической тропе и наблюдения проводит воспитатель группы.
Воспитатель:
Он прилетает каждый год,
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.
(Скворец)
Между веток новый дом,
Нет двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка.
(Скворечник)
Дети наблюдают за скворцом, рассказывают об изменениях в жизни скворцов летом (появились птенцы, и родители поочередно носят птенцам мошек и букашек, кормят их). Упоминается, что скворцы - перелетные птицы.
2 остановка - «Одуванчики»
Носит одуванчик желтый сарафанчик,
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Рисование мелками на асфальте «Одуванчики»
3 остановка – «Липа»
Воспитатель:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед,
А меня все ж обижают –
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Липа – широколиственное дерево, высокое с большой кроной. Зацветает в июне, считается самым любимым цветущим деревом и для пчел, потому и мед липовый самый ценный. Он лечит простудные заболевания. А еще из цветков липы заваривают вкусный липовый отвар.
И. Ф. К. Ходьба «змейкой» между расставленными в один ряд предметами (кубики).
Дыхательная гимнастика
Носом вдох и выдох ртом, дышим глубже,
А потом – марш на месте, не спеша.
Как погодка? – Хо-ро-ша! (на выдохе)
4 остановка – «Березки»
Воспитатель:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками. (А. Прокофьев)
И. Ф. К. Ребята, давайте встанем вокруг дерева и поводим хоровод «Во поле березка стояла».
И. Ф. К. Игра «1, 2, 3 – к своему дереву иди»
– Я считаю до 3 и называю дерево, а вы к нему идете и встаете вокруг него, держась за руки. «1, 2, 3 – к березе иди» (к липе, к тополю, к иве).
И. Ф. К. Игровое упражнение «Ветер дует нам в лицо»
Дети по сигналу «Ветер» качают руками. По сигналу «Солнце» подбегают к педагогу, поднимая руки вверх, образуя березовую рощу. (Педагог перемещается по площадке).
И. Ф. К. Дыхательное упражнение «Ветер - ветерок» (Дети стоят в одну шеренгу, делают вдох носом ипо словесному сигналу (ветер или ветерок) дуют сильно или слабо.)
5 остановка – «Пенек»
Воспитатель:
На узкой дорожке – голова да две ножки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет? (Улитка)
Наблюдение за моллюсками (улитки) на пеньке. Наблюдение за насекомыми.
И. Ф. К. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед до пенька, спрыгивание с пенька.
6 остановка - На спортивной площадке
И. Ф. К. Игровые упражнения с мячами.
«Мяч водящему»
Игроки стоят в 2-3 колонны, перед ними на расстоянии 2 – 2,5 метра стоят водящие, они бросают мяч 1 игроку в колонне, тот ловит и бросает обратно, сам убегает и встает в конец колонны.
«У кого меньше мячей»
Дети в две шеренги встают по разным сторонам волейбольной сетки, в руках у каждого мяч среднего размера и по свистку начинают перебрасывать мячи на сторону соперников. В чьей команде по свистку останется меньше мячей, та команда и победит. Мяч можно перебрасывать только через сетку любым удобным способом (от груди, из-за головы, 2 руками снизу).
7 остановка - Солнечные зайчики
Игры с зеркалами, пускание солнечных зайчиков.
8 остановка – Дождик и радуга
Экспериментирование: в солнечную погоду распылить из пульверизатора воду и понаблюдать за появлением радуги.
Рисование радуги красками на мольберте.
9 остановка – «Рыбалка»
В емкости с водой дети ловят рыбок (использовать игру «Магнитная рыбалка)
10 остановка - «Мыльные пузыри»
Дети пускают мыльные пузыри и наблюдают за радужным разноцветьем пузырей.
Конспект образовательной ситуации
Тема: «Экологическая тропа»
Задачи:
• Учить различать знакомые деревья по листьям, плодам, коре.
• Расширять и уточнять знания детей о приспособленности растений к неблагоприятным условиям внешней среды – осени: часто идут дожди, день становиться короче, листья желтеют и опадают.
• Формировать чувство ответственности в отношении ко всему живому.
• Обогащать и активизировать словарь.
Предварительная работа:
наблюдения за изменениями в природе; знакомство с признаками осени; заучивание стихотворений о природе.
Материал:
письма от сказочного хозяина тропы.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что мы живём в окружении природы – живой и неживой. А как вы понимаете слова «живая природа»?
Дети: - Всё, что двигается: птицы, животные.
Воспитатель: - А деревья живые? (ответы детей)
Конечно, деревья живые: они дышат, питаются, растут, но не передвигаются. А что такое «неживая природа»? (ответы детей)
Неживая природа это воздух, камни, вода, небо, солнце, почва.
Вспомните, совсем недавно всё было зелено, ярко светило солнце, цвели цветы, летали бабочки и вдруг всё изменилось. Почему, что произошло? (ответы детей)
Конечно, всё изменилось потому, что наступила осень. Дни стали короче, солнце даёт мало тепла, идут дожди, стало прохладно, листья на деревьях желтеют, птицы собираются на юг. Как вы думаете, в этих переменах чувствуется влияние неживой природы на живую? В чём оно заключается по вашему мнению?
(Дети с воспитателем вступают на экологическую тропу)
Воспитатель: - Посмотрите, хозяин тропы Боровичок пригласил нас в гости. Вот и письмо прислал нам: «Дорогие мои маленькие друзья, я приглашаю вас в гости к себе и моим верным друзьям-деревьям. Придерживайтесь карты. В конце тропы вас ждёт сюрприз, но сначала вы должны выполнить задания и ответить на мои вопросы. Письма спрятаны на деревьях. Отыщите их и постарайтесь не оплошать. Я встречусь с вами в конце тропы. Удачи вам!»
Посмотрите, какую интересную карту нам прислал Боровичок. Вместо деревьев здесь листочки. Что ребята, пойдём по тропе?
С какого же дерева первый листочек? Вы это узнаете, отгадав загадку.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет. (клен)
Кто из вас покажет, где растёт у нас клён. Правильно, вот и клён. И письмо здесь есть.
«Я очень рад вам ребята. Мне приятно, когда ко мне приходят гости. Давайте с вами поздороваемся. Только не надо дёргать меня за ветки, мне будет больно, и вы их можете поломать. Я так люблю ласковое обращение и не люблю, когда злые люди бьют меня палкой, ломают ветки или царапают ножом. Теперь внимательно посмотрите на мой ствол. Какого цвета кора? Как расположены ветки? Почему ко мне любят прилетать пчёлы? (ответы детей)»
А мы для тебя клён приготовили подарки. (ребёнок читает стихотворение о клёне и вешают кормушку)
В густой синеве, апельсиново-ал,
Кленовый листок надо мною летал.
Я следом бегу: он, как будто дразня,
Куда-то манил за собою меня.
Листок, утомившись кружить в вышине,
Доверчиво сел на ладошку ко мне. Г. Осинина
Посмотрите, какой следующий листочек на нашей карте? (берёзовый)
«Я очень рада вашему приходу. Слышите как дрожат мои веточки. Чем я отличаюсь от других деревьев на вашей площадке? А как вы сможете доказать, что мы с клёном деревья? (ответы детей) Молодцы, приходите ко мне в гости весной».
Какой следующий листочек? На что он похож? (лист тополя похож на ромбик)
Дети с воспитателем отправляются на поиски тополя согласно карте.
Вот мы и нашли нужное нам дерево. Здесь тоже есть конверт.
«Милые ребята, наконец-то вы добрались ко мне. Я самое большое дерево в детском саду. Посмотрите на мой ствол, какой он, опишите его? (ответы детей) а теперь предлагаю вам, померятся со мной силой. Вас много, попробуйте вытащить меня из земли. Ну, кто из нас сильнее? А теперь подумайте и скажите: что держит меня в земле? (корни) Для чего они нужны? А для чего вскапывают землю вокруг деревьев? (чтобы корням легче дышалось). Чтобы вам помочь отыскать следующее дерево на вашей карте я вам загадаю загадку:
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива) .
Счастливого вам пути! Приходите ко мне ещё»
Кто найдёт дорогу к иве? Тогда быстрее туда. Нас там ждёт Боровичок. Воспитатель, вместе с детьми подходит к иве, но вместо Боровичка видят красочный конверт.
«Спасибо, ребята, порадовали вы хозяина тропы. Слышите, деревья совсем иначе качают своими веточками. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Легко ли ими быть? И нужны ли вообще вам деревья? (ответы детей) Как вы думаете, есть деревья, на которых растут конфеты? Не знаю, как и где, а в моём лесу такое дерево есть. Ищите его! Пока»
Воспитатель вместе с детьми по карте находят это дерево и благодарят хозяина тропы Боровичка.