Елена Зыкова
Презентация «Экологическая тропа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическая тропа в детском саду»
Министерство образования Российской Федерации
Управление образования г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 561
620146, г. Екатеринбург, ул. Чкалова, д. 117 а, тел. :(343) 240-27-56,
(343) 240-36-49, e-mail : mdou_561@mail.ru
Публикация «Презентация „Экологическая тропа в детском саду“» размещена в разделах
Экологическая тропинка – одна из современных форм воспитания и
образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю.
При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа –
это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ: обогащать и систематизировать экологические знания у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Знакомство с жизнью растений закрепляется на занятиях и экскурсиях
сочетается с занятиями в уголке природы. За лето мы собрали гербарий «Лекарственные растения», «Растения луга», благодаря которому закрепили знания дошкольников о растениях. Прогулки, экскурсии, то есть непосредственное общение с природой, вызвали у детей большой интерес. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями передавать свои впечатления. И конечно, никто из них не срывал без цели цветы, не ломали ветки, не разоряли гнезда птиц, таким образом, у них появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем
детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Перспективный план по маршруту экологическая тропинка
Название Цель Объекты
наблюдения
«Лес чудес»
-закрепить название деревьев и кустов,
их строение, внешние признаки;
-учить детей различать деревья и кусты
по внешнему признаку
-систематизировать представления о
хвойных и лиственных деревьях;
-воспитывать бережное отношение. - рябина
-сирень
-яблоня
«Опытно – экспериментальная площадка»
- продолжать знакомить детей с
разнообразными овощными культурами
и способом ухода за ними;
- вызвать интерес к выращиванию
овощных культур. -помидор;
-огурец;
-кабачок;
-свекла;
-морковь;
-перец;
-салат;
-лук;
-укроп;
-петрушка;
-редиска;
-капуста;
-клубника.
«Тропа здоровья»
Познакомить детей с различными
природными объектами.
Развить навык классификации объектов
-камни различной
структуры;
-опилки;
-ракушки;
-шишки;
-древесина
-кора деревьев
Аптечка «Бабушки Агафьи»
лекарственные растения для здорового
образа жизни;
-учить собирать и сушить лекарственные
растения для оздоровительных
мероприятий в холодное время года. -мать-мачеха,
-подорожник,
-одуванчик;
-щавель.
«Парк бабочек»
-расширять знания и представления об
особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях насекомых.
-учить сравнивать, анализировать,
устанавливать простейшие причинно-
следственные связи, делать обобщения. -мухи;
-комары;
-бабочки;
-жуки;
-божья коровка;
-червяки;
-гусеницы;
- стрекозы.
«Альпийские горки»
-познакомить детей с видами дикорастущих трав,
-как правильно оформить альпийскую горку и в чем ее особенности.
-тимофеевка луговая
-манжетка
-лопух
«Птичий двор»
-наблюдение за перелетными,
зимующими птицами,
-воспитывать бережное отношение к
птицам.
Птичий столбик с
кормушкой
-воробьи
-голуби
-сороки
-вороны
-трясогузки
Клумба победы -прививать у детей чувство гордости за свою страну,
-воспитывать нравственные качества. - цветы
-природный материал
-голуби – как символ мира
«Озеро желаний» -воспитывать чувство прекрасного,
-развивать фантазию и мышление -искусственный водоем
-фонтан
-природный материал
Домик в деревне расширять знания и представления об
особенностях внешнего вида, жизненных
проявлениях домашних животных.
-учить сравнивать, анализировать,
устанавливать простейшие причинно-
следственные связи, делать обобщения. -корова
-свинья
-индюк
-собака
-пасека
-лошадка
-аист
Метео площадка учить сравнивать, анализировать,
устанавливать время, природные условия -флюгер
-
-
-
«ЛЕС ЧУДЕС»
Объекты для наблюдений: рябина, яблоня, декоративная сирень.
Цель: Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках ближайшего окружения. Закрепить умение различать и называть части растений.
Активизировать словарь детей за счт слов, обозначающих породы деревьев:
хвойные, лиственные. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Предварительная работа:
• Рассматривание картин и иллюстраций о лесе, растениях.
• Наблюдения на прогулке за деревьями, кустарником.
• Загадывание загадок о деревьях, пословиц о лесе.
Демонстрационный материал: Картинки с деревьями (дуб, рябина, берза, ель, клн, сосна); картинки с частями дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды: шишки, сержки, семена клна и т. д.); натуральные плоды, собранные во время прогулки.
«ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА»
Объекты для наблюдений: помидоры, огурцы, перец, кабачки, свекла, морковь, укроп, салат, петрушка, редиска.
Цель: Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях, растительных сообществах. Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.
Рекомендации по организации работы с детьми:
Посадка семян на рассаду. Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних. Летних и осенних месяцев.
Рассматривание и сбор семян растений.
Труд на грядке: посадка рассады растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме. Сбор урожая.
«ТРОПА ЗДОРОВЬЯ»
Объекты для наблюдений: галька, шишки, кора, древесина, опилки, деревянные бруски, камни различной структуры.
Цель: Познакомить детей с различными природными объектами. Развить навык классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.
Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники: камни, семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины, — и т. п.
Разнообразие. Важно, чтобы в коллекции были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.
ОБОРОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ
Примеры коллекций
1. Коллекции «летающих» семян
Летом и осенью предложите ребятам поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром. Можно выделить две основные группы этой коллекции.
Первая группа — семена, которые имеют «крылышки» разной формы: клен, ясень, береза, липа, тополь, сосна, ель.
Ко второй группе относятся семена с «парашютиками» : одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник (есть луговые и степные виды, белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-и-мачеху, но с более крупными листьями). Ветром разносятся и семена тополя (знаменитый тополиный пух, пушистые семена иван-чая и семена необычной группы растений, которые называются перекати-поле (в основном это степные, пустынные растения).
2. Коллекции других семян и плодов
Подобрать как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например:
• коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав, коллекция «орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др. ,
• коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки — шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос, бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек,
• коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений, — и другие. В коллекциях обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть даже малыши.
Вариантов коллекций может быть очень много.
3. Коллекция соцветий
Весной можно собрать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как «сережки» (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха). Опавшие соцветия можно также найти под ясенем и кленом. Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в сухом месте. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.
4. Коллекция камней
Работа с коллекцией камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение, и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру, тяжести и т. п., подбрасывать, конструировать, стучать друг об друга, сжимать в ладошке, бросать в воду, — и т. п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции.
Камни сортируются на природные и искусственные камешки: керамзит, кусочек асфальта, кирпича, бетонной плиты. Это позволит сравнивать разные камни и на их примере объяснять детям значение термина «природа» и «неприрода» (искусственный объект).
5. Коллекции ракушек
Коллекции ракушек могут быть разнообразными, но прежде всего раковины можно классифицировать по трем типам: пресноводные (речные, озерные или прудовые, морские и наземные.
6. Коллекция сухих листьев
Разнообразные листья деревьев и кустарников находящихся на территории детского сада.
7. Коллекция коры деревьев (кустарников)
Кора разных деревьев отличается по толщине, трещиноватости (количество и вид трещин, шероховатости, цвету. Желательно, чтобы в коллекциях присутствовали образцы разных пород. При этом нужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленных деревьев (в лесу, на даче, а не с живых.
Прежде всего, рекомендуется иметь кору известных деревьев: например, дуба (толстая, трещиноватая, темная, березы (у берез разного возраста кора
отличается, сосны (разная по толщине, цвету, имеет хорошо выраженный запах, — и других.
Коллекцию можно дополнить веточками деревьев и кустарников и
корой с лишайниками, мхами, небольшими наростами. Коллекция коры является прекрасным объектом для работы: дети могут определять кору на ощупь, по запаху.
8. Коллекции песка, глины, почвы
Песок, различается по размерам зерен (крупные и мелкие зерна, одинаковые и разные по размеру, цвету (оттенкам, примесям (например, глинистый песок).
Хорошо различаются речной и морской пески. Глина бывает разной по цвету (примесям, степени водонепроницаемости. Почва, в отличие от песка и глины, — это верхний плодородный слой, в котором есть перегнившие остатки растений, их корни и т. п. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато- коричневатая подзолистая почва, темная торфяная, — и другие.
10. Коллекции лишайников, мхов
Образцы этой коллекции, можно собрать прежде всего со старых поваленных деревьев. В гористой местности интересно поискать и небольшие камни с лишайниками разного цвета и формы, в таежной зоне на ветках деревьев несложно обнаружить свисающие с веток «бородатые» лишайники.
АПТЕЧКА «БАБУШКИ АГАФЬИ»
Объекты для наблюдений: мать-мачеха, подорожник, одуванчик; щавель, календула.
Цель: Познакомить со строением растений, умение находить различия между ними. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах. Познакомить с правилами сбора, хранения и применения.
Рекомендации по организации работы с детьми:
• Прогулка и наблюдения за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
• Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения. Дидактические игры: «Мы-растения», «Чем полезна?», «Чей листочек?», «Угадай, чем лечить».
«ПАРК БАБОЧЕК»
Объекты для наблюдений: бабочки, майские жуки, божьи коровки, муравьи, кузнечики.
Цели и задачи наблюдений: Формировать желание наблюдать за насекомыми; Дать представления о насекомых и их строении. Подвести к пониманию того, что все насекомые живые. Показать отличительные особенности насекомых.
Рассказать о пользе насекомых:
Общая характеристика насекомых.
Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья.
Предварительная работа:
• Беседы.
• Наглядно-дидактический материал.
• Дидактические и подвижные игры.
• Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о насекомых.
«АЛЬПИЙСКИЕ ГОРКИ»
Объекты наблюдений: тимофеевка луговая, манжетка, лопух
Цель: Познакомить детей с особенностями альпийских горок. Дать представление о видах дикорастущих трав. Закрепить знания о травах и их значениях
Предварительная работа:
• Беседы. Наглядно-дидактический материал.
• Дидактические и подвижные игры.
• Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о травах.
«ПТИЧИЙ ДВОР»
Птичья столовая работает круглый год. Кормушки укрепляют на деревьях так, чтобы дети могли свободно наблюдать за птицами.
Объекты наблюдений: ПТИЦЫ – голуби, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цели и задачи наблюдений: Дать представлений общие представления о птицах. Учить узнавать птиц по внешнему виду. Закреплять представления о том, что птицы живые. Познакомить с условиями обитания пернатых.
Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет, пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.
Общая характеристика птиц:
• Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые.
• Все птицы летают, во время полета машут крыльями.
• Птицы купаются в лужах, греются на солнышке, садятся на ветки деревьев, прыгают по земле, клюют червяков.
• Тело птиц покрыто перьями, поэтому им не холодно. Зимой птицам сложно найти корм. Для этого люди делают кормушки и подкармливают птиц.
• Птицы вьют гнезда. В них выводятся птенцы. Птицы кормят своих птенцов из клюва.
Предварительная работа:
• Беседы. Наглядно-дидактический материал.
• Дидактические и подвижные игры.
• Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о птицах
«КЛУМБА ПОБЕДЫ»
Объекты наблюдений: цветы, природный материал, голуби
Цель: Познакомить с символом мира «Голубь». Дать представление о празднике «День победы». Закрепить знания о цветах и их значениях
Предварительная работа:
• Беседы. Наглядно-дидактический материал.
• Дидактические и подвижные игры.
• Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о мире.
«ОЗЕРО ЖЕЛАНИЙ»
Объекты наблюдений: искусственный водоем, фонтан, природный материал
Цель: Познакомить детей с особенностями озера. Воспитавать фантазию и проявлять интерес к окружающему.
Предварительная работа:
• Беседы. Наглядно-дидактический материал.
• Дидактические и подвижные игры.
• Викторины, пословицы, загадки.
«ДОМИК В ДЕРЕВНЕ»
Объекты наблюдений: скотный двор, пасека, рожь, пшеница, кукуруза
Цель: Познакомить детей с условиями жизни в сельской местности, с домашними животными. Дать представление о пшенице, ржи и кукурузе, о пасеке. Закрепить знания об особенностях домашних животных.
Предварительная работа:
• Беседы. Наглядно-дидактический материал.
• Дидактические и подвижные игры.
• Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о деревне, животных, меде и пчелах.
«МЕТЕО ПЛОЩАДКА»
Объекты наблюдений: флюгер,
Цель: Познакомить детей с особенностями альпийских горок. Дать представление о видах дикорастущих трав. Закрепить знания о травах и их значениях
Предварительная работа:
• Беседы. Наглядно-дидактический материал.
• Дидактические и подвижные игры.
• Викторины, пословицы, загадки, народные приметы о природных явлениях.