Olga
Педагогический опыт воспитателя ДОО «Экологическая тропа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта
воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад "Сказка" ОП
"Д/С "Ромашка" комбинированного вида»
Семушенковой Ольги Викторовны
Тема: «Экологическая тропа в детском саду»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно - воспитательного процесса.
Публикация «Педагогический опыт воспитателя ДОО „Экологическая тропа в детском саду“» размещена в разделах
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Этот удивительный мир встречает детей множеством звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать. Важно формировать у детей потребность изучения природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир и самостоятельно делать выводы.
Такую возможность дает экологическая тропа.
Экологическая тропа — это подготовленный выход в природу. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Одним из важных условий реализации системы экологического образова-ния в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды. Главной задачей этого процесса является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе. С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
- познавательного развития ребенка - создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, усиление интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов;
- эколого-эстетического развития - привлекать внимание ребенка к окру-жающим природным объектам, способствовать развитию умения видеть красот окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами;
- оздоровления ребенка - использование экологически безопасных материа-лов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе;
- формирования нравственных качеств ребенка – создание условий каждо-дневного ухода за живыми объектами и общения с ними, желания и умения сохранить окружающий мир природы;
- формированию экологически грамотного поведения - формирование навыков рационального природопользования: ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе;
Экологическая тропа проходит по территории детского сада.
Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность, а мы знаем, что воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой.
Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Объектами экологической тропинки могут быть : различные виды пород деревьев, кустарники, различные по форме и подбору растений цветочные клумбы, небольшой водоем (искусственный, альпийская горка, уголок нетронутой природы, клумба с однолетними растениями, лекарственные растения, огород, отдельные красивоцветущие растения и др.
Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.
Дети проводят наблюдение за природой в разные времена года. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.
3. Теоретическая база опыта.
Н. А. Рыжова программа «Наш дом — природа»;
Парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»;
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
Л. М. Шипицына «Азбука общения»;
М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
Л. И. Грекова «Азбука экологии»;
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми дошкольного возраста»;
А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Основой к структуре разработки рабочей программы являются ФГОС ДО. Для работы разработана программа по экологическому развитию. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем ДОО.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения :
На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы экологических последствий в деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
При организации работы на экологической тропе используются различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
Технология опыта заключается в : - определении целей и задач работы по ознакомлению дошкольников с природой на экологической тропе;
- разработке системы планирования НОД;
- разработка целевых прогулок;
- нахождении и использовании новых методик и содержания работы с детьми, родителями; - поиске эффективных, оптимальных для себя приёмов работы с детьми, родителями;
- прогнозировании, определении и анализе результатов.
Роль педагога в организации экологической деятельности :
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Педагог должен владеть знаниями и практическими навыками, умением анализировать и адекватно оценивать, объяснить те или иные явления природы, экспериментировать, вести дневник наблюдения, выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.
Основные направления работы с детьми:
В своей работе по экологическому воспитанию я использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания детей, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий обобщения и систематизаций знаний.
Основными направлениями работы на экологической тропе являются :
• познавательно-развлекательное;
• практическое;
• исследовательское;
• природоохранное.
Среда экологической зоны с точки зрения экологического воспитания создает условия для :
- познавательного развития ребенка;
- эколого-эстетического развития;
- оздоровления;
- формирования нравственных качеств;
- формирования экологически-грамотного поведения;
- экологического просвещения родителей.
5. Анализ результативности.
Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к экологической деятельности дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе экологической деятельности.
Анализируя данные, полученные в результате исследования, становится, очевидно, что экологический опыт детей пополняется : наблюдениями природы во время прогулок, совершаемых по экологической тропе, уходом за растениями, включая высадку и поливку их, подкормкой птиц на экологической зоне; опытом экологически ориентированной творческой деятельности - составлением композиций из осенних листьев, изготовлением поделок из природного материала, игрой в спектаклях-инсценировках, включая образы представителей животного и растительного мира и др.
- вырос интерес к животному и растительному миру;
- детьми учебный материал по экологии воспринимается более эмоционально;
Таким образом, опыт показал, что экологическая тропа в детском саду обладает
значительным потенциалом в экологическом воспитании дошкольников, связанным, прежде всего с возможностями интеграции образовательного и воспитательного процессов.
Результативность опыта заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я, считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также поможет мне наладить контакт с семьями воспитанников.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями.
- возможность общения с природой воспитанников нашего учреждения ограничена территориальными рамками, в основном для экскурсий, исследовательских работ используется близлежащая территория: огороды и цветники, экологическая тропа на участке детского сада, небольшой луг и «центры природы» в группе.
- предметно-пространственная среда требует совершенства в соответствии с ФГОС ДО;
- подбор форм и методов, тщательного отбора индивидуально для каждого ребенка.
- привлечения родителей к экологической тропе.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Опыт представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами «Огород на окошке», «Зимующие птицы нашего края», «Красная книга Мордовии», «Викторина природа Мордовии». Конспектами НОД «Домашние животные», «Дикие животные», Конспект родительского собрания в форме КВН «Друзья природы» и др. Совместной деятельностью педагога с детьми (игры, наблюдения, опыты и эксперименты, прогулки, экскурсии, беседы, индивидуальная работа, взаимодействие с родителями.
Мой педагогический опыт обобщен и расположен на официальном международном образовательном портале МААМ. RU. (https://www.maam.ru/users/595284).
8. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация экологического кружка, НОД, викторины, анкеты, различные тематические игры. Наглядный материал по данной теме смотреть МААМ. RU. (https://www.maam.ru/users/595284).