Ксения Полежаева
Экологическая прогулка в разновозрастной группе детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Деревья на нашем участке".
Форма проведения развлечение с персонажем.
Разновозрастная группа с 3-х до 5-ти лет.
Проведение прогулки- первая половина дня, в течении 20 минут.
Программное содержание.
- способствовать формированию представлений детей о деревьях;
- учить сравнивать деревья по внешним признакам (толщина и цвет ствола, величина и форма листьев, если они остались).
Публикация «Экологическая прогулка в разновозрастной группе детей 3–5 лет» размещена в разделах
- развивать умение сравнивать и анализировать;
- развивать воображение и мышление в процессе наблюдения и исследования природных объектов;
- способствовать воспитанию интереса к растениям;
- прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас;
- вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Задачи: Образовательная:
Закрепить знания детей об осени.
Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.
Обратить внимание детей на первые признаки осени.
Развивающая: развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Методические приемы: беседа, загадка, художественное слово, рассматривание и сравнение березы с тополем, стихи, пословицы об осени.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря: листья, дерево, куст, береза, «бетулин», тополь, ствол и т. д.
Предварительная работа: рассматривание картины «Осенний лес», беседы об осени, чтение стихотворений и рассказов об осени.
Материал.
Деревья на территории участка детского сада.
Ход прогулки.
(Дети и воспитатель собрались на участке детского сада).
В. – Ребята, к нам сегодня снова пришёл наш знакомый бельчонок Пушистик. Мы обещали ему показать деревья, вот и давайте вместе пройдёмся по нашему участку. Сначала отгадайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки.
В. - О чём эта загадка?
Д. - О берёзке.
В. - Правильно. Давайте подойдём к берёзке и внимательно её рассмотрим. Берёзку очень легко узнать по стволу дерева. У берёзки стройный, высокий, белый ствол с чёрными пятнышками. В русских народных сказках и песнях её так и называют – «белоствольная». Кора у берёзки тонкая, светлая. Она пропитана особым веществом – «бетулином», из-за него ствол берёзки белый. Давайте погладим ствол ручкой, прислонимся к нему щёчкой. Какой он?
Д. - Гладкий, твёрдый, шершавый. (Дети руками гладят ствол дерева, рассматривают его со всех сторон).
В. - Давайте понюхаем кору берёзки. Чем она пахнет?
(Дети обнюхивают ствол дерева и высказывают свои мнения).
Д. - Ствол пахнет «деревом», «природой», «травой», «грибами», «берёзовым соком», «свежестью» и т. д.
В. - Давайте посмотрим, есть ли на стволе трещинки? Дупла?
(Дети внимательно рассматривают ствол дерева и приходят к выводу, что кора дерева гладкая, с трещинами, только высоко в ветвях висит скворечник.)
В. - Посмотрите вниз, на землю, как ствол берёзки плавно переходит в корни, (на поверхности земли хорошо видна часть корней дерева). Какие они?
Д. - Толстые, корявые, похожи на крючки. Они, наверное, уходят глубоко в землю и крепко держат берёзку в земле.
В. - Да, всё это так. Но то, что в некоторых местах корни видны из земли, говорит, что берёзка уже не очень молодое деревце. А теперь посмотрите на веточки берёзки. Что вы видите?
Д. – Все листочки опали.
В. - Да, листочки у березки осенью опадают.
В. - Но мы с вами посмотрим вокруг: какие ещё деревья есть на нашем участке?
Д. – Неподалеку от берёзки растёт тополь.
В. - Действительно, недалеко от берёзки растёт тополь. Давайте рассмотрим его и сравним с берёзкой.
Д. - У берёзки ствол толстый, и у тополя толстый.
- Ствол тополя тёмно серого цвета и одна сторона покрыта мхом, а берёзка – белоствольная.
- Кора у тополя тёмная, шершавая, а у берёзки – светлая и гладкая.
- Корни берёзки видны из земли, а корни тополя – нет, они глубоко спрятались в земле.
- Берёзка очень высокая, а тополь пониже.
- На берёзке уже опали листочки, а у тополя еще висят на веточках.
В. – Какие вы молодцы! Как внимательно рассмотрели оба дерева и нашли много отличий, из которых мы можем сделать вывод о том, что тополь, вероятно, деревце помоложе, а берёзка – постарше. Они стоят недалеко, как старшая сестричка Алёнушка и младший братец Иванушка из сказки «Гуси - лебеди».
- На самом деле, тополь – это очень красивое и сильное дерево. Это величественное стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой кроной.
Давайте каждый из вас попробует составить рассказ об осенних деревьях. Пример рассказа. Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. Деревья в осеннем наряде очень красивые. Потом все листья опадают.
В. - Смотрите, наш бельчонок говорит, что он любит, есть шишки, в них много орешков. А на каких деревьях растут шишки?
Д. - На ёлках и соснах.
В. - А они одинаковые на этих деревьях или разные?
Д. - Разные : у ёлки – длинные шишки, а у сосны – короткие.
В. - На нашем участке, к сожалению, нет ни одной ёлочки. Давай рассмотрим с вами иллюстрации ёлочек и елей.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
а в иголках – круглый год.
Вопросы к беседе:
- Ёлочка похожа на деревья, которые мы рассматривали раньше или нет?
- Что у ёлочки вместо листочков?
- Какой длины иголки у ёлочки? Какого цвета?
- Какой у ё лки ствол: толстый или тонкий; гладкий или шершавый; светлый или тёмный?
- Ёлка пахнет или нет? Вам нравится её аромат? Какой праздник он вам напоминает?
По итогам беседы и наблюдения за ёлкой, дети пришли к выводу, что:
Д. – Ёлочка на нашем картинке не похожа на берёзку и тополь. Она низенькая, у неё тоненький ствол светло- коричневого цвета, но его трудно рассмотреть за густыми ветками, кора ёлки шершавая, как- будто с «чешуйками», на ёлке нет листочков, даже молодых, но есть иголочки. Это – хвоя. Ёлка – хвойное дерево, а не лиственное, как берёзка и тополь. Иголки на ёлке зелёные, короткие и колючие. Если их потереть – они сильно пахнут и напоминают праздник Новый год. А вот шишек на нашей ёлочке нет, она ещё молодая и нам нечем угостить бельчонка.
В. - Не огорчайтесь, ребята. С бельчонком мы можем поиграть, а угостим его орешками из магазина. Давайте сейчас поиграем в подвижную игру «Раз, два, три – к дереву беги».
Дети встают в пары. Ведущий - воспитатель называет то одно дерево, то другое и дети парами к нему подбегают.
В. – Ну вот мы с вами поиграли, но ведь на нашем участке есть много других деревьев. Как вы думаете, им у нас нравится? (ответы детей) Давайте подружимся с нашими деревьями, позаботимся о них. Если каждый человек найдёт себе друга среди деревьев, то на всей Земле люди и деревья станут друзьями. Это хорошо и для деревьев и для людей. Послушайте стихотворение «Счастливое деревце» В. Мусатова.
Шумит всё лето деревце
Зелёною листвой
И, пожелтев, разденется
Осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу:
К стволу присыпан снег.
В нём деревце согреется,
Он деревцу, как мех.
Весной побелкой светится,
Окопано вокруг…
Растёт счастливым деревце,
У деревца есть друг.
В. – Давайте, и мы станем для наших деревьев друзьями и позаботимся о них. А теперь пора возвращаться в детский сад. А ты, бельчонок, прибегай к нам весной, и мы посмотрим, как изменятся деревья на нашем участке.