куликова лариса
Конспект НОД в рамках «Года экологии-2017». Экологическая сказка «Лесная прогулка» для детей 5–7 лет с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы НОД:
Куликова Лариса Викторовна,
Сагалаева Татьяна Хасеновна,
воспитатели МБДОУ "Детский сад № 19 комбинированного вида"
г. Кольчугино Владимирской обл.
Программное содержание:
Цель: создание условий развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития через экологическое воспитание.
Воспитательные задачи:
• воспитывать бережное отношение детей к природе, желание сберечь и сохранить ее первозданную красоту;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД в рамках „Года экологии-2017“, Экологическая сказка „Лесная прогулка“ для детей 5–7 лет с ФФНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• развивать познавательные способности детей, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их;
Образовательные задачи:
• формировать познавательную активность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекционные задачи:
• способствовать развитию инициативности, любознательности;
Речевые задачи:
• активизировать словарный запас за счет введения новых слов (экология, загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, стеклотара, пластмасса и т. д.);
Материал к НОД:
Модели одежды из бросового материала, костюмы, предметные картинки, коробочки с травами, фишки, кувшин с родниковой водой, одноразовые стаканчики, аудиозаписи, проектор, компьютер.
Взаимосвязь с другими видами деятельности до НОД
Экспериментальная деятельность, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок, чтение рассказов; просмотр видеоматериала
Взаимосвязь с другими видами деятельности после НОД:
1. Памятка для родителей»Лечим без лекарств».
2. Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Аптека».
3. Проведение экологической акции с участием родителей по сбору лекарственных растений.
4. Организация фито – бара. Представление родителями сборов в виде стиха загадок песни игры и д. р.
Содержание деятельности:
1 этап: (введение в проблему 2-3минут)
На столе лежат предметы: красная шапочка, корзинка.
Воспитатель:
– Дети, скажите, кому принадлежат эти вещи?
Звучит музыка, входит грустная девочка в костюме Красной Шапочки.
Красная Шапочка (далее – К. Ш.):
– Здравствуйте, дети, я очень рада встрече с вами, но мне грустно от того, что я не могу помочь своей бабушке, а она больна. Может, вы подскажете что делать?
Воспитатель: – Ребята, мы можем с вами помочь Красной Шапочке, как?
Предполагаемые ответы детей: купить лекарство, сделать массаж или
сходить в аптеку.
Красная Шапочка (далее – К. Ш.):
Но в лесу нет аптеки и нет врача. Как же быть?
Предполагаемые ответы детей(- Сделать чай из лечебных трав).
2 этап: (мотивация – 1-2мин)
Красная Шапочка:
- А где их можно найти? (Дети предлагают пойти в лес)
Красная Шапочка. Возьмёмся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Манит своей листвой.
Звучит музыка «Звуки леса».
3 этап: (действия - 15-20 мин)
Воспитатель: Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Какое значение имеет лес для человека?
Дети: Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес бережет реки.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.
Дидактическая игра Н. И. Пикулевой «Что растет в родном краю?»:
Воспитатель: Я буду называть разные деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, которые растут у нас. Если растут, подпрыгни, если нет, приседай. Яблоня, баобаб, груша, мандарин, малина, слива и др.
Красная Шапочка: Дети, я приглашаю вас на «полянку превращений»!
Раз, два, раз, два, вот береза, вот трава,
Вот поляна, вот лужок,
Стань ты деревом, дружок!
- В какое дерево ты превратился? Что ты чувствуешь?
Предполагаемые ответы детей: Мои листья колышет ветер, а у меня живет белочка в гнезде, а на мою веточку села птичка и т. д.
Воспитатель: Но вот пришел человек, и стал рубить деревья. Что бы вы сказали ему?
Дети: Нельзя вырубать и ломать деревья, так как они очищают воздух.
Воспитатель: Послушайте загадку: «Такой маленький, что в любую щель пролезет». Правильно, это воздух. Какой он, ребята? (Невидимый). Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому? (Чтобы жить, дышать, без него жить нельзя, он нужен всем живым организмам и людям.)
Попробуем проверить!
Эксперимент:
Воспитатель: Закройте пальцами нос, а ладошкой другой руки закройте одновременно рот. Что произошло? (Нечем дышать, не хватает воздуха.)
- Чем мы дышим? (Кислородом.) А что выдыхаем? (Углекислый газ.)
Деревья помогают нам дышать свежим воздухом и поэтому их надо беречь.
Звучит музыка «Звуки леса».
Воспитатель: Как жаль, Красная Шапочка, что на этой полянке мы не нашли целебных трав для твоей бабушки. Продолжим наш путь!
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студ еный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
- Присядем и послушаем журчание родника.
- Скажите, для чего нам нужна вода?
Дети: Пить, купаться, вода нужна животным.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о воде? Какая она бывает?
Дети: Пресная, питьевая, очищенная, минеральная, мутная, грязная.
Воспитатель: Где живет вода?
Дети: В океане, в море, речке, озере, водопроводе, фонтане, в кулере и т. д.
Воспитатель: Давайте насладимся неповторимым вкусом родниковой воды! (Пьют воду из одноразовых стаканчиков).
Воспитатель: А кто еще приходит к роднику испить водицы?
Дети: Звери и птицы.
Воспитатель: Что делать, если родник загрязнится?
Дети: Расчистить.
Воспитатель: Чтобы сохранить родник, его нужно содержать в чистоте.
Под музыку проводится игра «Ручеёк»:
Число участников нечетное.
Разбившись на пары (обычно мальчик-девочка, играющие встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор.
Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе дружка или подружку. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало.
Воспитатель: Друзья, и у ручейка нам не удалось найти нужных для бабушки трав.
Давай пройдемся медленно по лугу
И, здравствуй, скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или помять,
А для того, чтобы увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Дети видят «полянку», на которой валяются пакеты, бутылки, газеты и другой мусор.
Воспитатель: Замусорили мы нашу землю. Вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора, то есть целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
- Скажите, ребята, а вы знаете, что такое металлолом?
Дети: Все, что сделано из металла.
Воспитатель: А макулатура?
Дети: Это все бумажные отходы: картон, старые газеты.
Воспитатель: Можно ли их как-то использовать?
Дети: Застилать пол во время ремонта и т. д.
Проводится игра «Рассортируем мусор»:
Бумага, картон - макулатура,
пакеты - полиэтилен,
пластиковые бутылки - пластмасса,
баночки, жесть - металлолом,
яблоко, картофель - пищевые отходы.
(предметные картинки)
Воспитатель: Что вы поняли, ребята?
Дети: Мусор необходимо сортировать.
Воспитатель: Может, мусор можно как-то использовать?
Предполагаемые ответы детей: Мусор можно использовать для изготовления поделок, можно даже смоделировать костюм для выступления…
Приводится игра «Изготовим костюм для девочки!».
Воспитатель: С нашей помощью лесная полянка стала чистой. Теперь мы можем рассмотреть на ней растения и насекомых, вспомнить их названия и постараемся ответить на вопрос: «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?»
Дети: Цветы, бабочки, травы делают окружающую нашу природу красивой.
Красная шапочка обращает внимание детей на бабочку с поломанным крылом (девочка): Что случилось?
Бабочка: Хулиган пришел в наш лес
Всюду шум стоял и треск.
Все цветочки затоптал,
Крылышко мое сломал,
Как теперь я полечу?
Нужно мне скорей к врачу.
Звучит запись «сирена скорой помощи». Появляются дети в костюмах муравьев.
1 муравей: Мы санитары леса,
В труде и день и ночь,
Готовы мы больному
От всей души помочь.
2 муравей: Отвезем тебя, сестрица,
В муравьиную больницу,
Будешь скоро ты опять
Ловко крылышком махать.
Логоритмика : «Бабочка»
Воспитатель: Мы долго гуляли в лесу. Что же делать, если кто-то из нас натер ногу?
В лесу своя АПТЕКА, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней. Но особую помощь травы оказывают нам на прогулке, далеко от дома.
- А вот знаете вы их или нет? Ответьте на вопросы и отгадайте кроссворд.
1) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты, от ожогов? (Мох.)
2) Мальчик ногу поцарапал,
Когда бежал к друзьям,
Но он совсем не плакал,
Он вылечился сам.
На ранку - листик травки, ну а потом
Он ногу осторожно перевязал бинтом.
Как называется этот «лесной доктор»? (Подорожник)
3) Какая болотная ягода заменяет лимон? (Клюква.)
4) Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон кладет. (Земляника.)
5) На розу он похож,
Разве что не так хорош,
Но зато его плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник.)
Воспитатель делает вывод: Лекарственные растения – ценное природное богатство, к которому нужно относиться бережно.
4 этап. Итог мероприятия (рефлексия - 3-5 минут)
Воспитатель: Дети, попробуйте отобрать нужные лекарственные травы, для того чтобы заварить бабушке Красной Шапочки целебный чай.
Проводится игра «Отбери травы для полезного чая!».
Предлагаются коробочки с лекарственными сборами.
Красная шапочка: Дети, спасибо вам за помощь, эта прогулка для меня была познавательной.
Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа!
Трудно представить себе Землю без лесов, без зверей, без птиц. Берегите природу!
Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь!
На видеопроекторе слайды на тему «Берегите природу!»