Любовь Михайловна Печикина
Экологическая культура дошкольников при ознакомлении с окружающим миром.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животного со средой обитания, об приспособленности к ней. Считаю, что эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находится живые существа, к которым относится человек, т. е. он сам. К занятиям, которые я даю детям относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Эти знания необходимы как условные выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, эстетических переживаний, бережного отношения к вещам не только потому, что это чей – то пруд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Публикация «Экологическая культура дошкольников при ознакомлении с окружающим миром,» размещена в разделах
В свою работу включаю разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. Знакомлю детей со способом общении с природой, формирую знания и умения наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости, учу испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом.
Экологическую работу, которую я провожу по ознакомлению с окружающим нельзя отделить от работы по развитию речи детей. Дети в процессе трудовой деятельности, наблюдений, целевых экскурсий, чтение художественной литературы, различных игр, проведение опытов узнают много новых слов, обозначающих свойства и качества предметов. Отвечая на вопросы при рассматривании картин, обследовании предметов, дети овладевают диалогической речью. В своей работе использую игровые обучающие ситуации, в ходе которых дети учатся строить небольшой монолог.
Знакомство детей с природой происходит и вне занятий. Рассматривая с детьми иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, восхищаясь красотой различных персонажей ненавязчиво знакомлю детей с культурой своего народа : играем в народные игры, рассказываем русские народные сказки, разучиваем потешки, все это не только пополняет знания детей о родной стране, но и обогащает и активизирует словарь детей, воспитывает в детях такие качества, как любовь к близким, родному городу, бережное отношение ко всему окружающему.
Широкие возможности для развития речи представляют словесные дидактические игры. В таких играх, как «Угадай на ощупь», «Угадай, что изменилось?», «Когда это бывает?» соблюдается последовательность игровых и речевых действий. Дети учатся общаться вопросами и отвечать на них
Перед собой ставлю следующие задачи:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственность воспитания)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, но охране и защите природы.
Естественно, что все задачи поставленные мною по экологическому воспитанию в условиях нашего дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий мир неповторим, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Важным условием успешной работы считаю создание среды, в которой мы, взрослые личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих взаимосвязей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.
Формируя гуманное отношение к природе, я исхожу из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас всех дом, безнравственны.
Учитывая возрастные особенности детей, которым относится впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, а так же чувства, как сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности помочь попавшим в беду, проявить заботу о тех, кого обижают. А это способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами.