Татьяна Максимова
Использование метода моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.
Публикация «Использование метода моделирования при ознакомлении с окружающим миром детей с ЗПР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в сознании детей реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний.
На современном этапе дошкольные образовательные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Принимая во внимание сложность усвоения программного материала ввиду специфики детей с задержкой психического развития, необходим поиск новых методов работы с детьми данной категории.
В поисках эффективного метода формирования знаний об окружающем мире, основываясь на культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского, мы остановились на моделировании.
Цель моделирования — обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных.
В ходе анализа педагогической и методической литературы мы выявили следующие педагогические условия эффективного использования метода моделирования :
1. Обогащение предметно – развивающей среды моделями.
2. Организация обучения детей моделированию.
3. Учет особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития при отборе содержания, методов и приемов обучения моделированию.
Для реализации первого условия мы подобрали и изготовили предметные и предметно-схематические модели :
-сенсорные модели для наблюдений и рассматривания объектов, обозначающие признаки рассматриваемых объектов (модель-описание «Животные», «Деревья», «Грибы» и т. д., а так же способы сенсорного обследования (модели «Зрение», «Слух», «Обоняние», «Осязание»).
-понятийные модели для классификации и обобщения «Живое», «Неживое», «Звери», «Птицы», «Рыбы», «Деревья», «Кустарники», «Осень», «Зима» и т. д.
-макетные модели для изучения среды обитания животных «Скотный двор», «Лес», «Луг», «Водоем».
-модели пошаговых действий (для определения последовательности процессов обследования). Например, модели «Определение свойств воды», «Определение свойств снега».
Для реализации второго условия – организация обучения детей моделированию нами была выработана следующая последовательность обучения детей приемам моделирования.
I этап.
Цель: Научить ребенка читать модель.
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовой модели, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на модель с помощью и без помощи педагога.
4. Графичекские зарисовки модели по желанию детей.
II этап.
Цель: Познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах, явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования. Материалом для общей схемы является любое обобщенное понятие (животные, растения, времена года).
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (медведь). Моделирование осуществляется под руководством педагога с использованием подводящих вопросов (Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как это мы изобразим в нашей модели)
4. Отгадывание загадок, составленных педагогом с опорой на модель (О ком или о чем идет речь).
III этап.
Цель: Научить самостоятельно кодировать информацию.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми моделей по пройденному материалу.
Для реализации третьего условия - учет особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития при обучении моделированию, мы определили содержание, методы и приемы обучения детей с задержкой психического развития наглядному моделированию.
На первом этапе дети учились соотносить предметные модели (игрушки, муляжи) с реальными предметами. Учитывая особенности восприятия детей с задержкой психического развития модели как отдельного объекта без связи с оригиналом, мы уделяли внимание развитию у них умения отличать реальный предмет от его модели-заместителя. Например, детям показывали хорошо знакомые игрушки (кошку, куклу) и спрашивали, в чем отличие от реального объекта (кошки, человека) по внешнему виду, величине, функциям и материалу.
Далее дети учились выделять свойства и качества объектов с помощью подбора предметов-заместителей.
Постепенно от предметных замещений дети переходили к условным. В качестве условных моделей использовались предметно-схематические, которые упрощенно передают существенные признаки и отношения моделируемого объекта. Использование предметно–схематических моделей позволило детям выделять основные качества объекта.
Мы совместно с детьми обсуждали, почему можно использовать ту или иную модель, соответствует ли данная модель свойствам объекта, как можно обозначить эти свойства. Дети рассматривали предъявленные им объекты, анализировали каждый, выделяя его форму, наиболее существенные особенности, подбирали готовую модель к объекту, объясняя свой выбор. Например, педагог показывает и объясняет детям, как с помощью предметно – схематической модели можно обозначить внешние особенности кошки (мордочка, туловище, хвост, 4 лапы и т. д.). Затем предлагалось определить, к каким еще животным подходит эта модель (собака, лиса, белка и т. д.).
С помощью предметно-схематических моделей мы демонстрировали понятие «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. На лист картона, окрашенный в два цвета мы накладывали цветные изображения сначала различных животных, затем геометрических фигур, обращали внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и животного (геометрической фигуры) она становится невидимой. Такая модель помогала детям понять значение покровительственной окраски животных (Почему заяц летом серый, а зимой белый? Почему кузнечик зеленый).
Мы также знакомили детей с графическими моделями, передающими обобщенно (условно) признаки, связи и отношения в виде условных обозначений, далеко не всегда похожий на изучаемый объект. Освоение графических моделей позволило детям выделять наиболее существенные признаки не только одного конкретного предмета, но и группы предметов, объектов и явлений, объединенных какими - либо общими особенностями, свойствами, качествами. Например, в процессе изучения животного мира, как признак к определенному классу для обозначения птиц использовались изображения (треугольник – клюв, галочка и две палочки - конечности (крылья и ноги, перо – покров).
Дети также учились решать познавательные задачи на основе выбора вариантов готовых моделей. С этой целью вводились проблемные ситуации, для решения которой ребенку необходимо было из большого количества графических моделей выбрать только те, которые относятся, например, к обозначению внешнего вида птиц в игре «Крылья, ноги и хвосты». Если ребенок затруднялся с выбором, мы оказывали помощь в виде наводящего вопроса, подсказки и т. д.
Обучение моделированию осуществлялось с помощью соответствующих методов и приемов : показа способа использования готовых моделей знакомых детям предметов и объектов, упражнений в выборе моделей по образцу, рассматривание моделей, составление описательных рассказов об объектах по моделям.
На II этапе мы совместно с детьми составляли модель познаваемого объекта. Например, педагог просил составить в помощь незадачливому герою Незнайке модель «Рыбы». Дети, наблюдая за аквариумными рыбами, выделяли с помощью взрослого наиболее существенные признаки, педагог предлагал на выбор несколько условных обозначений, а ребенок решал, какое из них больше подходит. Или, например, в ходе ознакомления с временем года «Зима», ее признаками, детям предлагалось помочь Незнайке выбрать модели - признаки зимы и помочь составить рассказ.
На данном этапе дети все еще нуждались в помощи взрослого. Одни дети постоянно ждали помощи взрослого, просили подсказать, как сделать правильно, другие задавали вопросы для уточнения решения познавательных задач, вследствие этого они неплохо справлялись с заданием, согласно инструкции взрослого или ранее усвоенного способа решения.
Постепенно степень оказания помощи педагогом сокращалась, и дети пытались самостоятельно создавать модели.
В процессе работы над данной проблемой нами осуществлялось педагогическое сопровождение воспитателей дошкольного учреждения с целью повысить их компетентность в вопросах обучения детей наглядному моделированию. Мы провели с ними консультацию «Использование метода моделирования при ознакомлении с окружающим детей с задержкой психического развития» и практикум «Создание моделей объектов природы».
В результате проведенной работы нами наблюдались существенные изменения уровня знаний об окружающем мире. Дети овладели умением использовать модели в процессе познавательной деятельности, что значительно повысило уровень познавательной активности, поэтому программный материал усваивался успешнее. В процессе работы с моделями у детей увеличился словарный запас, и наблюдалась динамика развития связной речи.