Наталья Веселова
Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим.
В целях ознакомления с окружающим, проводится рассматривание картин и иллюстраций. Картина - ценный материал для развития речи. Детям показывают как предметные, так и сюжетные картины. Предлагая предметные картины, воспитатель ставит задачу обогатить представления ребёнка доступными его восприятию наглядными образами, расширять активный словарь, научить видеть, показывать и называть детали изображённого предмета (у птички голова, глаза, клюв, хвост и крылья). Предлагая детям сюжетную картину, педагог учит их понимать сюжет, развивает умение слушать его пояснения. «Рассматривание картин способствует накоплению у детей представлений об общественных, бытовых и природных явлениях. Картина благодаря её образности и красочности является действенным средством воспитания у ребёнка художественного вкуса.
Публикация «Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим» размещена в разделах
Существует специальная серия картин по знакомству маленьких детей с окружающим и развитию речи. В неё входят предметные и сюжетные картинки и картины. Предметные картинки используются для закрепления представлений ребёнка о ряде предметов, а также для развития мышления, в частности способности к различению и группировке предметов.
Для занятий и самостоятельного рассматривания требуются также тематические наборы картинок : животные и детёныши, средства передвижения, овощи, фрукты, ягоды, игры и развлечения детей в разные сезоны, весёлые картинки.
Почти ежемесячно с детьми рассматривают на занятии сюжетную картину. Такие как: "Игра с куклой", "Дети кормят курицу и цыплят", "Дети кормят рыбок", "Летом на прогулке". Дети с удовольствием рассматривают также доступные им по содержанию картины "Спасаем мяч", "Катаем шары" (серия "Мы играем" В. Г. Батуриной, "Таня и голуби" (серия "Наша Таня" О. И. Соловьёвой, "Домашние животные", "Дикие животные" Веретенниковой, "Времена года" О. И. Соловьёвой. Рассматривание некоторых картин закрепляет представления детей, происходит обогащение и уточнение словаря.
Требование к картинам. Картина должна быть - чёткой, графической, реалистичной, эстетичной и соответствовать возрасту ребёнка т. е. быть доступной его пониманию.
Е. И. Тихеева подчёркивала, что картинкам и картинам "как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребёнка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые даёт реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определённы, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех её проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому картины так ценны и значение их так велико".