Анна Бобкова
Мастер-класс «Изготовление макета как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром»
Особо актуальной в настоящее время является задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нём, начиная с дошкольного возраста. Богатство и широта представлений ребёнка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют как умственное, так и нравственное развитие детей. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.
Публикация «Мастер-класс „Изготовление макета как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром“» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2015
Я хочу остановиться на составляющей всего окружающего мира – природе. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Любовь к природе можно и нужно воспитывать и на основе знаний.
Большую помощь здесь мне оказала макетирующая деятельность. Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта. Значит, макет - это современное средство познания окружающего мира, содержащее в себе признаки и наглядности и моделирования.
Совместное изготовление с детьми макетов при ознакомлении с окружающим миром используется нами как часть занятия для обобщения полученных знаний и составления описательного рассказа об объекте познания.
Модели-макеты имеют огромное значение для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе своей страны, родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. В процессе использования макетов решается сразу несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
В результате использования макетов в работе с детьми было отмечено развитие познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.
Как говорит японская мудрость:
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму»
Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению макета, который может быть изготовлен по окончанию темы «Животный мир лесов России».
-Здравствуйте, ребята.
Скажите, что вы узнали нового о животных леса.
А вот ребята младшей группы этого еще не знают. Давайте им расскажем.
Как мы можем им рассказать, если они сейчас в другой группе?
Предлагаю вамрассказать необычным способом - создать картину «Лес за окном». Им будет очень интересно узнать, кто же живёт в лесу.
Итак, начинаем. Раз мы будем создавать картину «Лес за окном», значит, что нам нужно?
- «Лес» у меня уже есть (выставляю картину).
Даю готовую заготовку, т. к. ограничены во времени, но можно создать заготовку заранее, например, на занятии по изодеятельности и таким образом, мы сможем решить ряд задач по этому направлению.
На картине с помощью двухстороннего скотча я изобразила форму окна. Вам нужно будет освободить скотч от второго слоя и прикрепить рейки для рамы, тоже заранее мной приготовленные. Это будут делать два человека. Кто желает?
- Остальные тоже не будут сидеть без дела. У меня есть картинки с разными животными. Вам нужно будет выбрать только тех животных, которые обитают в лесу, и вырезать их. Будьте внимательны – это подарок малышам – если выберете не тех животных, то к чему это может привести?
Таким образом, помимо решения познавательных задач, я решаю задачи и по развитию мелкой моторики
- Приступаем к работе (включить звукозапись).
- Посмотрите, какое красивое окно в лес у нас получилось. Осталось только поместить животных, а каких нам сейчас ребята расскажут и покажут…
Прошу детей рассказать что они знают о выбранных животных. Их ответы по необходимости попроавляю и дополняю.
- А почему вы не вырезали слонов? Черепаху? Рыбку? корову и козу? Жирафов?
- А сейчас с помощью клея приклеим животных за окно в лесу.
- Посмотрите, какой прекрасный макет у нас получился. Как вы думайте, малышам понравится наш подарок?
РЕФЛЕКСИЯ
Сейчас мы как обычно в конце занятия подведём итог, обсудим то, что сделали, и то, как работали. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. мастер-класс дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
- Спасибо, ребята, за прекрасную работу, а сейчас идём дарить подарок.
Теперь я предлагаю участникам мастер-класса тоже подвести итог нашей деятельности и тоже с помощью неоконченных предложений.
Ж– детям
Ж– педагогам