Ирина Кудерышкова
Экологическая игра «Дорожка к лесному порожку» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование начальных экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Задачи общие:
Образовательная: знакомить детей с правилами поведения на природе;
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Развивающая: развивать умение находить правильное решение из нескольких предложенных вариантов.
Задачи частные:
Развитие умения анализировать и делать вывод;
Развитие внимательности и умения действовать в команде;
Отработка навыка счета до 10;
Темочки:
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2017
Оборудование:
• 24 двусторонние карточки 4 основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый). На карточках с изображены действия человека, полезных и опасных для природы (злые и добрые дела, с одной стороны и смайлик (веселый - грустный) с другой – смайлики соответствуют совершаемым делам. Кроме того, карточки подобраны по парам. А именно, каждое злое (вредное для природы) действие можно заменить на доброе (полезное для природы)
• Четырехцветное игровое поле (дублирует цвета карточек, поделенное на половины – «Поле злых и добрых дел». Половина с добрыми делами служит для построения маршрута к домику Лесовичка, половина со злыми делами ведет к избушке Бабы-яги.
Содержание и правила игры:
Карточки со злыми и добрыми (полезными и вредными) делами способствуют развитию у ребенка умения анализировать поступки человека, выбирать правильные и помогают спрогнозировать деятельность детей для получения положительного результата. Уровень сложности подобранных действий позволяет каждому ребенку маневрировать между известным и неизвестным, наращивать полученные знания. Так мы можем проследить не только действия, которые ребенок совершает самостоятельно (например, выбрасывание мусора, но и действия, которые он видит со стороны взрослых и пока еще не способен оценить (например, разжигание костра).
Примечательно также, что участниками всех изображенных как злых (вредных, так и добрых (полезных) на картинках дел являются дети. Это позволяет ребенку наиболее близко отождествлять свои действия с чужими, сопоставлять их и делать собственные выводы на оценочном уровне, рефлексировать.
Игра охватывает несколько этапов, в зависимости от уровня знакомства детей с действиями человека, влияющими на природу (уровня экологических знаний).
На первом этапе (уровень ознакомления с правила поведения в природе) детям предлагается поочередно вытянуть понравившуюся карточку, объяснить, что он увидел, оценить (хорошо-плохо) и определить ее положение на «Поле злых и добрых дел». После того, как ребенок положил карточку на игровое поле, переворачиваем и смотрим на смайлик. Если смайлик на карточке и на поле совпадает, значит действие классифицировано правильно.
Задание может быть поставлено следующим образом: «В лесу живут добрый Лесовичок и злая баба-яга. Каждый из них рад принимать гостей на лесном порожке своего дома. Вот только Баба-яга любит тех, кто вредничает и делает злые дела. Лесовичок же, наоборот всегда заботится о природе и старается научить Бабу-ягу полезным и добрым делам. Давайте поможет Лесовичку».
На втором этапе (уровень, когда первичное знакомство уже состоялось, но закрепления еще не было) предполагается командная игра. Выделяются четыре команды (соответственное цветам на игровом поле). Каждой из команд дается по 6 карточек. Детям предлагается на время, по командам распределить карточки между половинами «Поля злых и добрых дел». Сначала команды получают очки за скорость (от 4 (самые быстрые) до 1 (самые медленные). Затем - очки за правильность. Каждая правильная карточка приносит команде 1 очко, каждая неправильная отнимает 1 очко у команды. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков (самое большое количество – 10 очков)
Задание может быть представлено так: «В лесу живут Лесовичок и Баба-яга. Лесовичок заботится о природе и знает все добрые (полезные, которым и попытается научить вас. Баба-яга частенько все путает и добрые (полезные) дела превращает в злые (вредные). Попробуйте отгадать чему каждый из них захотел научить ребят. Для этого давайте поделимся на команды, каждая из которых наведет порядок на поле злых и добрых дел»
На третьем этапе (уровень закрепления полученных знаний) детям предлагается пройти индивидуальный маршрут. Задание может быть представлено следующим образом: «Найди дорожку до домика Лесовичка (Построй маршрут до домика Лесовичка). Лесовичок всегда рад видеть в гостях тех, кто правильно умеет вести себя в лесу. Поэтому тебе нужно выбрать 4 добрых (полезных) для природы дела». Данное задание позволит ребенку самому выбрать из имеющихся действий понятные для него.
Так, ребенок подбирает 4 карточки разного цвета, на которых изображены действия человека, полезные для природы. Карточки выставляются на игровое поле и переворачиваются. Если все 4 смайлика улыбаются, то маршрут подобран верно. Если на какой-либо из карточек смайлик плачет, значит действие было подобрано неверно и его нужно исправить. Исправить вредное для природы действие, можно выполнив противоположное полезное (Например, если цветы сорвали с корнем, то вместо них можно посадить ростки). Тот, кто не сможет исправить ошибки – попадает в гости к Бабе-яге.