Буркова Алина
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья не могут усвоить специальную программу дошкольного образования, у них возникает ряд проблем. Однако согласно закону «Об образовании РФ» все дети имеют равное право на образование, независимо от того, где они проживают, где учатся, имеют нарушения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с ОВЗ могут иметь: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, у них может проявляться умственная отсталость, задержка в развитии, но самое тяжелое, когда сочетаются несколько нарушений сразу.
Публикация «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Главной задачей работников дошкольного учреждения является: помочь ребенку с ОВЗ, что он может всего добиться и при этом быть на равне со всеми, что он также способен развиваться и двигаться вперед, вместе со своими сверстниками. Образовательная деятельность с такими детьми протекает по специальным методикам, в которых учтены все типы нарушения.
Для того, чтобы организовать правильный воспитательный процесс необходимо знать структуру дефекта, какое именно отклонение у ребенка и поддается ли оно исправлению и коррекции. Поэтому необходимо изучить особенности обучающегося со всех сторон. Это и является главной особенностью воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В педагогической науке современная деятельность подразумевает под собой деятельность целенаправленную, основанную на собственном практическом опыте, для того, чтобы добиться более высоких результатов в образовательной деятельности, получить кардинально новые и качественные знания и опыт другой педагогической практики.
Современная образовательная деятельность направлена на то, чтобы развить педагога творчески, чтобы он сам искал пути методического решения проблем, чтобы он сам разрабатывал новые методики преподавания, воспитания и развития воспитанников. Основные функции современной образовательной деятельности – изменение целей, форм, методов, технологий, содержания образования и т. д. Для того, чтобы современная педагогическая деятельность была эффективной, необходимо внедрять новые педагогические технологии.
В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие;
2. Дифференцированное обучение;
3. Моделирование, эксперимент, метод проектов;
4. Игровые технологии.
Виды здоровьесберегающих технологий :
1. Медико-профилактические, где протекает контроль над санитарно-гигиеническим режимом, режимом дня, питанием и укреплением здоровья детей.
2. Физкультурно-оздоровительные, куда входит различного рода гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки, музыкально-ритмические и спортивные мероприятия.
3. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка: все мероприятия, направленные на позитивное настроение ребенка.
4. Коррекционные технологии – арт-терапия, направленная на положительную энергетику, радостное пребывание в саду, хорошее здоровье и самочувствие ребенка с ОВЗ. Существует много видов арт-терапии (например, изотерапия, монотипия, рисование на мокрой бумаге и т. д., которые способствуют наилучшему развитию ребенка.
5. Просвещение родителей (беседы, родительские собрания, консультации на разные темы, анкетирование, совместная деятельность ребенка и родителя).
Технология дифференцированного обучения подразумевает под собой отличие способностей детей, темпов их обучения, гендерных различий. Дифференцированное обучение включает в себя выявление умственных, коммуникативных (социальных) особенностей каждого ребенка. Различают дифференциации: во полу, возрасту, уровню развития, личностно-психологическим типам, по уровню здоровья.
Дифференцированное обучение позволяет развивать детям свою индивидуальность, подходить к различным родам занятий по-своему, учитывает уровень развития ребенка так, чтобы на занятиях каждый мог быть занятым, их можно делить на подгруппы. Допустим, детям с высоким уровнем развития предполагаются более сложные задания, нежели, чем детям со средним и слабым уровнем развития. Сильные дети справляются с заданиями самостоятельно, а слабые выполняют их с помощью воспитателя. Разделяя детей на подгруппы можно добиться того, что слабые будут стремиться попасть к сильным, а это означает, что они будут трудиться более усердней, будут творчески подходить к решению вопросов. Успех при таком обучении гарантирован.
Моделирование, эксперимент, метод проектов подразумевает под собой исследовательские технологии, где ребенок становиться более самостоятельным, активным, он будет стремиться к тому, чтобы самому найти ответы на интересующие его вопросы. При таком способе работы они научаться систематизировать свои знания, применять их в практической деятельности. Знания, полученные в ходе реализации проекта становятся достояние личного опыта ребенка, а экспериментирование развивает у них творческие способности и коммуникативные навыки.
Игровые технологии.
В ФГОС ДО игра играем немаловажную роль, она является средством социализации дошкольника. Игровые технологии, хоть и являются развлечением для детей, они так же могут стать средством обучения, воспитания, побуждать к творчеству и труду.
Таким образом, современная образовательная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение эффективности обучения и воспитания детей, а для этого необходимо к каждому ребенку найти отдельный подход, учесть их возрастные особенности и то, что дети с ОВЗ быстрее истощаются психически и физически.
При протекании образовательной деятельности, необходимо учесть эти условия:
1. Темп обучения необходимо замедлить;
2. Опираться главным образом на способности детей;
3. Учитывать все особенности ребенка и подводить его к правильным решениям;
4. Привлекать к предметно-практической деятельности.
Рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения, работающие с детьми с ОВЗ :
1. Развивать моторику детей, с помощью различных игр и заданий;
2. Помогать детям при выполнении заданий;
3. Больше уделять внимание на эмоциональное и психическое состояние детей до проведения занятий;
4. Регулярно составлять план занятий, с учетом особенностей ребенка и его диагнозом;
5. Проводить как индивидуальные занятия, так и групповые занятия с детьми с ОВЗ, что научит ребенка работать в группе, он будет более активным.
Список использованной литературы:
1. Браткова М. В., Караневская В., Титова О. В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в реализации личностно ориентированного подхода в современном образовании// Инновации в образовании. - 2013. - № 10. - С. 19- 26.
2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.
3. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру. / Г. А. Карпюк //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Управление ДОУ. - 2012. - №5. - С. 24-31.
5. Серов, Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб. : Речь, 2001. - С. 64-108.
6. Терновская С. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С. А. Терновская, Л. А. Теплякова // Методист. - 2005. - N4. - С. 61-65.
7. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С. Г. Шевченко – М. : Школьная пресса, 2003. – 96 с.
8. Шутько Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями : инновационные модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014