МААМ-картинки

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Буркова Алина
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья не могут усвоить специальную программу дошкольного образования, у них возникает ряд проблем. Однако согласно закону «Об образовании РФ» все дети имеют равное право на образование, независимо от того, где они проживают, где учатся, имеют нарушения в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Дети с ОВЗ могут иметь: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, у них может проявляться умственная отсталость, задержка в развитии, но самое тяжелое, когда сочетаются несколько нарушений сразу.

Публикация «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Главной задачей работников дошкольного учреждения является: помочь ребенку с ОВЗ, что он может всего добиться и при этом быть на равне со всеми, что он также способен развиваться и двигаться вперед, вместе со своими сверстниками. Образовательная деятельность с такими детьми протекает по специальным методикам, в которых учтены все типы нарушения.

Для того, чтобы организовать правильный воспитательный процесс необходимо знать структуру дефекта, какое именно отклонение у ребенка и поддается ли оно исправлению и коррекции. Поэтому необходимо изучить особенности обучающегося со всех сторон. Это и является главной особенностью воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

В педагогической науке современная деятельность подразумевает под собой деятельность целенаправленную, основанную на собственном практическом опыте, для того, чтобы добиться более высоких результатов в образовательной деятельности, получить кардинально новые и качественные знания и опыт другой педагогической практики.

Современная образовательная деятельность направлена на то, чтобы развить педагога творчески, чтобы он сам искал пути методического решения проблем, чтобы он сам разрабатывал новые методики преподавания, воспитания и развития воспитанников. Основные функции современной образовательной деятельности – изменение целей, форм, методов, технологий, содержания образования и т. д. Для того, чтобы современная педагогическая деятельность была эффективной, необходимо внедрять новые педагогические технологии.

В работе с детьми с ОВЗ применяются следующие педагогические технологии:

1. Здоровьесберегающие;

2. Дифференцированное обучение;

3. Моделирование, эксперимент, метод проектов;

4. Игровые технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий :

1. Медико-профилактические, где протекает контроль над санитарно-гигиеническим режимом, режимом дня, питанием и укреплением здоровья детей.

2. Физкультурно-оздоровительные, куда входит различного рода гимнастики, физкультурные занятия, подвижные игры, прогулки, музыкально-ритмические и спортивные мероприятия.

3. Обеспечение социально-психологического благополучия ребенка: все мероприятия, направленные на позитивное настроение ребенка.

4. Коррекционные технологии – арт-терапия, направленная на положительную энергетику, радостное пребывание в саду, хорошее здоровье и самочувствие ребенка с ОВЗ. Существует много видов арт-терапии (например, изотерапия, монотипия, рисование на мокрой бумаге и т. д., которые способствуют наилучшему развитию ребенка.

5. Просвещение родителей (беседы, родительские собрания, консультации на разные темы, анкетирование, совместная деятельность ребенка и родителя).

Технология дифференцированного обучения подразумевает под собой отличие способностей детей, темпов их обучения, гендерных различий. Дифференцированное обучение включает в себя выявление умственных, коммуникативных (социальных) особенностей каждого ребенка. Различают дифференциации: во полу, возрасту, уровню развития, личностно-психологическим типам, по уровню здоровья.

Дифференцированное обучение позволяет развивать детям свою индивидуальность, подходить к различным родам занятий по-своему, учитывает уровень развития ребенка так, чтобы на занятиях каждый мог быть занятым, их можно делить на подгруппы. Допустим, детям с высоким уровнем развития предполагаются более сложные задания, нежели, чем детям со средним и слабым уровнем развития. Сильные дети справляются с заданиями самостоятельно, а слабые выполняют их с помощью воспитателя. Разделяя детей на подгруппы можно добиться того, что слабые будут стремиться попасть к сильным, а это означает, что они будут трудиться более усердней, будут творчески подходить к решению вопросов. Успех при таком обучении гарантирован.

Моделирование, эксперимент, метод проектов подразумевает под собой исследовательские технологии, где ребенок становиться более самостоятельным, активным, он будет стремиться к тому, чтобы самому найти ответы на интересующие его вопросы. При таком способе работы они научаться систематизировать свои знания, применять их в практической деятельности. Знания, полученные в ходе реализации проекта становятся достояние личного опыта ребенка, а экспериментирование развивает у них творческие способности и коммуникативные навыки.

Игровые технологии.

В ФГОС ДО игра играем немаловажную роль, она является средством социализации дошкольника. Игровые технологии, хоть и являются развлечением для детей, они так же могут стать средством обучения, воспитания, побуждать к творчеству и труду.

Таким образом, современная образовательная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение эффективности обучения и воспитания детей, а для этого необходимо к каждому ребенку найти отдельный подход, учесть их возрастные особенности и то, что дети с ОВЗ быстрее истощаются психически и физически.

При протекании образовательной деятельности, необходимо учесть эти условия:

1. Темп обучения необходимо замедлить;

2. Опираться главным образом на способности детей;

3. Учитывать все особенности ребенка и подводить его к правильным решениям;

4. Привлекать к предметно-практической деятельности.

Рекомендации для воспитателей дошкольного учреждения, работающие с детьми с ОВЗ :

1. Развивать моторику детей, с помощью различных игр и заданий;

2. Помогать детям при выполнении заданий;

3. Больше уделять внимание на эмоциональное и психическое состояние детей до проведения занятий;

4. Регулярно составлять план занятий, с учетом особенностей ребенка и его диагнозом;

5. Проводить как индивидуальные занятия, так и групповые занятия с детьми с ОВЗ, что научит ребенка работать в группе, он будет более активным.

Список использованной литературы:

1. Браткова М. В., Караневская В., Титова О. В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в реализации личностно ориентированного подхода в современном образовании// Инновации в образовании. - 2013. - № 10. - С. 19- 26.

2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 114-117.

3. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру. / Г. А. Карпюк //Старший воспитатель. - 2007 - №6.

4. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ // Управление ДОУ. - 2012. - №5. - С. 24-31.

5. Серов, Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. - СПб. : Речь, 2001. - С. 64-108.

6. Терновская С. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении / С. А. Терновская, Л. А. Теплякова // Методист. - 2005. - N4. - С. 61-65.

7. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с ЗПР / С. Г. Шевченко – М. : Школьная пресса, 2003. – 96 с.

8. Шутько Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями : инновационные модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО»Опыт работы «Эффективные способы, формы и методы вовлечения родителей в жизнь ДОО» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 16 января 2022 в 12:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Буркова Алина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД