Елена Охулкова
Эффективные практики формирования функциональной грамотности педагогом-психологом
▼ Скачать + Заказать документы
«Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», — писал А. А. Леонтьев.
Функциональная грамотность — это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
Публикация «Эффективные практики формирования функциональной грамотности педагогом-психологом» размещена в разделах
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
возможность решать различные (в т. ч. нестандартные) образовательные и жизненные задачи;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и развитию.
Дошкольное образование выступает как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО.
Функциональная грамотность связана с готовностью человека добывать, применять и оценивать знания и умения, а также осуществлять саморазвитие.
В наше время недостаточно иметь академические знания, необходимы абсолютно новые качества – метапознания, метакомпетенции. И на этот запрос времени в системе образования главной приоритетной целью является развитие функциональной грамотности дошкольников.
Реализация функциональной грамотности нового поколения делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога – это необходимый элемент системы управления образовательным процессом.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности, исходя из знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
Важную роль играет личностный результат воспитанника, так как для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл.
Поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т. е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.
Этому во многом способствует психологическое сопровождение образовательного процесса.
Основные направления деятельности педагога-психолога при формировании функциональной грамотности воспитанников :
• Диагностико–коррекционная работа (тесты, беседы и развивающие занятия)
• Психопрофилактическая работа – (обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей)
• Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются педагоги, родители
Формирование функциональной грамотности на моих коррекционно-развивающих занятиях происходит благодаря различным упражнениям на развитие внимания («Хлопушка», «Волшебное слово» и др.) и логического мышления («Для чего», «Пятый лишний» и др).
Для развития учебной мотивации я использую следующие игры: «Птичка», «Узоры» и др.
На формирование коммуникативных навыков, с детьми мы играем в «Вежливые слова», «Подарок на всех» и др.
Для коррекции тревожности, я использую такие игры как «Винегрет», «Волшебный стул» и др.
Для развития воображения «Выдумай историю», «Придумай назначение предмета» и др.
Для формирования эмоционального интеллекта с детьми я играю в «Шесть эмоций на моем лице», «Угадай по голосу», «Рисуем настроение» и др.
Для повышения функциональной грамотности дошкольников я использую групповые формы работы, а именно социально-психологические тренинги в группе детей, что позволяет формировать у дошкольников главные функциональные качества личности : инициативность, коммуникативность.
Эффективность работы психолога в реализации данного опыта, позволяет:
1. Повысить уровень развития мыслительных операций.
2. Сформировать адаптивную к окружающей среде личность, способную грамотно применять мыслительные операции в повседневной жизни, что ведет к повышению функциональной грамотности человека на всех этапах его развития и жизни.
3. Выявить уже на начальных этапах обучения воспитанников с недостаточным развитием мыслительных процессов и подобрать те коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые будут направлены на восстановление или развитие конкретной операции в структуре интеллекта данного ребенка.
4. Сформировать устойчивую положительную мотивацию к усвоению знаний, социальных и моральных норм, культуры своей страны через возможность более полного их осознания.
5. Подобрать совместно с воспитателями наиболее действенные и работающие для данной группы педагогические приемы и технологии.