Лучший педагог года

Опыт работы «Эффективные формы активного взаимодействия с родителями» (3 фото)

Марина Волкова
Опыт работы «Эффективные формы активного взаимодействия с родителями»

Каждая семья, имеющая малыша, знает, что наступит время, когда их ребёнок пойдет в детский сад.

Работа с родителями очень трудна и очень интересна. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей.

Публикация «Опыт работы „Эффективные формы активного взаимодействия с родителями“» размещена в разделах

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое внимание уделяется работе с родителями. В нем говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из требований к условиям является требование обеспечения поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

Исходя из всего выше сказанного мы поставили перед собой следующую цель и задачи по её достижению.

Цель:

установление партнерских отношений между участниками педагогического процесса, создание атмосферы доверия, приобщение родителей к жизни детского сада.

Задачи:

• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;

• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

• изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;

• открытость детского сада семье;

• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.

Работу с родителями строим, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. Полученные данные используем для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми формирование личности ребенка.

Необходимо планировать содержание работы, выбрать формы сотрудничества.

Все формы с родителями подразделяются на традиционные и нетрадиционные.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Татьяна Викторовна Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм взаимодействия с родителями

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения

Информационно-аналитические- выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности-проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые-установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми-совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные-ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей-семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские-ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей-информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Подробную информацию об этих формах вы можете получить из книги:

Зверева О. Л., Кротова Т. В.

Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ).

К этим формам я бы еще добавила интерактивные: общение на сайте детского сада, создание своей группы в соцсетях.

Работа с родителями

– это сложная и важная часть деятельности педагогов

С целью изучения семьи, выяснения потребностей родителей, установления контакта с членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу со сбора данных. Для этого использовали различные анкеты. («Сотрудничество воспитателя и семьи», «Готов ли Ваш ребенок к детскому саду», «Адаптация в группе»). Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Стремимся создавать в группе уют и теплоту. Родители с радостью идут на родительские собрания, так как знают, что будет что-то интересное и познавательное. С интересом относятся родители к рекомендациям, советам. Они знают, что не услышат упреков и неудовольствия воспитателей. Наоборот, вместе мы находим ответы на волнующие темы, обсуждаем педагогические ситуации, на что надо обратить внимание и каким образом помочь ребенку. Родительские собрания сближают, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь.

В родительском уголке размещается полезная информация. Главное делать содержание родительского уголка кратким, ясным, разборчивым, интересным, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию, а нам наполнить уголок самой свежей и полезной информацией.

Проводя родительские консультации, мы стремимся дать родителям квалифицированный совет, научить, подсказать.

Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

В этом году мы попробовали организовать досуговые формы общения. Они призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Был организован фольклорный досуг «Ай да пряничек!» Роли деда, бабы и пряничка сыграли родители группы. На роль Мастерицы была приглашена….Попросил дед бабку испечь ему пряничек, а бабка пряники печь не умеет. Пришлось звать на помощь Мастерицу, которая научила Бабку и всех присутствующих печь городецкие прянички. Закончилось развлечение совместным чаепитием.

А на следующем мастер-классе родителей научили готовить соленое тесто для лепки. Тесто очень пластично, приятно на ощупь, податливо. Детям очень нравится лепить из него, вдавливать в него различные украшения (фасоль, бусины и т. д.). Дома родители вместе с детьми испекли прянички. Вот что из этого получилось.

Следующая досуговая форма работы с родителями это выставки семейного творчества. Такие выставки, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Родители проявляют интерес, создают разнообразные с детьми поделки, рисунки, фотогазеты, активно участвуют в выставках.

В современных условиях трудно обойтись без поддержки родителей, а именно поэтому у нас в группе многое сделано руками мам и пап наших воспитанников, это и разнообразные пособия, как для группы, так и для участка. Такие же пособия появились и у них дома.

Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Позиция наших родителей, как воспитателей, стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Мы убеждены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в ДОУ важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивает и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей

Опыт работы «Эффективные формы активного взаимодействия с родителями»
Фото «Эффективные формы активного взаимодействия с родителями»
Опыт работы - фото
Файл "https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-334473-1588874577.jpg" не найден!
Файл "https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-334473-1588874872.jpg" не найден!
Публикации по теме:

Консультация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» «Аудио-видиогостиная как эффективная форма работы с семьей» Сивиринова.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы)Формы взаимодействия с родителями (из опыта работы) Достигнуть всестороннего развития ребенка невозможно без поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. А потому свою.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро»Фотоотчет «Партнерские формы взаимодействия с родителями в рамках реализации проекта «При солнышке тепло, при матери добро» Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации ставят взаимодействия с семьей на одно из ведущих мест. Родители.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Занимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителямиЗанимательные игры, как форма активного взаимодействия с родителями Известно, что тесное взаимодействие педагогов и родителей – залог успешного функционирования дошкольного учреждения в решении задач обучения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Эффективные формы активного взаимодействия с родителями»
Опубликовано: 7 мая 2020 в 20:51
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Эффективные формы активного взаимодействия с родителями»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки