Рыкова Марина Владимировна
Организация системы методической работы по сопровождению ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной целью педагогических коллективов ДОУ с момента утверждения ФГОС ДО приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 является изучение его целей, задач, принципов и сам процесс осуществления введения Стандарта в образовательную деятельность своих организаций.
ФГОС ДО рассматривается его разработчиками как инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, как инструмент повышения его качества и выхода отечественного образования на международный уровень. Этой же задаче сопутствует и приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» от 18.10.2013 г. № 554н (далее – Стандарт педагога).
Публикация «Организация системы методической работы по сопровождению ФГОС ДО» размещена в разделах
Эти два нормативно-правовых документа предполагают:
- новые профессиональные компетенции воспитателей;
- знание педагогами образовательной программы ДО и инновационных методик;
- владение инновационными технологиями;
- реализацию в ДОУ программ инклюзивного образования;
- мониторинг результативности своих педагогических воздействий на детей;
- взаимодействие с семьями и вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ;
- содействие позитивной социализации дошкольников и другие новые аспекты профессиональной деятельности.
Как мы помним, вместе с утверждением Стандарта было принято и решение о его поэтапном, до 2016 г., введении в ДОУ страны.
Однако не всегда педагогическим коллективам удавалось самостоятельно найти ответы на вопросы, возникающие в ходе введения ФГОС ДО. Методическая служба каждого ДОУ была призвана помочь внести изменения в организацию педагогического процесса в группах своей организации, донести до сведения педагогов современные научные, методические и справочные материалы, соответствующие ФГОС ДО, и помочь воспитателям достичь качественного, высокого уровня осуществления образовательной деятельности в каждой возрастной группе.
Однако возникали трудности в связи с отсутствием методических рекомендаций по внесению конкретных изменений в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС ДО.
Вызывали затруднения и конкретные способы методической работы по решению вопроса пересмотра приоритетов профессиональной деятельности и приведения ее в соответствие со Стандартом педагога.
На сегодняшний день коллективы ДОУ составили образовательные программы, педагоги прошли курсы повышения квалификации, заняты самообразованием. Главная задача методической работы сегодняшнего дня – объяснить, как же теперь нужно работать.
Остаются вопросы о том, какими конкретно педагогическими компетенциями должен обладать современный воспитатель? Как же конкретно проводить педагогическую диагностику и разрабатывать индивидуальную образовательную траекторию развития (ИОТР) каждого ребенка? Какими должны быть структура и содержательный аспект ежедневных планов воспитателей?
На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Понятно, что большая часть мероприятий по введению ФГОС ДО в ДОУ (нормативное, материально-техническое, кадровое, финансово-экономическое обеспечение) относится к уровню компетентности руководителя ДОУ, но мы остановимся на вопросах, решение которых должно происходить одновременно на двух уровнях: методической службы и педагогов образовательной организации.
Кроме вопросов, относящихся к области ответственности старшего воспитателя: создание плана методического сопровождения поэтапного введения ФГОС ДО, написание образовательной программы, консультирование педагогов, должна существовать и ответственность каждого педагога, который усваивает и приступает к реализации требований Стандарта. Без усилий воспитателя не может быть создана вариативная часть ООП ДО, осуществлена педагогическая диагностика, на основе которой будут разработаны и реализованы ИОТР детей группы. Без личной мотивации и усилий самого педагога не могут быть реализованы педагогические компетенции воспитателя, невозможно достижение высокого качества образовательной деятельности.
В ФГОС ДО в п. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей». Т. е. появился новый термин - «педагогические компетенции», но при этом конкретного перечня компетенций нет.
Обратимся к понятию «компетенции». В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности.
В Стандарте педагога вполне конкретно обозначены трудовые действия, необходимые умения, необходимые знания, другие характеристики. Касающиеся соблюдения правовых, нравственных и этических норм и требований профессиональной этики. Термин «педагогические компетенции» в этом документе не употребляется. Только в разделе «Необходимые умения» можно прочесть о том, что воспитатель должен владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Изучение и детальный анализ ФГОС и Стандарта педагога помогают понять, что педагогические компетенции являются составной частью общепедагогической функции, а, следовательно, и педагогической компетентности.
Какими же основными компетенциями должен обладать воспитатель для создания условий развития детей? Закономерно предположить, что эти компетенции определяются основными задачами, целями и принципами ФГОС и требованиями Стандарта педагога. Развитие практической готовности педагогов к реализации ФГОС ДО – это задача не только методической, но и при наличии, психологической службы ДОУ. Совместно реализуемые этими службами методико-психологические мероприятия могут затрагивать основные принципы, задачи и цели, обозначенные в ФГОС ДО. На таких мероприятиях лучше рассматривать те темы, которые в соответствии с новой образовательной парадигмой являются очень актуальными: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации ОО Стандарта», «Познавательно-исследовательская деятельность с дошкольниками», «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ», «ИКТ в детском саду», «Эффективное применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности», «Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» и т. д.
Так как организация вышеперечисленных мероприятий по введению ФГОС ДО в ДОУ в системе методической работы дошкольных учреждений продолжается и сейчас, то такая система изучения и внедрения Стандарта несомненно повлечет за собой изменения в содержании образовательной деятельности воспитателя с детьми, повлияет на стиль его взаимодействия с родителями и будет способствовать совершенствованию его педагогических компетенций, предъявляемых к нему и ФГОС ДО и Стандартом педагога.
Несомненно, методическое сопровождение введения ФГОС ДО в образовательный процесс всех образовательных учреждений обеспечивал план поэтапного внедрения ФГОС ДО в своей организации, разрабатываемый старшим воспитателем совместно с заведующим, структурированный по следующим направлениям деятельности:
- нормативное (формирование банка данных нормативно-правовых документов, регламентирующих введение ФГОС ДО, внесение изменений в Устав, корректировка приказов, локальных актов, разработка ООП ДО, обеспечение методической литературой в соответствии с ФГОС, приведение должностных инструкций работников ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС);
- организационное (создание и организация деятельности рабочей группы по введению ФГОС, изучение материалов Министерства образования РФ по введению ФГОС и ознакомление с ними работников);
- кадровое (создание плана-графика курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников, повышение квалификации через систему внутреннего обучения, корректировка годового плана ДОУ с учетом требований ФГОС);
- научно-методическое (различные формы методической работы по изучению и внедрению ФГОС в работу ДОУ);
- информационное (размещение на сайте информационных материалов о введении ФГОС, информирование родителей, публичные отчеты о ходе и результатах введения ФГОС);
- финансово-экономическое (определение объема расходов материально-технического обеспечения ДОУ для перехода на ФГОС, внесение изменений в локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работникам ДОУ, заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками);
- материально-техническое (обеспечение соответствия материально-технического и санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС и СанПиН).
План выстраивался исходя из требований нормативно-правового обеспечения реализации ФГОС с обязательным учетом особенностей коллектива педагогических работников (образовательного, квалификационного и стажевого уровней) и особенностей контингента воспитанников (наличие групп компенсирующей направленности, присутствие в группах детей с ОВЗ, наличие групп кратковременного пребывания).
Возвращаясь к поставленным в начале моего выступления вопросам, напомню, что реализация ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей в каждой возрастной группе.
П. 3.2.3 ФГОС ДО гласит, что «такая оценка проводится воспитателем в рамках педагогической диагностики: оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой».
К сожалению, в методической литературе от самих разработчиков ФГОС нет методики осуществления педагогической диагностики и конкретных форм ее проведения. Поэтому, определение системы и методики осуществления педагогической диагностики неизбежно является одной из важных задач каждого ДОУ для создания внутренней системы оценки качества эффективности образовательной деятельности в части реализации требований к результатам освоения ООП ДО.
Для воспитателей новый подход в соответствии с требованиями ФГОС к осуществлению педагогической диагностики представляет определенные затруднения, и задача старшего воспитателя – помочь в разработке критериев и методики ее проведения, заполнения таблиц результатов мониторинга, а также определения примерной формы и методики разработки ИОТР ребенка на основе результатов, полученных в ходе педагогической диагностики.
В соответствии с новыми требованиями для сбора диагностических данных педагог должен использовать исключительно метод наблюдения, не проводя тестирования. Наблюдения могут быть дополнены свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем воспитатель может провести диагностическую ООД, в которую включены специально разработанные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок овладел программными задачами образовательных областей Стандарта. Эти результаты позволят воспитателю оценить индивидуальную динамику усвоения ООП каждым ребенком и, реализуя принцип индивидуализации образовательной деятельности, скорректировать свои дальнейшие педагогические действия при построении конкретной ИОТР каждого ребенка возрастной группы.
Таким образом, мы понимаем, что результаты диагностики индивидуального развития детей используются исключительно для оценки эффективности педагогических действий самого воспитателя и дальнейшей коррекции своих действий для эффективности решения с каждым ребенком образовательных задач программы.
Важно и то, что в соответствии с ФГОС ДО осуществляется принцип отказа от усредненного нормирования уровня развития: «норма», «выше или ниже нормы». Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании развития ребенка, неизбежно ведущего к «навешиванию ярлыков» на детей и представлению некорректной оценки его уровня развития: высокий, средний, низкий. Для избежания этого, при проведении педагогической диагностики необходимо руководствоваться принципом оценки конкретных затруднений ребенка, которые можно лаконично формулировать в соответствии с тем или иным разделом каждой из пяти образовательных областей и четырех основных видов игровой деятельности. Например, в листе педагогической диагностики индивидуального развития детей подготовительной группы по речевому развитию, можно сформулировать и указать следующие затруднения: не отработана интонационная выразительность речи или не усвоены жанровые различия произведений художественной литературы и др.
Таким образом, конкретно сформулированные проблемы ребенка в усвоении образовательной программы, позволят воспитателю выстроить индивидуальную образовательную траекторию развития (ИОТР) каждого воспитанника своей группы, не усвоившего по той или иной причине конкретные задачи и определенное содержание образовательных областей Стандарта, реализуемых посредством используемой в ДОУ программы дошкольного образования.
В соответствии с требования ФГОС ИОТР разрабатывается:
- для детей, не усвоивших основную образовательную программу ДОУ;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Какова процедура разработки ИОТР?
1. Обсуждение результатов мониторинга
2. Рекомендация на осмотр детей специалистами ПМПк.
3. ПМПк формирует список детей, нуждающихся в более развернутой ИОТР, включающей вариативные учебные планы и образовательные программы, специальные педагогические технологии. Все это осуществляется воспитателей группы совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом ДОУ, но после психологической диагностики, осуществленной педагогом-психологом с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
Для детей, не включенных ПМПк в такой список, воспитатели используют и реализуют разработанные ими несложные варианты ИОТР, которые вполне выполнимы при качественном осуществлении воспитателем своих педагогических компетенций.
Говоря о педагогической диагностике и разработанной на ее основе ИОТР, следует отметить, что причиной любой проблемной ситуации ребенка выступают как сам ребенок и его социальное окружение, так и результативность педагогических воздействий воспитателя в группе. В сложных ситуациях требуется объективный анализ проблемы, учет психологического климата в семье, стиля семейного воспитания, типа семьи, в которой воспитывается ребенок.
Специалисты сопровождения (воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) осуществляют психолого-педагогическую поддержку ребенка до тех пор, пока проблема не будет решена, а ИОТР ребенка полностью исполнена.
С принятием ФГОС закономерно встал вопрос об основных подходах к календарному планированию образовательной деятельности. Анализ требований Стандарта неизбежно влечет за собой изменения структуры и содержания календарного планирования образовательной работы в группах в соответствии с основными принципами, целями и задачами ФГОС.
Задача старшего воспитателя, исходя из профессионального и квалификационного уровня, возможностей педагогической компетентности педагогов и особенностей ДОУ, разработать компоненты структуры календарного плана и перечень ежедневно планируемых содержательных аспектов образовательной деятельности.
Проанализируем разделы Стандарта, выделив содержательные аспекты, которые необходимо учесть в процессе календарного планирования.
В ходе планирования необходимо учесть заложенные в Стандарте требования к «реализации программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка» (п. 1.2).
При анализе требований Стандарта мы не можем не обратить внимание на новое и важное требование: в соответствии с ФГОС должны «учитываться: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья» (1.3).
Нельзя не отметить и п. 2.7 Стандарта, в котором говорится о реализации образовательных областей в различных видах деятельности, таких как: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Обратим внимание и на такой аспект Стандарта (п. 2.8, как «содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому».
При планировании следует учесть требования Стандарта, направленные на «создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды» (п. 3.1).
Для определения структуры календарного плана следует учесть и следующий аспект ФГОС : «… в содержательном разделе программы должны быть представлены:
- особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
- способы и направления поддержки детской инициативы;
- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» (п. 11.2).
Воспитателю, осуществляющему календарное планирование в соответствии с ФГОС, следует учитывать, что «педагогические работники, реализующие программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 настоящего Стандарта» (п. 3.4.2). К этому положению Стандарта хочется привлечь особое внимание, ведь требование «обладать основными компетенциями» предъявляется к каждому педагогу, ибо качество образовательной деятельности напрямую зависит от уровня квалификации, творческого потенциала и профессионализма самого воспитателя.
Для определения содержательных аспектов календарного планирования необходимо учитывать и то, что «требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования» (п. 4.1).
Исходя из вышеизложенного анализа содержания ФГОС, представляется возможным определить структуру и содержательный аспект календарного планирования образовательной деятельности с детьми в соответствии со Стандартом:
- непосредственно организованная деятельность (все виды организованной образовательной деятельности: ее темы, методов и приемов, ИКТ-технологий);
- образовательная деятельность в ходе режимных моментов в течение дня (планирование методов формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, видов общения, методов использования художественного слова, всех видов игр, видов двигательной формы активности, деятельности по восприятию произведений художественной литературы, конструирования, художественно-изобразительной деятельности, музыкальной деятельности);
- индивидуализация образовательной деятельности (отражение в планировании образовательной траектории развития детей с особыми образовательными потребностями, учет индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, отражение системы приоритетного направления работы воспитателей, дифференцированный подход в осуществлении гендерной направленности образовательной деятельности);
- образовательная деятельность совместно с семьей (включение родителей в образовательную деятельность, методы оказания поддержки родителям, тем информационных материалов для стенда «Родительский уголок»);
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда (указание в планах использования методических пособий и дидактических материалов для осуществления образовательной деятельности с детьми, указание игрового материала, электронных образовательных ресурсов);
- планирование условий для позитивной социализации детей посредством специфических форм детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и творческой (планирование тем детского экспериментирования, тем и видов деятельности с учетом этнокультурных практик, методов развития коммуникативных способностей).
Старший воспитатель должен помочь педагогам ДОУ выбрать для своего календарного плана перечень ежедневно планируемых содержательных аспектов образовательной деятельности с детьми своей возрастной группы. Желательно, чтобы структура календарного плана была единой для всех воспитателей конкретного детского сада.