Валерия Половникова
Эффективность использования технологии проектной деятельности в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.
Публикация «Эффективность использования технологии проектной деятельности в развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
С каждым годом наука об образовании вводит все более и более высокие требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одной из основных педагогических задач является разработка и применение на практике современных образовательных технологий, способствующих обучению и воспитанию детей.
Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Поэтому основной задачей педагогов является повышение эффективности обучения воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО, выбор таких средств, методов и форм организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на повышение качества образования детей, а также на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Таким образом, разные педагогические системы и технологии обучения и воспитания должны дополнять друг друга, и быть в гармонии с целостными педагогическими системами прошлого, а также были адаптированы для применения в работе с детьми дошкольного возраста.
Я считаю, что использование современных образовательных технологий в образовательном процессе актуально, эффективно и современно. Потому, что у ребят появляется возможность исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Я думаю, что каждый педагог должен использовать современные образовательные технологии в воспитании детей. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается «фундамент», который в дальнейшем гарантирует успешное обучение наших детей.
Также стоит отметить то, что технологии невозможно представить без творчества, любую из них нужно адаптировать под себя и конкретные условия, в которых она реализуется.
Поэтому при использовании образовательных технологий в своей работе ставлю следующие задачи:
• повысить свой уровень самообразования, освоив современные технологии обучения;
• применить полученные знания на практике;
• определить эффективность современных педагогических технологий;
• повысить качество образования воспитанников.
Современная дошкольная педагогика и психология имеют в своем арсенале множество новых уникальных методик, программ, технологий и разработок. С целью повышения эффективности педагогического процесса, обеспечения полноценного разностороннего развития каждого воспитанника я особое внимание уделяю следующим современным образовательным технологиям :
- личностно-ориентированные технологии с целью разностороннего и творческого развития ребенка в процессе совместной деятельности с педагогом. Общение с детьми выстраиваю на основе взаимопонимания, доверия, открытости и заинтересованности в их судьбе и проблемах.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и, проживая на Крайнем Севере особо актуально применение здоровьесберегающих технологий.
В процессе работы я использую подвижные игры (выбирая их по темам недели, по особенностям развития детей, по их интересам); динамические паузы, которые включают в себя гимнастики для глаз, дыхательные; минутки релаксации (под спокойную классическую музыку или звуки природы); пальчиковые игры (которые подбираем в зависимости от предшествующих игр, темы занятий); самомассаж и массаж с использованием музыки В. Железновой; «Гимнастику маленьких волшебников» С. В. Хрущёва. Также использую коррекционные технологии (арт-терапию, сказкотерапия, психогимнастику).
Большую помощь в организации образовательной деятельности мне оказывают игровые технологии. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время НОД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.
При выстраивании своего образовательного процесса использую народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками в качестве эффективного игротерапевтического средства. При использовании данных игр происходит развитие чувства любви к Родине, приобщение к культурным истокам и культурному наследию страны. практической деятельности я использую следующие игровые технологии :
- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);
- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД. Игровые моменты проникают во все виды деятельности детей, широко использую различные развивающие, творческие, подвижные игры.
В своей практике я использую игры – задания для рабочего настроя. «Настроение», «Что слышно?», игра с клубком «Подари комплимент другу», «Делай как я!».
Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.
Используемые игровые приемы обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают дошкольников к овладению новыми знаниями. Единая сюжетная линия на протяжении всего занятия способствует погружению ребенка в игру, и обучающая задача идет для него вторым планом, на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса. Одним из преимуществ игровых технологий является то, что игра всегда требует активных действий каждого ребенка, поэтому с помощью нее при проведении образовательной ситуации организую не только умственную, но и двигательную активность детей.
При использовании данной технологии проявляю доброжелательность, умение сопереживать, оказываю эмоциональную поддержку. Как старший товарищ создаю спокойный комфортный психологический климат в совместной игре детей.
Информационно-коммуникационную технологию применяю при поиске и систематизации иллюстративного и методического материала для организации и проведения образовательной деятельности;; при создании мультимедийных презентации к занятиям, в работе с родителями (итоговые презентации по темам недели) в программе Рower Рoint; ведение групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, отчеты); при оформлении информационных стендов для родительских уголков, папок-передвижек, создаю буклеты, консультации, памятки для родителей.
Систематическое использование электронных образовательных программ в сочетании с традиционными методами обучения значительно повысило эффективность образовательного процесса.
При осуществлении работы с родительской общественностью использование информационно-коммуникационных технологий способствовало созданию качественной консультативной продукции: памяток, информационных листовок. В групповой ячейке регулярно обновляются стенды и наглядные материалы, повышающие педагогическую компетентность родителей.
Я, как воспитатель, шагающий в ногу со временем, в своей работе активно применяю технологию проектной деятельности.
Современная жизнь ставит человека в изменчивые условия, требует от него решения многочисленных задач. Их эффективное выполнение невозможно без определенного опыта деятельности по поиску подходов к проблеме, прогнозирования действий, проведения анализа результатов. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Следовательно, педагог ДОУ должен быть подготовлен к осуществлению этой работы. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В течение учебного года в нашей группе были реализованы следующие проекты :
1. Исследовательский, творческий «Мастерская деда мороза»;
2. Познавательно – творческий «Любимые сказки Пушкина»;
3. Познавательно – творческий «Край, в котором мы живем»;
4. Информационно - познавательно – оздоровительный «Разноцветные странички лета»
5. Продуктивный, творческий, познавательно-исследовательский – «LEGO- конструирование»;
6. Познавательно – творческий ко Дню матери "Мама – солнышко мое"
7. игровые -«Русские народные игры» (Праздник «Широкая масленица», Иван Купала….);
8. проекты для развития конструктивных навыков - «Создаем огород на окошке».
Приняли участие в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь».
-O- Публиковала проекты -O- Участие в конкурсах -O- ФОТОВЫСТАВКИ, ИТОГОВЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ СОЗДАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, СОЗДАНИЕ БУКЛЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В результате проектной деятельности у детей формируется положительная мотивация к процессу познания. Дети стали более активными, расширился круг задаваемых ими вопросов. Высказывают свои предположения, идеи для решения проблемы. Активно помогают в подготовке презентации (участие в празднике, оформление выставки, книжек, изготовление подарков).
Проектная технология в воспитании и обучении дошкольников позволяет лучше узнать детей, проникнуть в их внутренний мир.
Данная работа позволила повысить уровень познавательного развития детей на 23 %, обогатить познавательно – образовательное пространств в группе.
В результате использования разных образовательных технологий жизнь наших детей стала более насыщенной, разнообразной, богатой на впечатления. Они познакомились с новыми играми, развился познавательный интерес, они стали более любознательными и самостоятельными. Научившись работать на новом, современном уровне, главным ориентиром для себя мы поставили познавательный процесс в его развивающем состоянии.
Вследствие одновременного воздействия нескольких педагогических технологий осуществляю дифференцированный подход к развитию воспитанников.
Таким образом, внедрение в процесс обучения воспитанников моей группы современных образовательных технологий, а в частности, технологии проектной деятельности способствовало обогащению содержания обучения, придало ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса дошкольников. Систематическое использование в педагогическом процессе современных образовательных технологий позволило повысить уровень физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития воспитанников моей группы, адаптировать их в обществе, воспитать у них и членов их семей потребность в здоровом образе жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :
1. «Современные образовательные технологии» Г. К. Селевко, Москва, «Народное образование», 1998г.
2. «Инновационная деятельность в ДОУ» К. Ю. Белая, Москва, «Сфера», 2005г.
3. «200 ответов на вопросы заведующей детским садом» К. Ю. Белая, Москва, «АСТ», 1997г.
4. «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров, Москва, «Линка - Пресс», 2000г.
5. «Воспитание здорового ребёнка» М. Д. Маханёва, Москва, «Аркти», 1999г.
6. «Играйте на здоровье!» Л. Н. Волошина, Москва, «Аркти», 2004г.
7. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе» И. В. Чупахина, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова, Москва, «Народное образование», 2006г.
8. «Большая книга Монтессори» Д. А. Орлова, Санкт – Петербург, «Прайм – ЕВРОЗНАК», 2008г.
9. «Хрестоматия игровых приемов обучения» В. М. Букатов, А. П. Ершова, Москва, «Первое сентября», 2000г.
10. «Игра в образовательном процессе» М. Г. Ермалаева, Методическое пособие. - СПб. : СПбГУПМ, 2003г.
11. «Занятия по ТРИЗ в детском саду» С. И. Гин, Минск, «ИВЦ Минфина», 2007г.