Мячина Галина Вячеславовна
Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ТНР и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного средства обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к обучению на занятиях, учителю-логопеду необходимо использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Темочки:
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка:
использование новых моделей компьютера
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
Сложная структура нарушений при нарушении речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития детей с ТНР, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;
активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия, развития способностей детей с ТНР: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности, повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.
Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :
Активизировать познавательную деятельность детей;
Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;
Повышать интерес к обучению (мотивация);
Осуществлять дифференцированный подход;
Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей;
Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).
Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:
При объяснении (введении) нового материала;
При закреплении;
При повторении;
При обобщении;
При обследовании;
При подготовке и проведении занятий логопед использует электронные ресурсы учебного назначения:
Презентации;
Ребусы, анаграммы, кроссворды;
Ресурсы Интернет;
Развивающие flash-игры.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Презентация:
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
Усиливает воздействие выступления
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания, которые выражаются различными направлениями коррекционной работы.
«Артикуляционная гимнастика».
При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Для работы с детьми над звукопроизношением я использую в работе программы «Логопед для вас», «Умочка». Программы помогают в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов - картинок. Ребёнок сам воспроизводит слова, тем самым отрабатывая его в речи. В программах также записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).
Развитие лексико-грамматических средств языка. Возможности использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико - грамматических средств языка и связной речи. У детей с помощью интересных, занимательных видео-презентаций, обучающих рассказов (видео) по той или иной лексической теме, обогащается, пополняется словарный запас, эффективнее развивается связная речь.
Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», «Учимся говорить правильно», а также в компьютерной программе «Игры для тигры», созданных при участии опытных логопедов. Виды заданий разнообразны: «Послушай – определи нужный звук» (изолированный, в слоге, в слове)», «Распредели картинки по наличию звука», «Посчитай слоги».
Подготовка к обучению грамоте. Для подготовки к обучению грамоте эффективны «Букварик - Смешарик», «Игры для тигры», «Баба Яга учит буквы». Эти компьютерные игры позволяют соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.
Таким образом, ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно - образное мышление.
В системе коррекционно - развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.
1. Работа с детьми :
индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;
подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;
речевые праздники и развлечения с использованием слайд - шоу;
диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).
2. Работа с родителями:
интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;
электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);
Консультативно - методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);
творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).
3. Работа с педагогами:
мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;
семинары - практикумы с просмотром видео - зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).
Подготовила: Мячина Г. В.