МААМ-картинки

Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР

Мячина Галина Вячеславовна
Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ТНР  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного средства обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к обучению на занятиях, учителю-логопеду необходимо использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

Темочки:

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия  для сбережения здоровья ребенка:

использование новых моделей компьютера

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

     Сложная структура нарушений при нарушении речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

       Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития  детей с ТНР, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;

 активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия,   развития способностей детей с ТНР: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности,  повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

 Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :   

Активизировать познавательную деятельность детей;

Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;

Повышать интерес к обучению (мотивация);

Осуществлять дифференцированный подход;

Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей;

Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

   Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:

При объяснении (введении) нового материала;

При закреплении;

При повторении;

При обобщении;

При обследовании;

При подготовке и проведении занятий логопед использует электронные ресурсы учебного назначения:  

Презентации;

 Ребусы, анаграммы,  кроссворды;

Ресурсы Интернет;

Развивающие flash-игры.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию.  

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.  

  Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

    Презентация:

Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

Усиливает воздействие выступления

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания, которые выражаются различными направлениями коррекционной работы.

«Артикуляционная гимнастика».

 При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Для работы с детьми над звукопроизношением я использую в работе программы «Логопед для вас», «Умочка». Программы помогают в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов - картинок. Ребёнок сам воспроизводит слова, тем самым отрабатывая его в речи. В программах также записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).

Развитие лексико-грамматических средств языка. Возможности  использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико  - грамматических средств языка и связной речи. У детей с помощью интересных, занимательных видео-презентаций, обучающих рассказов (видео) по той или иной лексической теме, обогащается, пополняется словарный запас, эффективнее развивается связная речь.

Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», «Учимся говорить правильно», а также в компьютерной программе «Игры для тигры», созданных при участии опытных логопедов.   Виды заданий разнообразны«Послушай – определи нужный звук» (изолированный, в слоге, в слове)», «Распредели картинки по наличию звука», «Посчитай слоги».

Подготовка к обучению грамоте.  Для подготовки к обучению грамоте эффективны «Букварик - Смешарик», «Игры для тигры», «Баба Яга учит буквы». Эти компьютерные игры позволяют соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Таким образом, ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно - образное мышление.

   В системе коррекционно - развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

1. Работа с детьми :

индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;

подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;

речевые праздники и развлечения с использованием слайд - шоу;

диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

2. Работа с родителями:

интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;

электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);

Консультативно - методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);

творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

3. Работа с педагогами:

мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;

семинары - практикумы с просмотром видео - зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;

презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;

творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Подготовила: Мячина Г. В.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда»Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда» Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. В наше время придумали.

Фотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работеФотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работе ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются мной в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятияхИспользование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Использование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопедаИспользование сервиса «МAAM-Картинки» в работе учителя-логопеда Использование сервиса «МААМ-Картинки» в работе учителя-логопеда. В своей деятельности любой учитель-логопед постоянно ищет различные способы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР
Опубликовано: 18 августа 2024 в 11:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Мячина Галина Вячеславовна (УИ 1551886) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!
21 января 2025 вторник
Устраиваем день обнимашек в детском саду



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД