Лучший педагог года

Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР

Мячина Галина Вячеславовна
Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ТНР  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного средства обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к обучению на занятиях, учителю-логопеду необходимо использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  

Публикация «Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР» размещена в разделах

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия  для сбережения здоровья ребенка:

использование новых моделей компьютера

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

     Сложная структура нарушений при нарушении речи определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

       Отмечая, что новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании, прежде всего, с целью коррекции нарушений и общего развития  детей с ТНР, особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Цель использования ИКТ в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса;

 активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия,   развития способностей детей с ТНР: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности,  повышение самооценки в интеллектуальной деятельности, уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

 Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет :   

Активизировать познавательную деятельность детей;

Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;

Повышать интерес к обучению (мотивация);

Осуществлять дифференцированный подход;

Эффективно отрабатывать навыки чтения, письма, развития творческих способностей;

Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

   Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе:

При объяснении (введении) нового материала;

При закреплении;

При повторении;

При обобщении;

При обследовании;

При подготовке и проведении занятий логопед использует электронные ресурсы учебного назначения:  

Презентации;

 Ребусы, анаграммы,  кроссворды;

Ресурсы Интернет;

Развивающие flash-игры.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к логопедическим занятиям  можно назвать мультимедийную презентацию.  

Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.  

  Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

    Презентация:

Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами

Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации

Усиливает воздействие выступления

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, детям предлагаются творческие задания, которые выражаются различными направлениями коррекционной работы.

«Артикуляционная гимнастика».

 При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Для работы с детьми над звукопроизношением я использую в работе программы «Логопед для вас», «Умочка». Программы помогают в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов - картинок. Ребёнок сам воспроизводит слова, тем самым отрабатывая его в речи. В программах также записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).

Развитие лексико-грамматических средств языка. Возможности  использования ИКТ при отрабатывании навыка развития слоговой структуры слова на занятиях по формированию лексико  - грамматических средств языка и связной речи. У детей с помощью интересных, занимательных видео-презентаций, обучающих рассказов (видео) по той или иной лексической теме, обогащается, пополняется словарный запас, эффективнее развивается связная речь.

Фонематические процессы у детей развиваются в речевых играх, при составлении звуковых схем, при обучении чтению. Но применение компьютерных игр с игровыми заданиями вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение, ясный голос диктора (который непосредственно и искренне восхищается успехами ребёнка) – всё это есть в мультимедийном продукте «Развитие речи», «Учимся говорить правильно», а также в компьютерной программе «Игры для тигры», созданных при участии опытных логопедов.   Виды заданий разнообразны«Послушай – определи нужный звук» (изолированный, в слоге, в слове)», «Распредели картинки по наличию звука», «Посчитай слоги».

Подготовка к обучению грамоте.  Для подготовки к обучению грамоте эффективны «Букварик - Смешарик», «Игры для тигры», «Баба Яга учит буквы». Эти компьютерные игры позволяют соединить звук с буквой. Дети слушают рассказ о приключениях любимых героев, затем видят текст этого рассказа и должны выделить определённую букву во всех словах текста.

Таким образом, ИКТ позволяет значительно повысить мотивационную готовность к проведению коррекционных занятий путём моделирования коррекционно – развивающей компьютерной среды, улучшить отработку изучаемого материала, повысить эффективность обучения; использование современных компьютерных технологий на занятиях оказывает положительное влияние на развитие познавательной мотивации, произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, сопереживанию, произвольной моторики пальцев рук, творческого воображения, словарного запаса. ИКТ помогают развивать наглядно - образное мышление.

   В системе коррекционно - развивающей работы с использованием ИКТ выделили три основных блока, включающих следующие направления деятельности.

1. Работа с детьми :

индивидуальные специализированные занятия с использованием логопедических компьютерных технологий и планшетного ПК;

подгрупповые и фронтальные логопедические занятия с использованием мультимедиа презентаций;

речевые праздники и развлечения с использованием слайд - шоу;

диагностика речевых и психических функций с использованием возможностей компьютера (создание системы мониторинга).

2. Работа с родителями:

интерактивные формы взаимодействия с использованием компьютерных логопедических программ;

электронные информационные рюкзачки (домашние задания на переносных накопителях информации);

Консультативно - методическое сопровождение (буклеты, памятки, обработанные на компьютерном оборудовании);

творческие недели (логопедические тренинги, организационно - деятельностная игра с использованием мультимедиа презентаций).

3. Работа с педагогами:

мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций;

семинары - практикумы с просмотром видео - зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;

презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;

творческие недели (просмотр интегрированных коррекционных занятий с их последующим анализом, логопедические интерактивные тренинги).

Подготовила: Мячина Г. В.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда»Фотоотчет «Использование игр с кинетическим песком в работе учителя-логопеда» Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. В наше время придумали.

Фотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работеФотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работе ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются мной в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятияхИспользование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР
Опубликовано: 18 августа 2024 в 11:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эффективное использование ИКТ на фронтальных и индивидуальных занятиях учителя-логопеда ДОУ c детьми с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Мячина Галина Вячеславовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД