Елена Семенова
Использование интернет-ресурсов в дистанционной работе с родителями по профилактике ДТП
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. ВЛАДИМИРА
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 24»
Эффективная онлайн работа с родителями по организации семейного воспитания транспортобезопасной личности подрастающего поколения
Использование интернет ресурсов в дистанционной работе с родителями по профилактике ДТП.
Подготовили воспитатели
МБДОУ ЦРР д/с №24
Лазукова Мария Николаевна
Семенова Елена Николаевна
г. Владимир, 2021г.
Публикация «Использование интернет-ресурсов в дистанционной работе с родителями по профилактике ДТП» размещена в разделах
«Семья для ребенка - это источник
общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Вопрос воспитания транспортобезопасной личности всегда был в числе приоритетных в дошкольном детстве. К, сожалению, проблема дорожно-транспортного травматизма не теряет свою актуальность, не смотря на прилагаемые усилия. Из года в год статистика травматизма на дорогах подтверждает тот факт, что часто виновниками ДТП являются дети. По данным за 2021год по Владимирской области произошло 14680 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, 503 человека погибло, 15988 человек ранено.
Только сообща, всем миром, мы можем повлиять на проблему. Родители, как главные воспитатели детей, обязаны научить их правильному поведения на дороге, а педагоги, в свою очередь, должны помочь в этом родителям, так как не все родители обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы грамотно донести до детей суть проблемы. Таким образом, встает вопрос просвещения родителей по организации семейного воспитания по ПДД.
Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подойти с той же меркой в обучении, как к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а изложенный материал обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольника абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам ПДД учитывая возрастные особенности детей, используя игровые методы и приемы.
Ситуация в мире в связи с пандемией (Covid 19) привела к тому, что непосредственное, живое общение с родителями перешло в онлайн формат.
Перейдя в формат интернет общения, мы не перестали выполнять роли пешеходов, пассажиров и водителей.
Мы проанализировали информацию в интернете, с целью рекомендовать ее к использованию в работе с детьми и родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Данное направление является для нас новым, так как непосредственное общение с родителями всегда в приоритете, но не имея возможности изменить ситуацию мы изменяем формат общения.
Цель:
Повышению эффективности взаимодействия с семьей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с использованием интернет ресурсов.
Задачи:
• Анализ интернет ресурсов, с целью использования для взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах безопасного поведения на дороге.
• Просветительская деятельность с семьями по вопросам обучения дошкольников ПДД.
• Побуждать родителей воспитывать у ребенка осознанное поведение на улице, с соблюдением ПДД.
Проведя анкетирование, сделаны выводы:
• Родители согласны, что ознакомление детей с ПДД –это важная проблема.
• В интернете огромное количество информации и самостоятельно родителям очень трудно в ней разобраться, оценить важность, значение этой информации.
См. Приложение 1
Мы проанализировали интернет сайты и выделили несколько блоков в работе :
-Консультации, папки-передвижки, буклеты, анкетирования, онлайн консультации в Zoom для родителей.
-Дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, подборка художественной литературы и обучающих мультфильмов для совместной деятельности родителей и детей.
Рекомендуем для родителей несколько сайтов, где можно посмотреть для себя и выбрать интересную и полезную информацию: консультации, папки-передвижки, буклеты.
https://alenka.tvoysadik.ru/?section_id=9
Буклет "Пристегни самое дорогое".
Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные "ловушки".
Памятка по безопасности на дорогах, при различной погоде. Правила перевозки детей в автомобиле.
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Памятка для родителей -водителей.
Буклет "Фликеры детям купите, родители, пусть на дорогах их видят водители".
Памятка для родителей "Не пей за рулём".
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/10/08/kartoteka-konsultatsiy-dlya-roditeley-po-pravilam
«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости»
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
«Дорожная азбука»
«Дисциплина на улице - залог безопасности».
Принимая участие в садовой работе по ПДД, нами подготовлен журнал «Виды транспорта». См. Приложение 2
Дидактические и подвижные игры, в которые можно поиграть всей семьей и с пользой провести досуг, закрепляя полученные знания.
https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2017/11/09/praktikum-dlya-roditeley-igry
https://www.maam.ru/obrazovanie/pdd-igry
https://www.maam.ru/obrazovanie/pdd-kvest
https://www.maam.ru/obrazovanie/pdd-podvizhnye-igry
«Автомульти»
Цель: учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства,
правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.
Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок,
в которых упоминаются транспортные средства.
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
2. Любимый двухкол сный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который жив т на крыше? (Вареньем)
4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?
(Велосипед)
5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
6. На ч м летал старик Хоттабыч? (На ковре-самол те)
7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На ч м поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На
поезде)
9. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот
Задом наперед,
А за ним комарики. На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)
10. На ч м катался Кай? (На санках)
11. На ч м летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
12. В ч м плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В
бочке)
«Вопросы и ответы»
Цель: закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;
развивать мышление, память, сообразительность, речь.
Материал: фишки.
Ход игры: Взрослый делит детей на две команды, задает вопросы, дети
отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,
набравшая большее количество фишек.
1. Из каких частей состоит улица? (дорога, тротуар)
2. Где можно гулять детям? (во дворе)
3. Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, тихо)
4. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
5. Где можно переходить дорогу? (светофор, пешеходный переход)
6. Назови сигналы светофора? (красный, желтый, зеленый)
7. На какой сигнал можно перейти дорогу? (на зеленый)
8. С кем можно переходить дорогу? (со взрослыми)
9. Как называют человека, управляющего машиной? (водитель)
10. Из чего состоит машина? (кузов, кабина, колеса)
11. Где ездят машины, где ходят пешеходы? (по дороге, по тротуару)
12. Какими бывают дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие,
знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)
13. Как нужно обходить автобус? (подождать, когда уедет)
14. Назовите виды транспорта? (пассажирский, воздушный, морской,
наземный, грузовой, гужевой, специальный и т. д.)
«Машины»
Цель: формировать умение складывать изображение машины из деталей
геометрического конструктора-мозаики, комбинируя различные фигуры,
изменяя их положение на плоскости стола; развивать логическое мышление,
умение составлять из частей целое.
Материал: схемы с изображением машин, состоящих из разных геометрических
фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг); детали геометрического
конструктора – мозаики.
Ход игры: Взрослый вместе с детьми рассматривают из каких частей состоят
машины (кузов, кабина, колеса); какие геометрические фигуры используются
(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). Далее воспитатель предлагает из
деталей геометрического конструктора – мозаики выложить изображение
машины на плоскости стола, опираясь на схему.
“Да, нет”
Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.
Ход игры: Взрослый задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”.
I вариант:
Быстрая в горе езда?- Да.
Правила знаешь движения?- Да.
Вот в светофоре горит красный свет
Можно идти через улицу?- Нет.
Ну, а зел ный горит, вот тогда
Можно идти через улицу?- Да.
Сел в трамвай, но не взял билет.
Так поступать полагается?- Нет.
Старушка, преклонные очень года,
Ты место в трамвае уступишь ей?- Да.
Лентяю ты подсказал ответ,
Что ж, ты помог ему этим?- Нет.
Молодцы, ребята, запомним,
Что “нет”, а что “да”,
И делать, как нужно, старайтесь всегда!
II вариант:
Светофор знаком всем детям?
Знают все его на свете?
Он дежурит у дороги? У него есть руки, ноги?
Есть фонарики – три глаза!
Он включает все их сразу?
Вот включил он красный свет
Это значит, хода нет?
На какой идти нам надо?
Синий - может быть преградой?
А на ж лтый мы пойд м?
На зел ный - запо м?
Ну, наверное, тогда
На зел ный встанем, да?
Пробежать на красный можно?
Ну, а если осторожно?
А гуськом пройти тогда,
То, конечно, можно? Да!
Верю я глазам, ушам
Светофор знаком всем вам!
И, конечно, очень рад
Я за грамотных ребят!
Продуктивная деятельность с детьми разнообразна и в интернете есть интересные находки.
Рисование: дорожные знаки, ситуации на дороге, как я шел в детский сад и т. д.
Аппликация, ручной труд: улица, макет улицы, дорожные знаки.
Подборка художественной литературы
https://infourok.ru/kartoteka-skazok-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya-3507414.html
1. С. Прокофьев "Мой приятель- светофор"
2. И. Пляцковский "Светофор"
3. Я. Пишумов "Посмотрите, постовой"
4. А. Дорохов "Пассажир"
5. А. Дорохов "Перекресток"
6. И. Серяков "Законы улиц и дорог"
7. С. Михалков "Моя улица"
8. А. Иванов "Как неразлучные друзья дорогу переходили"
9. Я. Пишумов "Самый лучший переход"
10. Б. Житков «Светофор»
11. С. Волкова «Про правила дорожного движения»
12. О. Бедарев «Азбука безопасности»
13. В. Клименко «Происшествия с игрушками»
14. С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»
15. И. Мигунова «Друг светофор»
16. В. Иришин «Прогулка по городу»;
17. А. Дмоховский «Чудесный островок»
18. Н. Кончаловская «Самокат»
19. В. Кожевников «Светофор»
20. Д. Хурманек «Перекресток»
21. С. Михалков. «Дядя Стёпа»
22. О. Чусовитина «Светофор
23. С. Михалков «Дядя Степа-милиционер»
24. Я. Пишумов. «Посмотрите, постовой»
25. С. Михалков «Моя улица»
26. Я. Пишумов «Самый лучший перекресток»
27. Т. Шорыгина «Марта и Чичи идут в парк»
28. Н. Носов «Автомобиль»
Обучающие мультфильмы представлены в интернете в огромном разнообразии, ниже представлены ссылки на мультфильмы, которые мы рекомендуем для домашнего просмотра.
https://www.youtube.com/watch?v=HX6-MN44Lkk
https://www.youtube.com/watch?v=8blLP62rUt0&t=1203s
https://www.youtube.com/watch?v=xDd34KqFZg4
https://www.youtube.com/watch?v=H844Esh586Y
https://www.youtube.com/watch?v=BpSaciKszhQ
Проведя анкетирование родителей (см. Приложение 3)
нами сделан вывод, что родители удовлетворены онлайн формой общения, чаще стали обращаться к данной проблеме, активно используют адреса и ссылки.
Приложение 1
Анкета для родителей.
«ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
1. Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?
- да
-нет
2. Ведется ли работа в семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения? Указать какая:
— беседы с ребенком;
— чтение детской литературы по данной теме;
— практические навыки поведения на дороге;
— углубленное изучение ПДД
Ваш вариант___
3. Что лежит в основе Вашего подхода к воспитанию по этой теме:
— используете личный жизненный опыт;
— смотрите телепрограммы, слушаете радиопередачи на данную тему;
— используете рекомендации педагога.
4. Используете ли Вы информацию из интернета для обучения детей правилам ПДД.
— да;
— нет;
Ваш вариант___
5. Какие изменения в работе необходимо внести, чтобы повысить ее эффективность
— организация интернет подборку по данной теме;
— размещение информации в уголке для родителей;
— конференции в Zoom.
—получение информации в электронном виде
Благодарим Вас за ответы!
Приложение 2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира
«Центр развития ребенка - детский сад № 24»
Журнал для родителей № 8
Виды транспорта
г. Владимир
КРОССВОРД-ЗАГАДКА ПРО ТРАНСПОРТ
НУЖНО ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ, А СЛОВА ВПИСАТЬ В СООТВЕТ-
СТВУЮЩИЕ КЛЕТКИ. ЕСЛИ ПРАВИЛЬНО ОТГАДАЕШЬ, В ВЫДЕ-
ЛЕННЫХ КЛЕТКАХ ПРОЧТЁШЬ НАЗВАНИЕ ТРАНСПОРТА
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Среди военных кораблей известен лёгкостью своей. 2. Эта знатная баранка, очевидно самозванка. Хоть она для всех удобна, но, однако, несъедобна. 3. Я зашёл в зелёный дом и недолго пробыл в нём. Оказался этот дом быстро в городе другом. 4. К лежебоке у реки притащил я две руки. По руке к бокам приладил и поплыл по водной глади. 5. Что порою налегке может плавать по реке? Но каприза из каприз - поплывёт лишь сверху вниз. 6. Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землёй. 7. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. 8. Какой красавец всегда и везде на суше родится, живёт на воде. 9. Силач на четырёх ногах в резиновых сапогах; прямо из магазина привёз нам пианино. 10. Дом по улице идёт, на работу нас везёт.
О Т В Е Т Ы
1. Катер. 2. Руль. 3. Вагон. 4. Лодка. 5. Плот. 6. Метро. 7. Трамвай. 8. Корабль. 9. Грузовик. 10. Автобус.
Раскрась картинки и назови транспорт
Загадки о транспорте
• Пьёт бензин, как молоко, может бегать далеко,
Возит грузы и людей; ты знаком, конечно, с ней!
Обувь носит из резины, и зовут её… (Машина)
• Едет он, усатый, полный и пузатый.
Люди в нём сидят, смотрят и стоят. (Троллейбус)
• Братцы в гости снарядились, друг за друга прицепились
И помчались в путь далёк, лишь оставили дымок. (Паровоз и вагоны)
• Корабль – великан не по морю идёт.
Корабль – великан по земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)
• Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём! (Велосипед)
• Ходит город – великан на работу в океан. (Корабль)
• Начинает он копать, заменяет сто лопат. (Экскаватор)
• Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом. (Бульдозер)
• Что за птица – песен не поёт,
Гнезда не вьёт, людей и груз везёт? (Самолёт)
• По волнам плывёт отважно, не сбавляя ход,
Лишь гудит машина важно. Что такое? (Пароход)
• Ходит по небу рука, задевает облака,
А под нею гам и гром – вырастает новый дом. (Подъёмный кран)
• Распустила алый хвост, улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту межпланетную… (Ракету)
• В лесу родилась, в воде живёт. (Лодка)
• Зачерпнуло ветра белое крыло.
И катать мальчишек в море унесло! (Парусник)
Специальный транспорт
Видов специального транспорта много. Он предназначен для экстренной помощи людям, попавшим в беду и тем, кому нужна помощь особой техники.
Это скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина, эвакуатор, автовышка, подъемный кран, бульдозер, экскаватор, трактор и много других.
Космический транспорт
К космическому транспорту относятся орбитальные комплексы, международные космические станции, спутники, ракеты, грузовые ракеты, луноходы. Он может быть как пилотируемым, так и беспилотным.
Подводный и подземный транспорт
Из подводного транспорта нам известны подводные лодки, батискафы,а также новинкой являются подводные автодороги.
Самым красивым в мире считается Московский метрополитен.
Воздушный транспорт
В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы.
К концу XIX века царить в воздухе стали огромные воздушные корабли — дирижабли. В первой половине XX века пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой.
Современная авиация представлена самолетами и вертолетами.
Водный транспорт
Водный транспорт — самый древний вид транспорта. До второй половины XIX века оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван.
Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль, благодаря своей дешёвизне, охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота транспорта. Он разделяется на речной и морской.
Представители современного водного транспорта: грузовое речное судно, паром, круизный лайнер, танкер, атомный ледоход, сторожевой катер.
Слово «транспорт» означает –
«доставка чего-либо».
Зачем нам нужен транспорт?
Для передвижения и перевозки грузов.
Мы уже знаем, что первое транспортное средство – лошадь.
Рассмотри внимательно картинки, впиши в клеточки кроссворда названия транспортных средств, и тогда в выделенных клеточках прочтешь, что в них общего.
Гужевой транспорт
Гужевой транспорт вид безрельсового транспорта,
в котором в качестве тяги используется сила упряжных животных (лошадей, волов, буйволов, верблюдов, мулов, оленей, собак и др.).
В зависимости от типа повозки подразделяется на колёсный и санный. До появления железных дорог в первой половине 19 в. Гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта и использовался для пассажирских и грузовых перевозок на дальние расстояния. Для пассажирских перевозок существовала сеть почтовых станций, предоставлявших за плату лошадей для смены, экипажи и услуги ямщиков.
Наземный транспорт
Автомобильный транспорт сейчас — самый распространённый вид транспорта. Первые автомобили появились в самом конце XIX века. После Второй мировой войны автомобильный транспорт начал составлять конкуренцию железной дороге. Его отличает гибкость, скорость, маневренность.
В городах распространена разновидность автобуса с электрическим приводом — троллейбус.
В связи с повышением в конце XX века комфортности туристических автобусов, они вполне успешно конкурируют в области перевозки туристов с железными дорогами.
Железнодорожный транспорт
Паровоз Черепановых
Железнодорожный транспорт был одновременно и продуктом, и мотором промышленной революции. Первый паровоз был построен в 1804 году, к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Железные дороги имеют много преимуществ — высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость
Виды транспорта
Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другого. Термин транспорт происходит от лат. trans («через») и лат. portare («нести»).
Нередко под термином транспорт подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.
Транспорт делится на три категории:
• транспорт общего пользования
• транспорт не общего пользования
• личный или индивидуальный транспорт
Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки).
Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный и внутриведомственный транспорт.
Личный транспорт — это легковые автомобили, велосипеды, яхты, частные самолёты.
Персональный автоматический транспорт образует новую категорию, так как соединяет в себе черты городского общественного транспорта и личного автотранспорта.
Приложение 3
Анкета для родителей.
«Эффективность использования интернет ресурсов в семейном обучении детей ПДД»
1. Считаете ли Вы доступным новый формат общения?
- да
-нет
2. Удобно ли Вам использовать рекомендуемые сайты?
— да;
— нет;
3. Что изменилось в основе Вашем подходе к ознакомлению детей с ПДД:
Ваш ответ___
4. Как часто Вы обращаетесь к рекомендуемой информации?
— часто;
— иногда;
— редко;
5. Ваши предложения по дальнейшей работе :
Ваш ответ___
Благодарим Вас за ответы!