Ионова Ольга Юрьевна
Проект «Сотрудничество дошкольных учреждений по речевому развитию с использованием ИКТ для старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнили
учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ д/с № 494
Ионова Ольга Юрьевна
воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с № 496
Прокопьева Лариса Вениаминовна
В последнее время всё активнее идёт процесс внедрения информационно – коммуникативных технологий не только в повседневную жизнь, но и в систему дошкольного образования. Одним из условий социальной адаптации детей, особенно с тяжелыми нарушениями речи, является умение вступать в речевой контакт с собеседником, соблюдая правила монолога и диалога. Современные технологии, наряду с традиционными приемами обучения, вовлечение в процесс общения детей с разным уровнем речевого развития являются одним из средств решения коррекционных задач.
В основе проекта лежит
• представление о необходимости формирования у дошкольников ключевых компетенций личности (способности и готовности работать с информацией; умения использовать усвоенные способы деятельности для решения практических задач в различных видах деятельности, готовности к общению, сотрудничеству);
• представление о единстве формирования речевой функциональной системы;
• представление о необходимости формирования информационной культуры.
Цель проекта - создание эффективной модели сотрудничества дошкольных учреждений в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы комбинированной направленности.
Задачи проекта:
1. создать условия для организации взаимодействия между дошкольными учреждениями;
2. внедрить новые приемы информационно-коммуникативных технологий;
3. способствовать повышению эффективности и качества образования в области речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
4. воспитывать информационную культуру участников проекта.
Условия реализации проекта:
• заинтересованность администрации, педагогических работников и воспитанников д/с № 494 и д/с № 496;
• наличие у педагогов достаточного уровня владения информационно-коммуникативными технологиями и технологиями развивающего обучения;
• достаточный уровень технического и методического оснащения.
Участники проекта
- представители педагогических коллективы;
- воспитанники 5-7 лет, посещающие группы комбинированной направленности в этих учреждениях.
Стратегия достижения поставленных целей, задач
Проект предполагает использование наглядных, практических и словесных методов и приемов работы с детьми и педагогами.
Методы и формы взаимодействия с педагогами предусматривают свободный выбор деятельности, возможность взаимообучения.
Методы и формы работы с детьми направлены на поддержку инициативы и самостоятельности в новых для них видах деятельности, но с использованием образовательного потенциала типичной детской деятельности.
Частота проводимых мероприятий определяется потребностью участников проекта.
Мероприятия с детьми
Беседа «Дети и интернет» Цель: повышение уровня информационной культуры
Цикл короткометражных фильмов «Моя малая родина» Познавательные короткометражные фильмы о своём районе, жилом массиве. Цель: развитие монологической речи.
Цикл короткометражных фильмов «Хорошо у нас в саду» Цель: развитие диалогической и монологической речи.
Диалог-онлайн. Цель: развитие диалогической речи, формирование умения дистанционного общения.
Педагогическое сотрудничество
Ожидаемые результаты
1. В дошкольных организациях имеются технические и кадровые условия для развития профессионального взаимодействия между дошкольными учреждениями разных районов города.
2. Педагогам доступно освоение новых приемов информационно-коммуникативных технологий:
- работа с программами для аудиозаписи и видеозаписи;
- создание электронных публикаций и электронных версий новостей;
- взаимодействие педагогов и детей в онлайн-режиме;
- организация передачи и хранения информации с помощью мессенджеров и облачного хранилища.
3. В соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития дети:
- обладают начальными знаниями об обществе; проявляют познавательный интерес к городу, в котором живут, знают некоторые сведения о его достопримечательностях; проявляют интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта;
- владеют речью как средством коммуникации; способны простроить монологическое высказывание,
- способны вести диалог, учитывая ситуацию общения, активно задают вопросы взрослым и сверстникам;
- способны понимать и учитывать интересы других, договариваться и общаться со сверстниками, соблюдая правила безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
- принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий в рамках проекта.
4. Повышение уровня информационной культуры участников проекта:
- дошкольники знают о цифровых средствах связи, использует некоторые из них, придерживаясь правил безопасности;
- педагоги знают правовые и этические нормы использования ИКТ, владеют навыками аудиовидеотекстовой коммуникации.
Преимущество проекта в том, что он дает возможность педагогам, детям старшего дошкольного возраста, а в некоторых случаях и родителям попробовать свои силы в новых видах деятельности, применяя знания, умения и навыки полученные ранее. Участвуя в мероприятиях проекта, дошкольники, особенно с ТНР преодолевают неуверенность перед публичным выступлением, овладевают навыком ведения диалога в онлайн и офлайн режиме, совершенствуют свои речевые умения, что особенно важно при формировании речевой готовности к школьному обучению.