ЕКАТЕРИНА ЛУКАНЦОВА
Взгляды отечественных педагогов на обучение и воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ
НА ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Под термином «гуманизм» понимают мировоззрение, основанное на уважении и любви к людям, стремлении обеспечить им благо [1]. В обобщённом варианте гуманизм предполагает ориентированность на человека и его интересы [2].
Термин «гуманность» понимается как единство нравственно-психологических качеств человеку, проявляющих осознанный и пристальный взгляд на человека, как на наивысшую ценность [3].
Публикация «Взгляды отечественных педагогов на обучение и воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Гуманистическая педагогика является воплощением гуманистической психологической мысли и основывается на гуманистической позиции признания главной и непоколебимой ценностью личности, её свободы, взглядов и направлений развития [3].
Гуманистическая педагогика выступает против стандартизированности и регламентированности в традиционном процессе обучения, когда сообщаемые ученикам знания не становятся фактом их индивидуального осознанного выбора. Гуманистический процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик мог обнаружить для себя собственную ценность знаний, и уже на этом основании познавал сущность учебных дисциплин [4]. Педагогический процесс строится на содержании единства обучения и эмоционально-потребностной чертой личности, формирования такой психологической атмосферы в классе, возможности проведения психолого-педагогических консультаций в течение учебного процесса.
Черты истинной гуманности с древности присущи восточным славянским народам. В середине XIX в. отмечается наибольший расцвет гуманистических идей, связанный с отечественной реформой крепостного права [3]. Данный период отмечается формированием понятия «гуманистическая педагогика», основателем которой является К. Д. Ушинский. Он сформулировал положение о народности в воспитании на гуманистических традициях: любовь к Отечеству, уверенность в торжестве добра и в высокой нравственности соотечественников [4]. Последователем таких убеждений С. А. Рачинский, который стремился организовать работу сельской школы согласно положению о народности [2].
Стройная системообразующая доктрина воспитания индивидуальности, содержащая положение о народности, природосообразности, гуманизма и религиозной морали, является ядром педагогических убеждений Л. Н. Толстого, где мысль о народности тесно сплетена с убеждением в свободе [1].
Продолжателем гуманистической традиции в педагогике на основе идеи «свободного воспитания» был К. Н. Вентцель, который в центр воспитания ставил ребенка : «Сердце воспитателя должно быть исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному ребенку, с которым ему приходится иметь дело, как бы испорчен этот ребенок не был и сколько бы огорчений он ему не принес» [4]
П. Ф. Каптерев развивает идею личностного подхода и опирается на уважение личности и её человеческого достоинства, отмечая, что у детей, как и у взрослых, есть не только обязанности, но и права: «Уважение учащейся личности, признание её свободы и самостоятельности должны проникать во весь школьный строй, причем, конечно, также последовательно проводится в начало ответственность учащегося за все его действия» [3].
Эти идеи привели к идее гуманистической школы. Данное понятие разработал и внедрил в научные исследования П. Ф. Лесгафт [3].
Передовой педагогический опыт воспитания в «новых школах» использовали в 20-е годы XX века выдающиеся советские педагоги.
С. Т. Шацкий создал и занимался усовершенствованием воспитательной системы, которая была основана на продуктивных взаимоотношениях школьной атмосферы и окружающей среды. Идеалом системы С. Т. Шацкого является создание «детского царства», которое обладает потенциалом для разностороннего развития каждого из входящего в его состав ребёнка. Такая работа была проведена в детской колонии «Сетлемент» (1905-1910 гг) [4].
Основными идеями педагогической концепции А. С. Макаренко стали оптимизм и гуманизм, твёрдая вера в созидательные возможности личности, в его широкий потенциал. А. С. Макаренко утверждал, что педагогические научные разработки должны обобщать практические знания в сфере воспитания [1].
Одним из наиболее весомых вкладов в становление теоретических и практических знаний из области гуманистического воспитания принадлежит В. А. Сухомлинскому. Своей ежедневной практической деятельностью он ратовал за осуществление основой философской мысли своей концепции: сформировать гуманное общество возможно только при помощи включения в его состав гуманных членов. Формирование такого типа людей возможно лишь через гуманизацию воспитания, что и было воплощено в Павлышской средней школе [2].
Наш современник Ш. А. Амонашвили провозгласил педагогику сотрудничества, основанную на следующих принципах:
• любить ребенка;
• очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т. е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;
• проживать в ребенке свое детство, т. е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие [4].
К настоящему времени по вопросам гуманистического воспитания накоплен достаточный практический опыт, существует большое количество различных концепций, принципов, взглядов, постулатов по этой теме, написано большое количество статей, книг, диссертаций, принадлежащим самым различным авторам.
А. А. Бодалев, З. А. Мальков, Л. И. Новикова считают, что главное в гуманистическом воспитании – это восприятие человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности и создание условий для формирования потребности и способности к саморазвитию [3].
Н. М. Таланчук полагает, что целью общественного воспитания является формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей и что критерии воспитанности личности производим от социальных ролей [1, с. 84].
И. П. Подласый пытается определить конкретные качества личности, необходимые для выполнения социальных ролей гражданина, работника, семьянина. И поскольку многие качества повторится, что свидетельствуют об органической связи всех качеств и сторон личности, то верный путь достижений целостности личности – комплексный подход к воспитанию, а критерии воспитанности надо разработать специально [4, с. 70].
Н. В. Бордовская и А. А. Реан в качестве критериев воспитанности личности предлагают рассматривать «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества); «истину» как руководство при оценке действий и поступков; «красоту» во всех формах ее проявления и созидания [2, с. 86].
Концепция воспитания И. М. Ильинского предлагает в качестве цели формирование жизнеспособной, гуманистически ориентированной индивидуальности по отношению к обществу и самой себе [4, с. 67].
Таким образом, гуманистические идеи и мысли, высказанные выдающимися русскими педагогами, актуальны сегодня в России. В них содержится вера в нравственное начало в человеке. Необходимо вовремя заложить его в юные детские души и развить. Это является главной задачей педагога на сегодня.
Литература
1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] : учебник для вузов / Н. В. Бордовская Н. В., А. А. Реан. – СПб: Изд-во «Питер», 2006. – 387 с.
2. Педагогика [Текст] : учеб. -метод. пособие для вузов / П. И. Пидкасистый. – М. : Просвещение, 2006. – 412 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др. ]. – М. : Издательский центр «Академия», 2002 – 576 с.
4. Столяренко, Н. Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] : учебник для вузов / Н. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – М. : Феникс, 2002. – 398 с.