Мария Исаева
Тренинг для молодых педагогов «Обучение навыкам эффективного общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры. Работать над умением эффективно общаться можно в ходе проведения тренингов. Эта форма проведения занятия, консультации, где происходит специально организованное общение, очень эффективна для профессионального роста, потому что каждый является активным участником процесса. Такие занятия улучшают взаимоотношения с окружающими, в коллективе, повышают продуктивность делового взаимодействия.
Публикация «Тренинг для молодых педагогов „Обучение навыкам эффективного общения“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Тренинг поможет не только рассмотреть, но и проиграть конкретные проблемные ситуации, которые могут возникать у педагога в работе с детьми.
Цель:
- обучение молодых педагогов основам эффективного общения,
- овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.
Ход занятия.
1. Приветствие.
Встать в круг и повернуться к коллеге и сказать комплимент. (Это упражнение позволяет снять напряжение и создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, ближе познакомиться, если есть малознакомые люди).
2. Что для Вас означает понятие «эффективное общение» и как оно реализуется в педагогическом процессе?
Воспитатели по очереди высказывают свое мнение, что это такое.
3. Техника активного слушания.
Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка, родителя, готовность принять ее. Рекомендуем к прочтению книгу Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
4. Правила техники активного слушания.
- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)
- повтор услышанного от собеседника;
- «отзеркаливание эмоций»;
- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.
5. Задание «Причины – последствия».
Одно из самых главных качеств педагога – умение разобраться в возможных причинах той или иной ситуации, предположить ее последствия, а потом выбрать наиболее оптимальный способ ее разрешения.
Педагогам трех групп предлагается одна и та же ситуация: «Ребенок разбил вазу».
1 группа продумывает как можно больше характеристик воспитанника (личностные качества, успешность в обучении, статус в группе и т. д.).
2 группа предлагает как можно больше возможных причин – почему разбил вазу.
3 группа продумывает возможные реакции (как позитивные, так и негативные) педагога на то, что ребенок разбил вазу.
Каждая группа работает самостоятельно, записывая варианты на отдельных карточках. На это отводится 7 мин. Когда все готовы, карточки собираются и раскладываются в три стопки (1-я – характеристика ребенка, 2-я – мотивы, 3-я – реакция педагога). Далее совместная работа организуется по принципу лото: педагоги 1-й группы открывают одну из карточек и зачитывают характеристику ребенка. Педагоги 2-й группы также берут любую карточку и объясняют мотивы поступка. И, наконец, педагоги 3-й группы конкретизируют реакцию по отношению к ребенку, разбившему вазу.
Таким образом, из абстрактных, разрозненных характеристик складывается целостная картина педагогической ситуации.
Далее осуществляется совместный поиск возможных последствий сложившейся ситуации, а также причин той или иной реакции педагога на действие ребенка.
мотм
После анализа ситуации карточки вновь возвращаются в общий набор, перемешиваются и работа продолжается. Каждая смоделированная ситуация будет носить свой, специфический характер и требовать индивидуального подхода к анализу в зависимости от того, является ли она конфликтной, позитивные или негативные последствия может вызвать.
Необходимо создать на занятии такую ситуацию, чтобы педагоги видели : один и тот же поступок может иметь различные мотивы и последствия, может быть по-разному воспринят окружающими.
На основании такой работы совместно с педагогами можно построить схему анализа педагогической ситуации, которая будет использоваться при моделировании самых разнообразных ситуаций.
6. Завершение работы.
Упражнение «Что нас объединяет? Каждый участник произносит одну фразу и заканчивает ее по своему, исходя из своих ощущений (способствует развитию самоанализа, сплочению коллектива.)
Упражнение «Мои ресурсы…» Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно общаться и успешно решать проблемные ситуации».
7. Обратная связь по итогам проведения занятия.
Что понравилось - не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, что нового узнали.
Использованная литература:
1. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М. : Эксмо, 2008 г.
2. Прутченков А. С. «Тренинг личностного роста». Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва, 1993.