Марина Сафонова
Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за взаимоотношениями детей старшего дошкольного
возраста и исследуя их, мы пришли к выводу о том, что большое значение и актуальность приобретает проблема формирования положительных отношений между детьми старшего дошкольного возраста. Выяснили, что современные дети испытывают трудности в общении, не всегда могут договориться при организации совместной деятельности, не проявляют активности в общении со сверстниками. Это сказывается на их успехах, на интеллектуальности, нравственном развитии ребёнка и на развитии его личности в целом. В конечном итоге это сказывается и на психологической подготовке детей к школе.
Публикация «Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема развития коммуникативной активности дошкольников нельзя рассматривать изолированно от проблем воспитания в целом. Развитие навыков общения дошкольников становится проблемой, определяющей суть и содержание гармоничного развития личности ребёнка. Мы считаем, что это выдвигает задачу организации проведения целенаправленной педагогической деятельности, связанной с развитием коммуникативной активности старших дошкольников в системе жизненных отношений.
Проблема формирования взаимоотношений между сверстниками стала предметом целого ряда исследований: философских, психологических, педагогических. Специально эта проблема изучалась В. П. Залогиной, А. Н. Аржановой, З. В. Лиштван, А. В. Булатовой. Некоторые работы посвящены изучению генетическому плану развития дружбы между детьми (И. И. Лысенко, Е. И. Кульчинская). В ряде исследований вопрос коллективной направленности личности рассматривается в связи с разработкой других проблем (А. В. Чернова, А. И. Жуковская). Во всех упомянутых работах показывается роль объективных условий жизни ребёнка в детском саду, где воспитание происходит в обществе сверстников, раскрывается гуманистическая направленность этого воспитания; личные
детские отношения, коммуникабельность рассматриваются в неразрывной связи с развитием начала коллективизма и коллективных отношений, указывается, что их развитие осуществляется в процессе игровой, трудовой и бытовой деятельности.
А. Н. Аржанова считает, что на развитие дружеского чувства у ребё нка влияет его коммуникативная активность: ребёнок проявляет инициативу в выборе друзей, строит с ними добрые отношения.
Отдельные вопросы взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками освещаются в работах Е. О. Смирновой, Т. В. Сенько. [19;23]
Названные авторы подчёркивают большую роль педагога в формировании доброжелательных отношений дошкольников друг к другу, где немаловажное значение имеет коммуникативная активность.
Большое значение в этих работах уделяется общению ребёнка в разных видах деятельности. Именно в деятельности дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно переживают свой успех, и горько страдают в случае неуспеха. Если ребёнок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая ситуация, он просто изгоняется сверстниками. Поэтому мы считаем, что воспитатель должен исследовать причины, по которым дети отвергают сверстника.
В настоящее время в условиях современного общества воспитание активных, творчески мыслящих, инициативных кадров приобретает особое значение.