Нина Бутвина
Дружеские взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В исследованиях Р. С. Буре отмечается, что дружеские взаимоотношения обязательно предусматривают отзывчивость, желание и умение посчитаться с интересами друга, товарища, защитить его, выручить, проявить заботу, быть справедливым. Как далее замечает автор, дружеские взаимоотношения становятся более доброжелательными и устойчивыми, если ребёнок самостоятелен в суждениях, поступках, активен и инициативен, проявляет волевые усилия. Такие личностные черты помогут ему сделать выбор, решить, как правильно поступить в том или ином случае.
Публикация «Дружеские взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
Р. А. Курбатова пишет, что для взаимоотношений детей старшего до-школьного возраста авторитет воспитателя, его оценочные суждения хотя и важны, но вместе с тем, заметно возрастает личное мнение ребёнка, способность самостоятельно овладевать правилами поведения, оценивать их и регулировать свои действия и отношения, руководствуясь нормой.
И в этом детям помогает театрализованная деятельность. Мы согласны с точкой зрения Р. С. Буре, что очень важно формировать «общественное мнение детской группы». Для детей 6–7 летнего возраста имеет уже существенное значение, как к ним относятся сверстники.
Театрализованная игра в детском саду – это разыгрывание дошкольниками литературных произведений в соответствии с их сюжетом и дополненных детской фантазией. В основе таких игр всегда находится нравственная составляющая, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках воспитанников ДОУ. Как правило, акцент делается на дружбе, отзывчивости, честности, доброте, справедливости. Участвуя в театрализованных играх, дошкольники развивают творческие способности и усваивают нормы поведения в обществе. Особенность театрализованных игр заключается в том, что их содержание опирается на литературную или фольклорную основу. Как и любая другая деятельность воспитателя, театрализованная игра на начальном этапе предполагает наличие целей и задач.
Цели и задачи: с использованием театрализованной деятельности до-школьников подготовительной группы (дети 6–7 лет) воспитатель решает следующие цели и задачи:
– развивать речевые навыки детей.
– способствовать формированию социально-коммуникативных качеств.
– приобщать дошкольников к художественно-эстетической культуре.
– развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
– прививать навыки вежливого поведения.
– развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.
Надо помнить, что что театрализация подразумевает личностно-ориентированный подход, в котором воспитатель организует условия для развития творческих способностей детей.
Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие :
– содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
– педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка;
– театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.
Методические приё мы:
Прежде чем приступать к театрализованным играм, следует поработать над совершенствованием театральных навыков воспитанников.
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
Одним из важных требований является то, чтобы сами условия игры «заставляли» детей задумываться над тем, как нужно поступить в том или ином случае, какой выбор сделать, чтобы игра (как свободно избираемая ребёнком самостоятельная деятельность) проходила во взаимодействии с другими детьми успешнее. В этих условиях детьми начинают активнее применяться, а значит и действовать, нормы и правила дружеских взаимоотношений
При таком подходе дети руководствуются правилами не потому только, что так нужно, что это хорошо или так советует воспитатель, а и потому, что без выполнения «правил дружбы» не сложится интересная игра, недоразумения и споры будут её разрушать; не удастся своевременное и качественное завершение игры. Сюжетно-ролевые игры затеваются детьми по своему желанию и выбору; они самостоятельны также и в выборе партнёров для игры. Воспитатель должен, не нарушая игры, побуждать дошкольников выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения, дружеских взаимоотношений, своеобразные правила ролевых отношений подчинения и равноправия (Р. И. Жуковская). Особо велика роль организационного периода игры, когда дети только собираются играть, воспитатель стремится ориенти-ровать их на такое выполнение, которое бы отражало её гуманную направ-ленность. Таким образом, можно найти другие способы сделать сюжетно - ролевую игру активным средством воздействия на детские взаимоотношения.
Т. А. Маркова в своих работах особую роль отводит дифференцированному подходу в развитии детских взаимоотношений. С этой целью, по мнению автора, можно провести условное выделение детей по подгруппам, каждая из которых отличается тем или иным уровнем развития дружеских взаимоотношений.
Каждая из выделенных подгрупп детей хотя и объединяет общие показатели, но и в них не все дети одинаковы. Каждый ребёнок в чём-то своеобразен. Это необходимо предвидеть, намечая общие задачи и пути воспитания «сходных», во многом, детей той или иной подгруппы и предусматривать одновременно особенности индивидуального подхода.
Рассмотрим, в чём состоит своеобразие дружеских взаимоотношений трёх основных детских групп.
Первая – дети с наиболее высоким уровнем развития этих взаимоотношений.
Характерными чертами для них являются тенденция к совпадению представлений и суждений о дружеских взаимоотношениях с реальными формами поведения – в играх, на занятиях, в быту и в других условиях; социальная направленность дружеских взаимоотношений в общении, стремлении устанавливать его на основе справедливости, равных отношений, общей доброжелательности, отзывчивости. Это дети, обладающие хорошим умственным развитием и довольно устойчивыми положительными привычками. Их игры, другая деятельность содержательны, формы взаимоотношений отличаются культурой. В то же время, один ребёнок, например, может быть резким (но не грубым, несговорчивым. Другой, наоборот, по своей мягкости, доброте иногда поддаётся дурным влияниям, а потом горько раскаивается в каком – либо не очень хорошем поступке.
Педагогическая работа с детьми первой подгруппы должна быть направлена на формирование большей самостоятельности в планировании и осуществлении добрых дел для своих друзей, товарищей; справедливости во взаимоотношениях, - этим повышается их умственная и практическая активность; последовательнее формируются социально ценные мотивы и чувства. Детям предлагается подумать, что интересного, полезного можно сделать для совместной игры, для общего труда, благоустройства группы или для отдельных ребят – старших и младших. Рекомендуется обсудить вопрос в детском саду (с педагогом, со своим другом, а затем дома – поговорить с родными. На следующий день сообщить воспитателю, что же решил.
Всегда ли ребёнок с высоким уровнем дружеских взаимоотношений хороший организатор? Конечно, нет! Он может быть и застенчив, и робок, и не умеет отстоять справедливость, повлиять на друзей, товарищей. Даже иногда сам оказывается под негативным влиянием. К добрым, скромным, умным, но несколько робким, застенчивым ребятам, сверстники относятся с симпатией, но авторитетом они обычно не пользуются, особого воздействия на других не оказывают (исследования Р. С. Буре, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой).
Положительные результаты может дать метод подключения таких де-тей к деятельности ребят – организаторов в качестве их помощников в игре, работе и др., при условии обоюдного желания. Следует только учесть: этот организатор должен быть справедлив и добр – не из числа тех, кто «давит» на сверстников, пользуясь своими умениями и сообразительностью.
Целесообразен и приём временного вывода из игры «главного». Он как будто бы уезжает в отпуск или в командировку и передаёт на этот период полномочия своему помощнику, предупреждая играющих: «чтобы всё было дружно, по-хорошему». В подобных случаях ребёнок, ссылаясь на авторитет своего сверстника (врача, капитана, учителя) и подражая ему, будет стремиться действовать так, как положено по сюжету игры и правилам дружеских ролевых и реальных отношений.
Вторая подгруппа – это, в основном, дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями (как правило, импульсивные, легко возбудимые, неуравновешенные).
Среди детей данной подгруппы встречаются и такие, у которых уро-вень моральных представлений и суждений невысок, что объясняет их по-ступки. Основная причина, как правило, – ошибка воспитания. Но эти дети, в общем, доброжелательны, у них есть друзья, они охотно общаются с другими. Возникающие нередко ссоры непродолжительны, имеют порой даже разумную основу и сравнительно легко устраняются самими дошкольниками или с помощью взрослых.
Главные методы и приё мы работы с детьми этой подгруппы:
- повседневные упражнения детей в положительных поступках (от простых до более сложных, в интересных для них играх, занятиях и др., в которых ребёнок мог бы сам думать, как поступить;
- обучение способам проявления дружеских отношений : - показ, - как следует вежливо попросить, либо спросить; выполнение самим ребёнком заданий, требующих проявления культуры поведения, доброжелательности в общении с взрослыми, сверстниками, младшими детьми («подойди, пожалуйста, и попроси …; предложи свою помощь, - как ты скажешь и как будешь помогать; поучи маленького, как можно пожалеть мальчика, девочку, если он плачет»);
- в отношении детей с невысоким уровнем нравственных представле-ний – повторное чтение стихотворения, сказки, рассказа, индивидуальная беседа – разговор активизирующего характера;
- выяснение наиболее «сильных» сторон личности ребёнка в склады-вающемся характере, в «деловых» качествах, проявляющихся в игре и другой деятельности и опора на них при воспитании дружеских отношений;
- целесообразно объединение детей этой подгруппы (при условии, если воспитатель сумеет вызвать желание объединиться).
Третья подгруппа – дети с наиболее ярко выраженными конфликтными отношениями со сверстниками (у некоторых – конфликтность «скрытого» характера). Дети этой подгруппы наиболее неоднородны.
Одна из главных причин конфликтности этой части детей – тяжё лая семейная обстановка: серьёзные разногласия между взрослыми членами семьи, пристрастие к алкоголю, нервные срывы в отношениях с детьми.
Другая причина – неразумное баловство, потакание капризам, необоснованным требованиям детей; заметная недооценка нравственного воспитания и переоценка умственного, осуществляемого в отрыве от развития ценностных ориентаций личности ребёнка.
Все эти, хоть и различные причины, отрицательно сказываются на взаимоотношениях детей, а нередко и на отношении их к взрослым. У одного проявляются недружелюбие, нервозность и грубость; дружба бывает связана с каким – либо нездоровым интересом; у других – начала эгоизма, тщеславия; заметно расхождение слова и поступка, всего стиля поведения (особенно у детей «умненьких», но неправильно воспитываемых).
Каковы главные пути формирования у детей третьей подгруппы избирательной дружбы, добрых товарищеских взаимоотношений более широкого плана?
Как пишет Т. А. Маркова, особое внимание важно уделить выяснению причин специфических взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми. Их надо искать в семье и, одновременно, анализировать просчёты, допускаемые в воспитательной работе детского сада, в характере работы его с родителями. Уделить внимание (тем более, желая осуществлять индивидуальный подход, здоровью тех или иных детей, своеобразию их нервной системы.
Ребятам, которые живут в трудной семейной обстановке, особенно необходимы внимание, доброжелательная забота. Ребёнок должен почув-ствовать, что воспитатель его любит, – ведь некоторые, даже маленьким детям, не хватает именно этой любви, семейного тепла, благополучия в доме. Редко кто из детей не ответит на доброту. Постепенно возникает взаимная привязанность. Поведение воспитателя, его хорошее отношение к «трудным» детям не может не отразиться положительно и на отношении к ним других детей. В этих условиях успешнее идёт воспитание и перевоспитание (А. Д. Кошелева).
Итак, педагог повседневно стремится приблизить к себе «трудного» ребёнка, общается с ним при любой возможности, о чём – то спросит, до-ждётся ответа; расскажет о каком – то случае, покажет интересную картину, предложит показать её другим. Уместны и несложные поручения: отнести книжку воспитательнице другой группы (договориться с ней заранее, вежливо поздороваться и сообщить причину своего прихода; передать играющей группе детей флажки, сказав: «они вам пригодятся» и т. д.
Общение такого рода кратковременно; необходимые минуты всегда можно найти, если взрослый думает о своих воспитанниках, об отдельных детях.
Нужно поддерживать избирательную дружбу «трудных» ребят. Если она негуманна, строится на плохом содержании, постараться внести в неё что-нибудь доброе, умное: посоветовать, как вдвоём смастерить книжку – малышку, – её можно потом подарить. .
Возможен и приём сближения ребёнка, беспокоящего педагога своим недружелюбием, с другими детьми со стойкими положительными привычками во взаимоотношениях, инициативными. Объединение должно быть взаимно – добровольным.
Воспитанию доброжелательности, сдержанности во взаимоотношениях помогает организация общения «трудных» детей с малышами. Опыт подтверждает, что невоспитанные, неуживчивые дети становятся мягче, сдержаннее с маленькими.
Пяти – шестилетний ребёнок может поучить малыша делать неслож-ную постройку и поиграть с ним, организовать с помощью воспитателя по-движную игру. Его следует подготовить к содержательному общению, которое ценно как для маленького, так и старшего. То, что он неохотно делает в обществе сверстников (отчасти и потому, что в чем-то отстаёт от них, в общении с малышом, да ещё после предварительной небольшой подготовки – выполняет охотно и лучше по качеству.
Одновременно с воспитанием необходимо усилить заботу о здоровье, об охране нервной системы детей, живущих в неблагоприятных семейных условиях.
Иного рода методы и приёмы целесообразны в работе с детьми, которые тоже беспокоят воспитателя, но совсем по другим причинам. Условия жизни их в семье, как говорилось ранее, в целом благоприятны, а в нравственно – волевом воспитании есть существенные просчёты. Вместе с тем, нередко эти дети выделяются хорошим умственным развитием, наличием способностей, например, в области музыкальной, изобретательной, двигательной деятельности.
Правы те педагоги, которые снимают положение исключительности детей эгоистических, избалованных, у которых слова, суждения весьма нравственны, а поступки и взаимоотношения со многими товарищами противоположны.
Детей избалованных, эгоистичных, с некоторым самомнением, есть смысл объединять для совместной деятельности с хорошо развитыми сверстниками, у которых достаточно высокий и устойчивый уровень представлений о дружбе и соответствующих взаимоотношений. Одновременно важно, чтобы они были выдержаны (не импульсивны, самостоятельны, по-хорошему настойчивы. Здесь создаются условия в чём – то равные, и при этом дети, дружески настроенные, окажут положительное воздействие на сверстников.
Таким образом, если ребята, вызывающие беспокойство, начинают проявлять внимание к окружающим, педагоги поощряют их, подсказывают, что ещё хорошего можно сделать для друзей, для группы, чем порадовать своих родителей, брата, сестру.