Виктория Примак
Субъектность детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Субъектность личности старшего дошкольника – это система самонавигации (чем интересным я сегодня буду заниматься, что я хочу завтра сделать или узнать) в новых жизненных, социальных и образовательных условиях, которые требуют от него активности как мотивации достижений, инициативы и ответственности, произвольного и волевого поведения, самостоятельности в постановке целей и принятии решений, диалога и сотрудничества, осознания и самоконтроля в общении, познании и учебной деятельности, принятия себя и другого в конфликтных ситуациях, сохранения чувства самоуважения и самоценности в случае неуспеха. Необходимость развития субъектности старших дошкольников объясняется потребностью современного общества в инициативных, самостоятельных и ответственных за свой выбор граждан.
Публикация «Субъектность детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Современная модель детского сада, построенная на личностно-ориентированном взаимодействии детей и педагогов, специально организованная система, основанная на обучении, развивающем субъектные свойства ребенка, должна способствовать воспитанию свободной творческой уникальной личности.
Современная модель детского сада, построенная на личностно-ориентированном взаимодействии детей и педагогов, специально организованная система, основанная на обучении, развивающем субъектные свойства ребенка, должна способствовать воспитанию свободной творческой уникальной личности.
Среди принципов дошкольного образования, реализуемых в ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») :
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Согласно данным принципам дошкольник выступает как субъект образования и активно участвует в выборе его содержания. Поэтому для педагогов вопрос поиска новых форм, средств и способов обеспечения индивидуализации образовательного процесса сегодня актуален.
Одним из таких средств является метод проектов.
B чем преимущество проектов? Он дает вoзмoжность оpгaнизoвaть учебную деятельность соблюдая разумный баланс между теopией и пpaктикoй; yспешнo интегрируется в образовательный процесс, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность. Позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативную активность.
Переход на проектный метод деятельности, предполагает:
Создание условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. В первую очередь ППРС должна соответствовать потребностям ребенка быть насыщенной, функциональной. Для этого у нас в группе оборудованы центр природы и науки, центр художественно эстетического развития и другие центры. Центры, наполненные необходимым инвентарем для экспериментирования, карты – схемы проведения опытов с водой, почвой, глиной, песком, магнитами. Мы с ребятами изучали почему овощи одни тонут другие нет, в помощь алгоритм проведения опыта. Муляжи животных, насекомых, птиц, бросовый материал для создания макетов природных зон. Мы считаем не рациональным использование стационарных макетов. У нас все необходимое храниться в открытых контейнерах, дети сами создают (поиграли могут убрать)энциклопедии, карты климатических зон, настольные и дидактические игры, схемы поэтапного рисования, животных, растений, птиц, раскраски. Дети очень любят ухаживать за растениями, детям помогают карточки со схемой ухода за растениями. Дети очень любят рассматривать альбомы, в которые зарисовывают этапы роста растений в огороде. Это способствует развитию инициативы самостоятельности.
Интерес к окружающему. Поддерживать интерес к тому что он рассматривает в разные режимные моменты. Через чтение художественной литератыры. Как вы думаете, почему всем хватило места всем под грибом? (сказка Сутеева). Наблюдения за живыми объектами на прогулке (гусеницей, муравьем, птицами).
Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ; (примеры) Что такое барханы? Могут ли они перемещаться? Если воздух в воде? Птичка хочет очень пить, а вода в кувшине на дне (если мы будем бросать камушки в воду, то камешки вытеснят воду и уровень воды станет выше и птица сможет попить воды). Как освободить бусинку из ледяного плена.
комплексные блочно-тематические занятия; Блок занятий «Я и природа», «Волшебница – водица», «Воздух неведимка», «Солнце», «Растения», «Животные» и т. д
широкое использование метода проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д. (примеры) Как ты думаешь, зачем зайцам нужны волки? Что произойдёт, если исчезнут хищники? Зачем вообще нужны хищники? Почему у нас попугаи только домашние питомцы, почему они не могут у нас летать с другими птицами? Как вы думаете, нужны ли нам сегодня на прогулку ветрячки?
Формируются обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.