Папки-передвижки

Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

светлана самарина
Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок раннего возраста уже способен к деловым контактам со взрослым и предпочитает их всем другим коммуникативным ситуациям. Но дети еще не умеют устанавливать деловые контакты со взрослым, а стремятся лишь к контактам эмоциональным. Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребенка.

Поэтому педагоги должны постепенно формировать у детей потребность в деловом сотрудничестве со взрослым, например в ситуациях общения, которые сочетают в себе элементы и эмоциональных, и деловых контактов:

Публикация «Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» размещена в разделах

игры с пальчиками;

появление и исчезновение предмета, игрушки (прятанье и поиск);

игры со взрослым в прятки;

разыгрывание увлекательных сюжетов с мелкими игрушками;

обыгрывание предметов обихода;

игры с озвученными игрушками и музыкальные игры;

движение под музыку с яркими атрибутами (разноцветными платочками, султанчиками, флажками).

В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослым и сверстником — разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. «Общение со сверстниками складывается позже, но оно во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими партнерами, ведь законы общения едины для всех людей независимо от возраста» (Смирнова Е. О.).

К двум годам постепенно предметный характер общения со сверстниками меняется на социальный – нарастает инициативность контактов с ровесником, общение дает малышу яркие положительные переживания, сверстник разделяет его несложные затеи: бегать, кричать, прыгать, дети уже вступают в совместную игровую деятельность. Большинство совместных игр основано на стремлении подражать друг другу (Смирнова Е. О.). Главная цель этого общения - соучастие и имеет форму эмоционально-практического общения.

Возрастает и количество конфликтов, потому что ребенок общаться хочет, а средствами общения не владеет (не умеют выражать свои намерения, договариваться, делиться, действовать сообща). Психологически очень важна задача формирования доброжелательных контактов ребенка с другими детьми. Положительный опыт общения с равными себе бесценен для развития детской личности.

Высокий развивающий потенциал имеют следующие игровые формы сотрудничества детей :

Действия рядом с одинаковыми предметами;

Поочередные действия с одинаковыми предметами в парах, а затем с разными предметами одной группы (например, кукла и мишка);

Обмен действиями (хлопки, подзывание другого);

Обмен предметами, сначала одинаковыми, а затем – разными;

Последовательные действия (один строит, другой возит кирпичики).

Кроме того, для налаживания контактов детей, для накопления опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками педагогу необходимо использовать следующие методы:

Объяснение (например, что можно делать, а что нельзя, что в играх, как и в повседневной жизни существуют правила);

Оценка педагогом действий ребенка;

Мини-беседы, содержание которых опирается на литературные произведения;

Небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни;

Коллективная деятельность.

Подвижные, хороводные игры также развивают навыки взаимодействия, в них дети учатся внимательному, терпеливому, бережному отношению к партнерам по игре, радостные эмоции, которые испытывают малыши, сближают их, делая более открытыми друг другу. Дети до 2-х лет в них просто учатся ходить под музыку, бегать, не причиняя вреда другим малышам, согласовывать свои действия друг с другом. С детьми от 1,5 до 2-х лет в основном используются хороводные игры, где все дети со взрослым выполняют одно и то же движение одновременно («Карусели», «Заинька», «Раздувайся, пузырь!» и др.) На третьем году жизни происходит усложнение правил игры, содержания игрового материала, меняется роль взрослого. «Царь», «Зеркало», «Я с веночком хожу», «Как во нашем дому» и др. – в них уже дети учатся по очереди выполнять центральную роль, считаясь с мнением другого. Ожидание своей очереди заполняется активными интересными действиями, что позволяет малышу освоить правила. Такие игры позволяют осваивать новые формы партнерского взаимодействия со сверстниками.

Рассмотрим в некоторые игры, способствующие приобщению детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

ПРИВЕТСТВИЕ

Возраст ребенка : 1-3 года.

Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию, к подражанию.

Содержание игры.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог проговаривает рифмовку:

В нашей группе, в нашей группе

Много маленьких ребят.

Все на стульчиках сидят.

А у нас есть …

Все ритмично хлопают в ладоши.

Показать на ребенка, все хором называют его имя

ЛАСКОВАЯ ЦЕПОЧКА

Возраст ребенка : 1-3 года.

Цели игры: развитие у ребенка интереса к сверстнику (партнеру по взаимодействию, подражанию эмоциональным и вербальным способам взаимодействия с другими детьми, показанным взрослым; формирование доверительных отношений.

Содержание игры.

Воспитатель вместе с детьми садится на ковре в круг и гладит по голове ребенка, сидящего слева от него: «Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие мягкие у него волосики!» Затем предлагает Игорю погладить по голове малыша, сидящего рядом с ним: «Игорек, теперь ты погладь по головке Сонечку, посмотри, какие у Сонечки красивые волосики, потрогай их». Если ребенок не решается, воспитатель помогает ему: он кладет ручку малыша на голову сверстника. Затем взрослый обращается к Сонечке с просьбой погладить соседа и т. д. Педагог комментирует действия каждого малыша, ласково называет детей по именам.

Когда все дети погладят по голове сидящих рядом малышей, воспитатель продолжает игру, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладоши и т. д.). Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия.

КОЛОБОК

Возраст ребенка : 2-3 года.

Цель – продолжать формировать умение употреблять вежливые слова, стимулировать желание порадовать близких людей.

Оборудование: мяч, на котором нарисовано лицо колобка.

Содержание игры.

Дети перекатывают мяч друг другу, здороваются с колобком, говорят ему красивые слова: «Ты красивый», «Ты мне нравишься» и т. д. Малыши могут чем-нибудь угостить колобка, подарить ему игрушку, спеть песенку и т. п. Он благодарит их за это.

ФЛАЖКИ

Возраст ребенка : 2-3 года.

Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, развитие умения обмениваться со сверстниками предметами.

Материал: ведерко с флажками.

Содержание игры.

Педагог показывает детям ведерко с флажками и говорит:

Очень любят малыши

Разноцветные флажки.

(дети берут из ведерка по флажку)

Вы флажками помашите

И другой флажок возьмите.

Воспитатель помогает детям обменяться флажками, говоря при этом: «Дай Сереже флажок, а он тебе даст свой флажок. Помашите вместе флажками».

ИЩУ ДРУГА

Возраст ребенка : 2-3 года.

Цель – обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Оборудование: набор игрушек: 2-3 зайчика, 2-3 мишки 2-3 рыбки и т. д.

Содержание игры.

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, мишке танцевать скучно, поэтому пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверушки одного-двух друзей. На первом этапе воспитатель показывает детям все игрушки заостряя их внимание на том, что в наборе не один зайчик, а два или три, не один мишка, а два или три.

Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверушке друга. Когда друг (пара) будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. Игрушки можно поставить на пол перед собой и танцевать вокруг них.

МЕДВЕЖОНОК

Возраст ребенка : 2-3 года.

Цель – развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, воспитывать внимательное отношение к близким людям.

Оборудование: плюшевый медвежонок.

Содержание игры.

Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза.

Педагог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Громко не кричите, Мишку не сердите,

Тихо подходите, ласково будите.

Дети подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаясь к нему, гладят). «Медвежонок» просыпается – открывает глаза и улыбается.

- Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.

Все поднимают вверх сначала левую, потом правую руку, встают на носочки.

Игра повторяется 2-3 раза.

ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ

Возраст ребенка : 2-3 года.

Цель – способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, стимулировать желание помочь, пожалеть, порадовать.

Оборудование: фланелеграф, две плоскостные фигурки девочки (веселая и плачущая, изображения мяча и лужи.

Содержание игры.

Педагог предлагает ребенку послушать историю, которая произошла с девочкой Таней (выставляет на фланелеграф фигуру веселой девочки с мячом в руках). «Жила-была девочка Таня. И был у нее красивый, яркий мяч…»

Вопросы:

- Какая Таня? Что она делает?.

Заменяет фигуру веселой девочки на плачущую, мяч перемещается в «речку». Читает стихотворение:

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Вопросы:

- Какая Таня сейчас? Что она делает?

- Как мы ее успокоим?

Ребенок повторяет последние две строчки. Педагог достает мяч из «речки» и заменяет плачущую девочку на веселую:

Мяч достали, он как новый,

Стала Танечка веселой.

- Опять Таня стала улыбаться.

В заключение хочется отметить, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращаясь к ним по имени, хвалит детей в присутствии их сверстников, подчеркивает их достоинства, то дети лучше относятся к совместному общению : они чаще улыбаются друг другу, доброжелательнее относятся, стремятся вызвать интерес и сочувствие. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

Публикации по теме:

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с устным народным творчеством «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством» Проблема приобщения детей.

Игровая деятельность по правилам дорожного движения для детей раннего возраста Сюжетно-ролевые игры Игры с машинами и другим транспортом Игра-ситуация Машина едет по улице»№1 Воспитатель подходит к ребенку, везущему.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Конспект НОД по формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста Цель: обучать детей умению слушать собеседника; воспитать гуманное отношение у детей друг к другу в общении: быть внимательным к партнеру,.

Консультация для педагогов «Приобщение детей раннего возраста к восприятию художественной литературы и фольклору» Приобщение ребёнка к художественной литературе следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Экологическая квест-игра «Приобщение к миру природы» для детей раннего возраста Квест – игра создает условия, способствующие сплочению детей в единую команду, формирует положительный настрой. Цель: приобщение к миру.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста посредством совместного со взрослыми экспериментирования Работа по самообразованию Воспитатели: Сапцына Е. Н. Цепелева Л. К. Тема: «Развитие познавательного интереса и познавательной активности.

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски» «Умение.

Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» Актуальность проблемы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Опубликовано: 9 сентября 2019 в 14:27
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей раннего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» (включая файлы) размещена пользователем светлана самарина (УИ 536944) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД