Татьяна Цветкова
Консультация для родителей дошкольников «Взаимоотношения детей в коллективе»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Обычно дошкольники и младшие школьники очень общительны, жизнерадостны, оптимистичны. Они вполне способны обходиться без общества родителей, находя совместные занятия и игры. Если ребенок с удовольствием включается в игры со сверстниками, принимает общие правила, не конфликтует, с интересом откликается на предложения познакомиться, то можно сказать, что он коммуникабелен и не испытывает трудностей во взаимоотношениях с окружающими. Но как больно родителям видеть, наблюдая за играми детей, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.
Публикация «Консультация для родителей дошкольников „Взаимоотношения детей в коллективе“» размещена в разделах
Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, ЭТО НОРМАЛЬНО. Родителям стоит ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА СТОЙКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении.
Почаще спрашивайте ребенка, с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему нравится, с кем он хочет дружить и почему. НАСТОРОЖИТЬ могут и частые жалобы на то, что все вокруг плохие. Дерутся, обижают, не принимают в игры. Обычно дети могут договориться между собой, но ИНОГДА родителям следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. Не стоит быть категоричными: с этим играя, а от этого держись подальше. Важно показать КАК можно преодолеть трудности в общении НЕ НА СЛОВАХ, а на примерах из реальной жизни, сказках, историях, через фантазии.
Ведущая деятельность детей – игра. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, применяет на себя самые разные социальные роли. Игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены их половой принадлежностью и темпераментом (в средней группе обсуждали).
Девочки играют в бытовые игры:
- дочки – матери - золушка
- детский сад - школа
- парикмахерская - русалочка
- магазин - барби.
Комфортно чувствуют себя в ограниченном пространстве, хотя бы небольшой уголок. Ролевое взаимоотношение МЕЖДУ ДЕВОЧКАМИ более длительное, игра носит ОДНООБРАЗНЫЙ, ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ, СТАБИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Объединение девочек для игр основано на их ИНТЕРЕСЕ ДРУГ К ДРУГУ.
Когда между девочками возникают конфликты, они чаще обращаются за помощью к воспитателю.
Мальчики выбирают для игр МУЖСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В МУЖСКИХ ПРОФЕССИЯХ:
- корабль - спасатели
- гараж - войнушка
- строители - супергерои
Для будущего мужчины крайне важно научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.
Они могут доброжелательно и благосклонно относиться к девочкам, но для игры выбирают мальчиков. Это обосновано на ИНТЕРЕСЕ К ИГРОВОМУ СОДЕРЖАНИЮ, к замыслам партнеров по игре. Мальчикам нужно пространство для перемещения и активных действий (спальня, столы, стулья, раздевалка).
Часто они распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями, разрешают споры с помощью силы, игра быстро заканчивается.
Конечно, родителям интересно узнать, есть ли у их ребенка какие-либо НАРУШЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ.
Предлагается таблица из книги «Мир детских эмоций» под ред. Кряжевой. Ознакомьтесь с признаками нарушений в поведении. И отметьте, что свойственно вашему ребенку. Вполне возможно сочетание признаков. Вы само можете определить, нужна ли вашему ребенку ваша помощь в развитии навыков общения.
ИНФАЛЬТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
Задиристый.
Часто ссорится с детьми.
Мучает окружающих.
Часто провоцирует родителей.
Оскорбляет окружающих.
Придирчивый.
Непослушный.
Постоянно выставляет свои требования родителям.
Характерны внезапные проявления буйного темперамента.
Ведет себя как тиран.
Склонен к припадкам агрессивности.
Ревнует к братьям и сестрам.
Жалуется, что его не любят.
Ссорится со сверстниками.
Неугомонный, буйный.
Сердит других детей.
Слишком много говорит.
Разрушает принадлежащие ему вещи.
СВЕРХАКТИВНОСТЬ
Находится в постоянном движении.
Суетлив.
Много говорит.
Говорит чепуху.
Неспокойно спит.
Характерны внезапные проявления буйного темперамента.
Нервно обкусывает ногти.
Не умеет ждать.
ОБОСОБЛЕННОСТЬ
Застенчивый.
Любит одиночество.
Скрывает свои чувства.
Стремится держаться в тени.
Не принимает участия в грубых играх.
Предпочитает не уходить далеко от дома.
Необщителен.
Пуглив.
СТРАХ
Склонен к головным болям, в школьном возрасте -мигреням.
Частые боли в животе.
Ощущает страх перед детским садом или школой.
Легко соглашается, что виноват.
Жалуется, что его не любят.
Легко возникает рвота.
НАРУШЕНИЯ СНА
Не хочет спать один.
Труслив.
Боится по ночам.
Робкий.
Мучают кошмары.
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Заучивает текст с трудом.
Плохо делит слова на слоги.
Не справляется с поручениями.
Отстает от остальных одногруппников.
Слабая штриховка в рисовании.
Плохо считает.
Легко отвлекается.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Иногда совершает плохой поступок. Только чтобы привлечь к себе внимание.
Охотно провоцирует детей.
Мешает другим детям своим неугомонным поведением.
Толкает, задирает и бьет других детей.
Всегда находит недостатки в том, что делают другие дети.
Когда сердится, грозит причинить другим детям зло.
СКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Боится чужих взрослых.
Изменения ситуации его легко выводит из равновесия.
Боится. Что проиграет во время игры.
Дрожат руки, когда волнуется.
Быстро пугается.
Никогда не кричит громко, даже если есть все основания сердиться.
Не защищается, когда другие дети обижают.
ПАССИВНО – АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Становится капризным и упрямым, если что – то не получается так, как хочет.
Обижается на маленькую критику по отношению к себе.
Считает, что все должны ему во всем потакать.
От любого требования подчиниться дисциплине приходит в ярость.
Сердито и зло смотрит на окружающих.
Постоянно заряжен гневом.
Когда сердится, ни с кем не разговаривает.
В детском саду мы играем с детьми в разные игры, которые помогают детям научиться регулировать свое поведение по отношению к сверстникам. Побороть страх, избавиться от агрессии. Такие игры требуют широкий круг участников. «Клубочек», «Найди друг друга», «Сочиняем сказку», «Доброе животное, «Комплименты», «Театр».
Рекомендуем и дома играть с ребенком в «полезные» игры, заменяя его общение с телевизором и компьютером.
Игры для детей с затруднениями в общении:»Комплименты», «Сочиним историю», «Подари улыбку», «Дотронься до…» (цвет, «На что похоже настроение», «Тень», «Зеркало».
Игры на снятие страхов: «Качели», «Ходули», «Жмурки», «Маски», «Фантазии».
Игры, которые помогают снять агрессию у детей : «Подушечные бои», «Выбиваем пыль», «Детский футбол» (с подушкой, «Падающая башня», «Два барана», «Петухи», «Штурм крепости», «Ругаемся овощами».
Игры, снимающие напряжение у детей : «Замри», «Солнечный зайчик», «Ты – лев» (животные, «Театр прикосновений», «Массаж».
Игры, которые развивают умение сопереживать: «Глаза в глаза», «Какое настроение», «Фотография», «Встреча».
Устраивая дома детские праздники. Придумайте развлечения для своих детей и их друзей и сверстников. Чаще и больше общайтесь! Ребенок должен чувствовать, что он не одинок в своем одиночестве и что иметь друзей – это здорово!
- В играх есть правила! (дисциплинирует, ограничивает)
- Смена игровой деятельности. (динамичные, статичные)
- Наказание (за грубое и неоднократное нарушение правил)
- Давать время на самостоятельное разрешение конфликтов.
- Мы предложили вам рекомендации. Ваше право:
1. принять их к сведению.
2. Стараться выполнять.
3. Отрицать.
4. Поступать по-старому.
Но если конфликт ребенка и сверстника постоянный или опасен для жизни и здоровья детей можем требовать вашего участия в его разрешении. Вы вправе обратиться к воспитателям по разрешению детских конфликтов. Если не помогает, то обратиться к родителям ребенка, которым разногласия.
Защищая интересы своего ребенка старайтесь быть спокойным, честным, справедливым, последовательным в своих суждениях и поступках.
Помните, что вас окружают не враги, а союзники! (единомышленники)
Литература:
1. «Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка» под редакцией: Чумичевой Р. М.
Издательство Москва «Илекса» 2001г.
2. «Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет» Кряжева Н. Л. Ярославль «Академия развития» 2000г