Екатерина Вдовина
Взаимоотношения между детьми в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Противоречивость игрового взаимодействия между дошкольниками, вытекающая из взятой на себя роли и из особенностей личности ребенка, проявляется в характере взаимоотношений, возникающих между играю- щеми детьми. Любая игра возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. В этой группе уже сложилась определенная система личных взаимоотношений, в которой каждый ребенок занимает то или иное место, имеет тот или иной социометрический статус. Эти взаимоотношения проявляются на самых первых этапах игры: на основе избирательной симпа- тии и возникает игровая группа. Она может быть объединена сначала инте- ресом к содержанию игры, затем и интересом детей друг к другу. Возможен и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который как-то устраивает большинство. Возможны случаи, когда ребенок как бы жертвует своими иг- ровыми интересами ради возможности вступить в общение с определенны- ми импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе. Такие игровые группы возникающие на основе личного интереса, самое интересное явление в детской жизни.
Публикация «Взаимоотношения между детьми в игре» размещена в разделах
Внутригрупповые взаимоотношения во многом определяют и следующий этап игры – распределение ролей. Как показывают наблюдения, наиболее интересные роли чаще всего захватывают дети с высоким статусом, которые в соответствующих экспериментах получают наибольшее число выборов. В этом случае они становятся и лидерами игровой группы, направляющими по своему усмотрению сюжет игры, определяющими ее конкретное содержание, распределяющими остальные роли, оценивающими достовер- ность их исполнения.
В завоевании такой лидерской позиции мало иметь социометрический статус, необходимы еще и организаторские способности. Исследования показали, что между положением ребенка в группе и его качествами как участника игры существует тесная взаимозависимость : часто именно эти качества, проявляемые в игре, и определяют статус дошкольника среди сверстников.
Для педагога очень важно учитывать, во-первых, возможную нежелательную «поляризацию» в группе играющих детей, когда одни дети чаще всего командуют и захватывают лучшие роли, а другие всегда подчиняются, и, во-вторых, возможность управлять через игру взаимоотношениями между детьми.
Следовательно, в игре проявляются несколько типов взаимоотношений, различных по своему происхождению и функциям. Прежде всего, как уже отмечалось, это относительно стабильные межличностные отношения, возникшие до начала игры. На их фоне возникают и развертываются сюжетно- ролевые отношения, обусловленные сюжетом и содержанием игры : дети в своих действиях и высказываниях воплощают свои представления о содержании и характере взаимоотношений изображаемых персонажей (продавца и покупателя, капитана, матросов и пассажиров, врача и больного и т. д.) В какой -то мере здесь допустима аналогия с исполнением ролей в театральном спектакле : здесь актеры, играющие определенные роли, не перестают относиться друг к другу как товарищи по работе.
В результате такого взаимодействия появляется и третий вид отношений – организационные отношения по поводу игры, при наличии которых дети выходят из роли и осуществляют контроль за действиями других участников игры.
В зависимости от сыгранности игровой группировки, реальных отношений в ней, развитости самого сюжета и содержания игры на первый план могут выдвигаться то один, то другие типы отношений. Особенно важное значение для развития внутригрупповых взаимоотношений имеют сюжетные взаимоотношения, в которых воплощаются представления детей о социальных взаимозависимостях взрослых. Наблюдения показали, что в играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. В этих условиях уже на уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как членов определенного коллектива. Следовательно, игра создает зону ближайшего развития не только для развития личности дошкольника, но и для развития группы на пути ее становления как коллектива.